Возможно, вы знаете эту историю, уже давно бытующую среди кинематографистов. Некий режиссер, снимавший фильм в жанре «love story», был крайне недоволен финальной сценой своего творения. Обычный слащавый хэппи-энд с поцелуем героев на борту океанского лайнера его никак не устраивал. Озарение пришло лишь за пять минут до начала съемок. Режиссер приказал раздобыть краски и на спасательном круге, висевшем позади героев, собственноручно вывел надпись «Титаник».
Катакомбы разума
Почему-то я абсолютно уверен, что в Cryo с этой историей ознакомлены, иначе они не стали бы тужиться, нагнетая никому не нужный драматизм в обучающей программе-энциклопедии. Да-да, друзья, я не ошибся, именно в энциклопедии, ибо иначе игру Pompei классифицировать невозможно. Ну, пожалуй, еще как «до смерти занудный квест».
Долгая, в три года длиной, разлука с продукцией компании Cryo дала о себе знать. Устроившись поудобнее в кресле и предвкушая роскошную графику, стильные видеоролики и потрясающую музыку, я, увидев интро, долго и недоуменно моргал. Мама, что это?! На экране друг друга сменяли кусочки невразумительных сцен (как выяснилось позже, это были основательно порезанные игровые видеовставки), сопровождавшиеся голосом бестелесного призрака, вещавшего бред о проклятье богини Иштар, трех инкарнациях некоей Софии и извержении Везувия прямиком из ереванских катакомб 1918 года. Заочно признавшись Софии в любви до гробовой доски, призрак заткнулся, а в кадре появилось изображение внутреннего дворика дома богатого патриция с валявшимся посредине лужайки человеком.
Поднявшись на ноги, человек отряхнул тогу, но не успел еще толком прийти в себя, как в его голове зазвучал властный женский голос, проведший вводный инструктаж. «Привет, я - богиня Иштар, но греки кличут меня Афродитой. Тебя, дружок, зовут Эйдриан, находишься ты сейчас в Помпеях, причем до извержения Везувия осталось всего четыре дня. Посему - вперед, шевели бульонками, ищи первую инкарнацию своей Софии. Как найдешь, - вместе уматывайте отседова!»
Вообще-то, на самом деле богиня говорила совсем не так: с толком, с чувством, с расстановкой, старательно выговаривая каждую фразу, украшенную неизвестным науке сценаристом тоннами словесной мишуры. Впрочем, как мы установим далее, здесь вообще все так говорят, а пока что немного порулим мышью.
Историческое наследие
После первого же движения несчастным грызуном становится ясно, что технологический уровень квестов «от Cryo» замер где-то на отметке «1997» и подниматься выше в обозримом будущем явно не собирается. Мы по-прежнему разглядываем, крутя на все 360 градусов вверх-вниз-влево-вправо голову, натянутую на невидимый цилиндр огромную картинку в разрешении 640х480. Впрочем, от образца самого себя трехлетней давности движок Pompei отличается возможностью увеличения картинки да появлением зачатков анимации на некогда статичных задниках.
В угоду экономии места, времени и финансов ролики, сопровождающие переход игрока из одного места в другое, авторами не предусмотрены, посему новичкам (вдруг кого угораздит купить или, неровен час, получить в подарок?) рекомендую пару-тройку минут пообвыкнуть, прежде чем отправляться на поиски Софии. Понимаете ли, принцип выбора авторами активных зон на картинках, куда следует тыкать мышью, дабы перейти на следующую панораму, может сильно отличаться от ваших, моих и общечеловеческих стандартов мышления в целом. Ах, вам в ту комнату захотелось? Извольте пройти во-он тем кружным путем. Решили заглянуть в дверцу? А вот обломитесь, - не откроется она, хоть тресни!
Потыкавшись так минут -дцать в мутноватые панорамы убранства дома простого помпейского (помпезного?) патриция и не найдя выход, категорически не рекомендуется впадать в панику. НЕУЖЕЛИ ВЫ ЕГО НЕ ЗАМЕТИЛИ??? Как же, вот он, за грязной сине-буро-красной тряпкой, рядом с маленьким мраморным бассейном! А вы-то, небось, как и я, тоже дверь сначала искать кинулись...
За тряпкой находится место, называемое в России и остальных цивилизованных странах Северной Африки словом «прихожая». Там обнаруживаются большой загадочный сундук и рядом с ним - истинное чудо! - ключик, подходящий к непокорному замку. После того, как чужое барахло успешно переехало в наш инвентарь, открывается входная дверь, и мы впервые видим местных аборигенов.
Куклы
Странное, доложу я вам, зрелище. На нас смотрят хорошо нарисованные лица, но без каких бы то ни было следов мимики. Мы слышим поставленные голоса старательно переигрывающих актеров, но губы героев сомкнуты крепче, чем у партизан на допросе в гестапо. Мы ожидаем увидеть эмоциональные жесты, сопровождающие жаркий спор, но на самом деле жизни в этих «людях» меньше, чем в кукле Барби (которая ТМ) последней модели. Увы, наш герой почти не отличается от вышеупомянутых образчиков криогенного творчества.
Диалоги ужасают своей занудностью. Наводим на персонажа, давим (ежели добрые авторы разрешили) мышь, вываливается список тем, каждая из которых обычно формулируется одним емким словом (я не о том, гусары...). Выбор темы обычно инициирует диалог, перепичканный, благодаря стремлению авторов обучить исторически темную молодежь, различными фактами, именами, цифрами и датами. Так, из одной только беседы с купцом мы выясним, что у Римской Империи, оказывается, были крепкие торговые связи с Египтом и Европой, а также узнаем, что 17 лет назад в Помпеях было сильное землетрясение (аккурат в правление Нерона). Эй, товарищ! Вы откровенно зеваете и при этом совершенно не стыдитесь своего позорного невежества в области древнеримской истории? Ну и правильно. Одобряю. Жмем «Escape».
Линейная нелинейность
По завершении занудных словоизлияний двух кукольных болванчиков, выдающих себя за жителей Помпей («Escape» много-много раз), материализуется и сам глава дома - знатный патриций Попидиус. Буквально через несколько секунд выясняется, что Эйдриан-то, оказывается, лучший друг Секундуса - сына Попидиуса, и прибыл из далекого Марселя с целью выяснить, с какого перепуга Секундус провалился на ежегодных городских выборах (вероятно, банальный вариант с непопулярностью среди электората нашего героя не устроил).
Дальнейшие события весьма увлекательны. Поговорить с одним, пробежать через полгорода (спасибо, хоть карту сделали), поговорить с другим, подойти к третьей, взять шило, вернуться к первому, обменять на мыло... И так далее. Анимационные вставки, сопровождающие действо, на редкость оригинальны и в основном демонстрируют неторопливые хождения персонажей по пустынным помпейским улицам (между тем население города составляло от 12 до 20 тысяч человек!). Н-да, если там и вправду были такие убогие дома, как это нам показывает Cryo, то, чесслово, незачем было этот город выкапывать. Разве только, чтобы туристов стращать...
При этом наш герой, оказывается, еще и большой добряк. Увидел, скажем, он двух жителей, спорящих из-за упрямого осла, вставшего посреди улицы, и нет бы спокойно пройти мимо. Щас. Оказывается, наглое животное заткнуло своей задницей именно ту улицу, на которой находится жизненно необходимое для нас, по мнению авторов, здание. Приходится втыкать в упряжь палку и вешать на нее капусту, дабы осел сдвинулся с места. Между прочим, пазлочка на время: если не торопиться, то можно стать свидетелем громкого скандала и загреметь в кутузку с последующим гамовером. «The End. Вас арестовали». К слову сказать, авторы вообще любят издеваться над игроком подобным способом. Ткнули мышью не в ту точку на столике в храме и разбили вазу (какой ты, Эйдриан, неловкий, нет слов)? Грузим save game. Забыли избавиться от стражника в ста метрах от финала? Дубль два. Такие «драматические» сюжетные повороты в сочетании с попытками угадать ход мыслей разработчиков могут довести до бешенства даже миролюбивого дзен-буддиста.
Впрочем, черт с ним, с сюжетом... Ничего, подавите в себе естественные позывы к, сделаете марш-бросок через весь город, прощелкаете все объекты и найдете то, что от вас хотят авторы. Знаем, проходили.
Это... это... эдютейнмент!
Так, про что я забыл сказать? Ну конечно, музыка. С этим у Cryo было всегда все в порядке... до появления Pompei. Композиций - кот наплакал, да и те не создают настроения. Временами создается впечатление, что бродишь по какому-нибудь «музею под открытым небом», слушая занудно бубнящего гида. Наличие поддержки 3D-звука смахивает на издевательство, ибо звуковых эффектов в игре практически нет...
Для тех несчастных, что вечно тянутся к знаниям даже там, где их не должно быть, авторы не поленились соорудить полноценную электронную энциклопедию с алфавитным указателем и гиперссылками и разрешили бродить по пустынному городу «просто так», безо всякого сюжета. Все французские учколлекторы педвузов в срочном порядке уже наверняка закупают Pompei пачками для подшефных учебных заведений. Ведь город смоделирован с учетом последних научных данных и при содействии Объединения французских музеев, куда тут деваться. Может быть, это и было главной целью авторов при создании игры?
Непотопляемое
Что же касается Софии... не волнуйтесь, наш герой найдет ее. Излечит, болезную, от жуткой амнезии, спасет из лап нехорошего помпейца по имени Статиус, а потом умотает вместе с ней из города за пару часов до извержения, в память о котором 1921 год спустя некая фирма Cryo слабает самую серую, занудную и скучную игру в своей истории. Вот вам и весь драматизм, господа.