Светлая тема

Рецензия на игру Sid Meier's Pirates!

В Карибский бассейн, край, где круглый год дуют северо- и юго-восточные ветры, а в морских глубинах покоятся пиастры и дублоны, Сид Мейер не заглядывал больше десяти лет. С тех самых пор, как на свет появилась позолоченная версия величайшей флибустьерской эпопеи — Sid Meier's Pirates!. В последнее время здесь и без него хватало гостей, но воссоздать атмосферу «Пиратов» смогли лишь… «Пираты».

Live the life

Эта заслуженная похвала ничуть не оскорбляет близкие по духу проекты. «Корсары» сильны сюжетом, в Port Royale упор сделан на экономическую часть, Tortuga стеснена рамками сценариев… Мир Pirates! обладает невероятно открытой структурой. Торговать в нем тоже можно, но товаров, в отличие от Tortuga, намного меньше, да и кто позарится на гроши, выручаемые от перепродажи, когда вокруг полным-полно жирных испанских галеонов?

Как и в оригинале, мы начинаем корсарскую карьеру в одной из пяти эпох (по 20 лет на каждую, с 1600 по 1680 год). Багаж невелик: никому не известное имя, маленькое судно, кучка золота и выбранная на старте особенность, влияющая на определенную составляющую успеха в игре, — медицинский и навигационный навыки, фехтование, стрельба из пушек и обаяние. «Medicine skill», например, позволяет слегка продлить жизнь авантюриста; многочисленные раны, кораблекрушения и тюремные заточения сказываются на здоровье — реакция в дуэлях становится все хуже, а к 30 годам мореплаватель вообще может отправиться на покой.

Sail Ho!

Впрочем, опытные капитаны доживают и до 45-и, а два с лишним десятка лет в Pirates! — огромный эпизод, насыщенный приключениями. Игра — и старая, и новая — изобилует всевозможными занятиями.

Одни игроки следуют сюжетной линии, разыскивая семью и главного злодея. Правда, в этот раз она еще более невыразительна, чем раньше, — о местонахождении родственников знает только один (!) барон, которого и приходится постоянно протыкать шпагой, дабы заиметь очередной кусок карты. Что-то помешало Firaxis придумать нескольких персонажей (ведь NPC даже не озвучены)…

Другие хотят найти все клады и победить знаменитых пиратов. Или обнаружить все затерянные города. Или жениться и собрать все бонусные предметы, приносящие немало пользы в странствиях. Или обзавестись каперским свидетельством и до ухода «на пенсию» служить одной нации, получая титулы и повышая рейтинг. Увы, в игре можно взять патенты у всех губернаторов сразу, и идея корсарства от этого ощутимо тускнеет, да и титулы выдаются слишком часто — при должной сноровке удается подняться на самую вершину иерархической лестницы в двух-трех государствах.

Третьи гоняются за легендами Pirates! — захватывают корабли с сокровищами (Treasure Fleet и Silver Train Карибы отныне не посещают) или рыщут по морю, надеясь однажды повстречать таинственный Ship of the Line…

А остальные экспериментируют. Допустим, дарят «Мэйн»1, предварительно опустошив его, Голландии. Кому-то нравится ставить рекорды — по продолжительности плавания, по величине вознаграждения за свою голову, по числу потопленных кораблей или награбленных денег… Если смешать все это и затем извлекать на свет в произвольном порядке, вы никогда не увидите два одинаковых прохождения.

Конечно, через неделю морские просторы слегка надоедают, но не вернуться обратно невозможно.

Новая одиссея

Странствовать лучше всего без «сейвов». «Записывать» игру, например, 1 января и круглый год тщательно продумывать свои действия, не рассчитывая на «Load». Те «Пираты» почти во всем следовали этой идее: «сохраняться» разрешалось исключительно в городах, и долгий путь от Кампече до Тортуги становился чертовски опасным. Теперь жить стало намного легче — «сохранение» есть везде, кроме схваток и городов, а перед началом боя и входом в порт срабатывает «автосейв». Как-то не по-флибустьерски.

Ближе к народу сделано и перемещение по глобальной карте. Во-первых, нам выдали ее копию с городами, поселениями и логовами пиратов (хотя названия рифов на ней не отмечены, и место высадки для поиска кладов приходится запоминать). Последние два пункта — новейшее изобретение; там можно спрятаться от преследователей, подлатать корабли, а у пиратов — еще и набрать команду. Вдобавок на Карибах появились иезуитские миссии — местные аббаты помогают получить амнистию у сильно разозлившейся нации, и деревни караибов. Коренных жителей и береговых братьев легче легкого натравить на какой-нибудь близлежащий порт, а потом наведаться туда самому.

Во-вторых, тип корабля и его флаг видно издалека, а значит, нет повода для риска. Собственно, атаковать нас в прямом смысле слова никто не может — от игрока зависит, будет драка или нет. В погоню, как правило, бросаются только охотники за пиратами.

Морские баталии обставлены традиционно — два кораблика вместе с географическими объектами переносятся на увеличенный участок моря, где и выясняют отношения. Правда, из-за концепции клавиатурного управления устроить Трафальгарскую битву в миниатюре не удастся. В битве всегда участвует один лишь флагман. Зато противники нередко имеют перевес в численности. По большому счету, захватывать корабли (а иного способа расширить эскадру не существует) нужно для того, чтобы перевозить грузы и собирать толпы под свои знамена для атаки хорошо укрепленного города.

В сражениях тоже есть недочеты. Нельзя палить с двух бортов; тип снарядов меняется «на лету», без задержки; после залпа заряжается не половина пушек, а все сразу… С другой стороны, компьютер ловко маневрирует, метко стреляет и знает, когда уносить ноги. Умелое обращение с ветром — изюминка Pirates!.

Штурм города с моря разработчики почему-то упразднили, но при этом переделали бой на суше, превратив его в маленькую походовую стратегию с клеточками, несколькими родами войск и… совершенно безмозглым AI. Обычно все решает количество, но иногда, если попадется удачная стартовая позиция, можно укрыться за непроходимыми элементами рельефа и спокойно перебить вражеские отряды.

Боевую часть игры венчают рукопашные схватки. Точнее, ставшие каноном дуэли капитанов, пытающихся с помощью небольшого набора приемов (три удара, блок, подпрыгивание и приседание) загнать друг друга к бортам. Один укол — шаг назад. Разнообразят действо разбросанные по палубе ведра и абордажные крючья, хотя наш герой пускает их в ход по своему усмотрению, что порой здорово раздражает. Каждая стычка, даже драка в трактире, сопровождается «киношными» вставками (как в новом Defender of the Crown). Симпатично, но когда ни один из соперников не имеет явного преимущества, такие моменты изрядно приедаются. Фехтуют оппоненты блестяще, особенно на высоком уровне сложности — там требуется очень быстрая реакция.

Кстати, игра нежно относится к будущим морганам. Новички, первый раз выйдя в море, зачисляются в категорию «Apprentice» и потом, при разделе добычи, могут повысить сложность. Ветераны же начинают карьеру заново, сразу выбирают «Swashbuckler» и наслаждаются: рекрутов мало, денег — еще меньше, орудия заряжаются медленно, а все враги — зубастые, как на подбор.

Сухопутные развлечения

Необходимость рано или поздно бросить якорь в порту, забрать свою долю и несколько месяцев проторчать в городе — отличительная черта Pirates!. Команда не даст провести всю жизнь в плавание и забить трюмы золотом — головорезы любят деньги, но ненавидят их копить. Поэтому их настроение потихоньку портится, а там недалеко и до дезертирства с мятежом. Умилостивить экипаж могут регулярные звонкие вливания в общий «котел» и парочка «артефактов», однако дележ в любом случае неизбежен.

Маршрут пирата в городе практически всегда одинаков: продали товары — отремонтировались — купили новый апгрейд, если есть (бронзовые пушки, картечь и т. д.) — посетили таверну — приобрели часть карты или «артефакт» — прогулялись во дворец за новым титулом. Единственное исключение из правила — флирт с дочерью губернатора. Милые приветствия и улыбки постепенно переходят в нечто большее, т.е. в танцы. Базовая идея для них взята из Dance Dance Revolution; мы следим за движениями и жестами нашей партнерши, быстро нажимая одну из 8 клавиш на цифровом блоке. Награда за столь тяжкий труд может быть разной, в лучшем случае (за длинное «комбо») — часть редкой карты. Оригинально.

Наконец, последняя мини-игра, придуманная Firaxis, скрывает в себе элементы… Pac-Man. Попытка проникнуть в город или побег из тюрьмы трансформируются в stealth-миссию. Герой крадется по улочкам, прячется за ящиками от стражи, перелезает через стены и оглушает охранников. Цель — или успешно выбраться из города, или заглянуть в ключевые здания. Честно говоря, я не вижу смысла лезть в стан врага ради посещения таверны. Побег того стоит, хотя проще не тратить время на прятки в темноте и откупиться.

Вспоминая CGA

Тем более что при свете Pirates! выглядит очень элегантно. Движок, конечно, не Storm, но «шейдерная» вода хороша и без него. Во всяком случае, для игры, чья предшественница запомнилась нам своим SVGA-образом, это огромный шаг вперед.

Синеватые морские просторы с пробегающими над ними облаками и штормами, с зеленью островов и отражающимися на водной глади кораблями смотрятся на экране мило и приветливо. Парусники напоминают искусно, вручную собранные коллекционные модели, вырисованные до мельчайших деталей, включая каждый пушечный порт и пляшущих человечков, при попаданиях вылетающих за борт вместе с бочками. Дым, снаряды, рвущиеся паруса, падающие мачты и музыка идеально подчеркивают напряжение боя.

По эффектности с ним могут сравниться лишь дуэли (нападения на города выполнены в простеньком wargame-стиле) — отличная анимация и трехмерные антуражи позволяют считать схватки Sid Meier's Pirates! лучшими среди современных пиратских игр.

Слабое возмущение вызывают повторяющиеся ролики (если вы победите всех пиратов, похожие сценки, демонстрирующие их гибель, вам придется просмотреть девять раз) и движения персонажей, но те, кто 10-15 лет назад довольствовался текстовыми описаниями, это вряд ли заметят.

Резюме

Sid Meier's Pirates! уступает своему предку только в одном — она менее требовательна к нашему воображению. По всем остальным показателям — великолепный римейк великолепной игры. С возвращением.

1Атлантическое побережье испанской Америки.