Светлая тема

Рецензия на игру Пираты Карибского моря

Морская романтика — вещь очень хрупкая. Один неверный шаг, и очарование баталий, ощущение причастности к Береговому братству, бесшабашные приключения исчезают, отступая перед бестактностью непрофессионалов. Невыразительная и банальная история с сокровищами, одна сюжетная ветка, прямая и тяжелая, как железная редакторская линейка, аркадный (!) режим плавания, кучка незамысловатых квестов, крайне неудобное управление и еще целый ящик неудобоваримых вещей… Разработчики сделали все, чтобы пиратский эпос на наших глазах опустился до уровня поделки с легким авантюрно-пиратским уклоном. Удалая корсарская жизнь? Забудьте. В якобы Карибском море в почете курьеры, грузоперевозчики и легкоатлеты. Флибустьерский дух здесь почти не ощущается.

Позорные трубы

Хотя первое впечатление формируют вовсе не перечисленные раздражители, а невероятная неряшливость игры. Даже без подсчета найденных игроками ошибок хочется предположить, что «Пираты Карибского моря» стали жертвой злостного саботажа, и в магазины попала не совсем финальная версия. Несовпадение имен/падежей и чудовищные грамматические ошибки в крайне убогих с точки зрения литературности диалогах четко указывают на специфику отношений автора оборотов «дешевая позорная труба» и «серебреное кольцо» с русским языком. Местами попадаются непереведенные названия кораблей и имена персонажей. Непонятно, с какого же языка делался перевод (косо посматриваем на Pirates of the Caribbean) — с русского на английский или наоборот? И вопрос дня: почему «там» главный герой наделен фамилией Hawk, а у нас — Хаук? Вдобавок ко всему угнетает огромный шрифт, с головой выдающий консольные корни проекта (к счастью, это исправит патч).

Примитивный Корсарский Мирок

Сюжет выглядит слепленным наспех — настолько он куц (поклон в сторону Голливуда; если кто не в курсе, загляните сюда или в кинотеатры Москвы с 20-го августа), неинтересен и притянут за уши к общему антуражу. Делать какие-то сравнения с «Корсарами» нельзя ни в коем случае по двум причинам: 1) для той игры это оскорбление; 2) для «ПКМ» — незаслуженная похвала. Все наши странствия практически постоянно проходят под английским флагом, и это при том, что местный архипелаг поделен между пятью державами; к четырем известным зачем-то приплели Португалию. Чаще всего упор и в основных заданиях, и в побочных сделан на «профессию» посыльного (правда, нельзя не отметить, что некоторые квесты проходятся несколькими способами). Мы занимаемся доставкой писем и статуэток, попадаем в ловушку при перевозке какого-то сундучка, пару раз заглядываем в тюрьму, чтобы освободить/перевезти заключенного… До реализации случайных сюрпризов, которые могли бы выпадать игроку, скажем, в одном случае из ста, авторы не додумались, поэтому если что-то должно произойти, вас об этом известит скрипт. Лишь изредка унылые заплывы между островами перемежаются морскими баталиями и… сухопутными стычками.

При сходе с корабля на берег наблюдается превращение «ПКМ» в типичный TPS, страдающий рядом очень серьезных недоработок. Натаниэль, проводящий на суше не меньше времени, чем в море, не умеет ни прыгать, ни стрейфиться, ни нормально бегать — черепашье передвижение больше похоже на спортивную ходьбу. А ведь эти навыки в условиях новой боевой системы приобретают едва ли не первостепенную важность. Впрочем, новое в ней только одно — теперь драться приходится не один на один, а сразу со всеми, кто соизволит напасть, включая разбойников с большой дороги, злобных монстров-мартышек (второй поклон в сторону Голливуда) и скелетов. В нашем арсенале имеется один блок и два удара, плюс пистолет (достанете клад с севшей на мель посудины — получите неплохую четырехствольную игрушку; кстати, холодное оружие тоже имеет индивидуальные характеристики): сами понимаете, какая тут разнообразная анимация. В основном проблемы в бою вызывают идиотские выкрутасы камеры, неудобное управление и невозможность толком прикрыть тыл. Особо выделяется катастрофически тупой «респаун», самый убогий метод «оживления» стайерских дистанций, заставляющий испытывать к ним еще большее отвращение.

С бегом все не так однозначно. На первых порах кажется, что выросшие в размерах города — очередной источник головной боли; в «Корсарах» беспрестанные хождения по улицам в поисках нужного NPC или просто посещение ключевых зданий были весьма утомительны. В «ПКМ» процесс упростили, и в таверну, магазин, на верфь или к губернатору можно попасть посредством быстрого перехода. Удобно. Но. К постройкам, которые в категорию основных не занесли, — церковь, жилища «квестовых» персонажей и просто дома горожан, сделанные лишь для того, чтобы Нат, как последний ворюга, таскал оттуда какие-нибудь побрякушки, — приходится топать на своих двоих, честно проматывая экраны и осыпая проклятьями отсутствие функции ускорения времени в пеших прогулках. Решение очевидно, однако авторам оно, судя по всему, в голову не пришло, потому и нет в игре карт колоний и прилегающих к ним локаций, включая подземелья. Очень жаль, что вместе с накруткой счетчика километража герой не прибавляет в скорости…

Если «Акелла» задумает сделать еще один пиратский проект, такой параметр в списке наверняка появится. Пока же мы довольствуемся расширенным по сравнению с «Корсарами» набором скиллов и неоригинальными, но эффективными «перками». Принципиальных изменений в прокачке персонажа не наблюдается; как отмечает большинство игроков, в мире «ПКМ» больше всего ценятся фехтовальщики и канониры. Все остальные навыки факультативны и приносят пользу, только если вы планируете заниматься торговлей, контрабандой и т. д. Нанятые офицеры тоже получают свою долю опыта, набирая уровни, да еще и шатаются за нами по городу, оказывая посильную (и очень неплохую, если брать с собой прирожденных бретеров) помощь в локальных разборках. К счастью, в наличии мозгов им не откажешь — храбрецы смело атакуют врага при его приближении, используют лечебное зелье и стреляют из пистолетов, порой спасая нашу жизнь.

Водители фрегатов

Масштабная карта «Карибского моря» осталась нетронутой. Спасибо и на том. Правда, перемещение по ней осуществляется уже не по схеме «point'n'click», а с клавиатуры, по WASD, например. Этакие MicroMachines на море. Корабль, движущийся задом, — крайне увлекательное зрелище. Спешите видеть. Кроме того, карта позволяет легко избежать каких-либо трудностей на пути от одного острова к другому: достаточно вовремя заметить фигурку пиратского корабля, выныривающую из тумана, или грозовую тучу и быстро слинять в режим плавания. По возвращении обратно горизонт будет чист, как стекло. Может, проще было сделать телепортационные кабинки в тавернах?

Кульминация игры в «ПКМ» — покупка линкора, поскольку противостоять этой громаде, ведомой матерым капитаном, не могут ни эскадры, ни форты. Особенно при наличии соответствующих «перков» вроде увеличенной скорости, маневренности и дальности стрельбы орудий. Каждый выбирает свою дорогу к морскому величию, но идеальный маршрут уже составлен. На первых порах, если позволяет удача, — игра в кости. Затем торговля (в помощь начинающему купцу выдан журнал, из которого можно узнать, какие товары требуются в конкретных поселениях), а чуть позже — и контрабанда, прибыльное и рискованное дело; не очень ведь хочется после совершения сделки драться с солдатами и выяснять отношения с военным судном. Другие стандартные источники дохода скрываются в необязательных квестах вроде доставки груза или эскорта. Одним словом, никакой наш герой не корсар, а самый настоящий скупердяй, стремящийся зашибить деньгу там, где попроще. Да, поначалу кажется, что нападать на всех без разбора весело и занимательно, что пиратская жизнь однообразна, но от того не менее опасна, да и денежки от продажи захваченных кораблей текут рекой. Только вот незадача. Во-первых, пиратской «ветки» в «ПКМ» нет, а значит, основная квестовая линия автоматически отмирает — не будешь же постоянно платить за улучшение отношений с нациями? Во-вторых, сам бой основательно поскучнел. Противник не отличается тактическим мышлением и всегда стреляет обычными ядрами, а абордаж выродился в планомерную зачистку палуб. Чем выше класс корабля, тем больше уровней надо пройти. Если учесть, что в море сохраняться нельзя (только на глобальной карте), можете себе представить, как обидно получить смертельную рану на последнем «этаже» при захвате какого-нибудь линкора.

Заметка для любителей халявы: шулерская способность «Абордаж по выбору» позволяет мгновенно сблизиться практически с любым кораблем. И это в реалистичном режиме плавания, который, как выяснилось, отличается от аркадного маневренностью судов. Интересно, создатели действительно думают, что такой элемент (вместе с уникальными в своем роде сражениями в шторм, когда на палубе уже в двух шагах ничего не видно, а не потерявшие рассудка капитаны думают только о спасении своих жизней) добавляет остроты унылой реалистичности?

Раздвоение

Наделенных новым движком «ПКМ» можно легко поделить на две части — «море» и «остальное». Волны, острыми углами накатывающие на песчаный берег бухты, все равно великолепны. Вряд ли кто-то скажет, что ему не понравились кадры, надолго остающиеся в памяти: серебрящиеся лунные дорожки; залив, озаренный последними лучами солнца; пустынная морская гладь под моросящим дождиком. Отрицательные эмоции появляются только в ясную солнечную погоду, когда неестественность воды чересчур бросается в глаза, и в шторм. Ненастье, вызывавшее нарекания еще в «Корсарах», здесь выглядит ничуть не лучше.

Ну, а все остальное… Несимпатичные модели кораблей с появляющимися при максимальном удалении человечками на палубе и намертво прибитыми мачтами, вялые спецэффекты, смазанные текстуры, корявая походка NPC, часто повторяющиеся интерьеры (но разная архитектура) — мы стали чаще бывать в городах, а смотреть там по-прежнему не на что. Даже с видом от первого лица. Исключением, пожалуй, можно считать загородный моцион по «джунглям», хорошо утоптанным тропинкам с низкорослой растительностью неплохого качества и фауной вроде бабочек и ящериц. Впрочем, когда вы в четвертый раз пробежитесь от маяка на Оксбэе до Гринфорда, зеленый станет вашим нелюбимым цветом.

В аналогичном положении — на разных чашах весов — находятся озвучка и музыка. Если первая откровенно неприятна (скромный набор реплик и крайне неудачная работа актеров — это вам не Владимир Конкин в «Корсарах»), то саундтрек способен поднять настроение, серьезно упавшее после, например, обнаружения нового неприятного бага. Такой получилась и вся игра — нескладно, неровно сшитой. Мы, разумеется, знаем, почему, но обсуждать животрепещущую тему не будем. Смысла нет. Пусть сделанное останется лежать тяжелым грузом на совести разработчиков.

Резюме

Разочарование года. Вряд ли в ближайшие пять месяцев кому-нибудь удастся расстроить нас столь же сильно. Да, патч, который был обещан игрокам еще две недели назад, исправит многие ошибки, добавит новый тип квестов (уничтожение пиратских кораблей на заказ), позволит продолжать игру после сюжетного финала и т. д. Но это — лишь жалкий огрызок былых радужных надежд.