"Вот высрем мы
вам шедевр непревзойденный,
с
геймплеем непродрищенным"
- из истории
студии Trashmasters
Postal 3 сходу предупреждает: «…содержит сцены насилия и жестокости, похабный юмор, грубую брань и нецензурную лексику, а потому настоятельно не рекомендуется людям с тонкой душевной организацией, представителям всевозможных общественных и религиозных движений, а также всем, кто считает, что все либо некоторые из вышеперечисленных вещей могут их оскорбить». Разработчики, конечно, польстили себе – ЭТО вообще никому не рекомендуется. Здешние «сцены насилия и жестокости» – детский лепет после Manhunt, а «нецензурная лексика» не напугает и первоклассника. Бездарность не скрыть за литрами томатного сока и матерными воплями, но в Trashmasters так ничего и не поняли, несмотря на провалившийся «Штопор Жж0т!».
Между ангелом и бесом
Пережив ядерный гриб над Парадайз-Сити, наш старый знакомый уехал в Катарсис – крайне необычный городок по соседству. Байкеры-геи тут раскатывают по проспектам на сегвеях, мэр держит малазийского раба для постельных утех, а чокнутые ученые ставят опыты над животными. У Чувака есть лишь потертый плащ и любимый пес Чамп, который обожает кусать окружающих за причинные места. И что же, «пацан к успеху шел»? Ничего подобного. Надеяться на эпопею в духе GTA, приправленную фирменным безумием серии Postal, бессмысленно. Признаков «песочницы» не замечено — переход в другую локацию происходит исключительно по воле сценариста, а погулять по округе дают строго после завершения сюжетной линии. Вдобавок в руках российских «трэшмастеров» Source Engine разучился рисовать широко и красиво. Хотя главная беда — не допотопная графика и даже не кошмарная оптимизация. Самое страшное в Postal 3 – задания.
Штамповка а-ля Postal 2 все еще в действии, пусть и немного видоизмененная. Каждый раз в стилизованном под ретрокино видеоролике нам показывают, как к Чуваку кто-то подходит на улице/звонит на мобильный и обещает золотые горы за идиотскую работу, например, пылесосом собрать яблоки на ферме. Разумеется, халявы не будет. Стоит нескольким яблокам попасть в корзину, как по давней традиции ВНЕЗАПНО прибегают вооруженные талибы, вынуждая по сути-то незлобивого парня хвататься за «пушку». В эту схему укладывается большинство миссий: вместо яблок – обконч… грязные салфетки и помет, вместо исламских экстремистов – какое-нибудь «общество разгневанных мамаш» или защитники животных. Отбив атаку, мы получаем… правильно, новый вид оружия. Денег никто никогда не платит, ибо тратить их негде и не на что. Не имей сто рублей…
Зато теперь и вправду можно побыть пацифистом. Арсенал наконец-то пополнился перцовым баллончиком, электрошоком и «гамаметом», распыляющим сонный газ на ближних дистанциях, поэтому свобода выбора действительно есть: не хочешь — не убивай. Так называемый «кармометр» ведет учет добрых (усыпление) и злых (уничтожение) поступков. Миролюбивых игроков поощряют альтернативной сюжетной веткой: Чувак становится копом и несет закон в массы. Пресечение уличных беспорядков быстро надоедает, но по-другому Уве Болла и Уго Чавеса не увидеть. Если нудный «симулятор полицейского» опостылел, достаточно слегка покуролесить, чтобы вновь перейти на «темную сторону». Слишком часто менять карму не советую – повествование, и без того сумбурное, обернется шизоидным бредом, где зверски убитые в предыдущем эпизоде персонажи преспокойно разгуливают в следующем. Лучше сразу решить, что же милее – выполнять приказы коррумпированных чиновников или героического лейтенанта Шлемососа. Поручения одинаково глупы и там и там, просто «хороший» путь чуть более насыщен событиями.
Но если вам по душе опьяненный кровью психопат, мочите сколько влезет – пистолет, М-16, мачете и верная канистра с бензином по-прежнему под рукой. А еще дубинка, лопата, гранаты, крупнокалиберный пулемет, очень скорострельный дробовик, бешеные кошки, сексуально озабоченные обезьяны… Сравнивая количество смертельных и несмертельных «гаджетов», начинаешь понимать, какой стиль прохождения навязывает игра. Перестрелки стали значительно проще, чем в Postal 2, благо Чувак научился «прилипать» к укрытиям. Хотя он и без них в одиночку положит армию – почти мгновенная регенерация здоровья и бронированный плащ превратили бывшего программиста в машину смерти.
Увы, воевать от того ни капли не веселее. Пули попадают куда угодно, только не в жертву. Тупые как пробки враги наскакивают со всех сторон, пугают дерганой анимацией, получают в ответ автоматную очередь и драпают, теряя по дороге конечности. В третьей части таки появилась «расчлененка», но картонные «детали» тел, летающие по немыслимым траекториям, впечатлят разве что пятилетнего ребенка. При попытке пальнуть из-за угла садистски настроенная камера утыкается Чуваку в затылок. И это — верхушка айсберга! Ощущение, что игру делала группа школьников, увлекающихся программированием, не отпускает до самого конца.
* * *
Почему все так ужасно? Снеся кому-нибудь голову, Чувак наставительно заявляет: «Бэтмен, #@%#, виноват!». Ну что ж, будем знать…