Строить гадости ближним можно как с серьезной мотивацией, так и вообще без нее. Второй вариант, пожалуй, даже лучше, если от увлекательного действа нужно получить специфическое удовольствие. Однако создатели Hell Raisers не стали оглядываться на аналогичную российскую разработку под названием «Как достать соседа 3: В офисе», снабдив свой проект мощными морально-этическими подпорками.
Хорошие шутки
Игра с участием актеров из популярной «О.С.П.-студии» по определению должна быть веселой и беззаботной. Трудно представить зубодробительный шутер или мозголомную стратегию с Сергеем Белоголовцевым, Татьяной Лазаревой, Павлом Кабановым, Андреем Бочаровым и Михаилом Шацем. А вот логическая аркада в стиле известного сериала Neighbours from Hell идеально вписывается в нескучный быт семейки Звездуновых.
Вступительный ролик повествует о драматическом ДТП под стенами Кремля. Въехав в роскошный джип на стареньких «жигулях», ошарашенный глава семьи обнаружил перед собой наглую бандитскую физиономию, обладатель которой кратко проинформировал его о последствиях. Расстроенный папаша, вернувшись домой, поведал домочадцам о том, что жить им теперь негде. Единственный выход — победа в телевизионном реалити-шоу «Война с соседями». Тому, кто сумеет основательно достать дюжину разномастных персонажей, вручат заветный приз — ключи от новенькой жилплощади в Москве.
Выручить любимцев публики — благородное занятие, но сценаристы этим не обошлись. Почти каждый из тех, над кем предстоит ставить жестокие опыты, чем-то насолил нашим потенциальным бомжам. Соответственно, к их спасению добавляется сладкое чувство мести, а устоявшие бастионы нравственности позволяют дарить диск даже младенцам.
Мультяшные Звездуновы (впрочем, они сохранили узнаваемый облик), увлеченно переругавшись на кастинге, мигом покорили строгое жюри. Дело за малым — управляя ими по очереди, устроить около сотни подлянок в 12 насыщенных эпизодах. Встречи будут самые разнообразные. Медсестра и врач, поглощенные скорее друг другом, нежели медициной, парочка рокеров, похотливый автомеханик, суровый военрук, строитель Иван с характерной фамилией Стамеску — лишь половина пестрого списка. А посему резко меняется и антураж: игрока переносят из казино в бар, оттуда на стройплощадку и т. д. Объединяет же будущих врагов неутомимое стремление дать в морду вредителю, застуканному с поличным. Трижды пойманный неудачник проваливает миссию и вынужден начинать все сначала…
Как достать соседей
Развлечение очень похоже на то, что мы видели в обеих частях Neighbours from Hell, но есть и отличия. В основе лежит привычная схема: ограниченная несколькими помещениями двумерная локация, где передвигается «дичь» (одна или вдвоем). Она занята своими делами, никуда не сворачивает и образует одинаковые непрерывные циклы. Наша телезвезда, стараясь не попасться на глаза, кропотливо собирает доступный инвентарь, дабы затем творчески применить его на бытовую и прочую технику. Помощь родных не предусмотрена, так что бузим мы всегда в одиночку.
Существенное послабление, граничащее с читерством, — отсутствие таймера и надежные укрытия, размещенные на большинстве этапов. Пока подопечный переводит дух, спокойно отсиживаясь в шкафу, за дверями или под столом, легко выучить нехитрый маршрут и разыскать необходимые предметы. Утомительного «пиксель-хантинга», заставляющего закипать мозги в поисках какой-нибудь шпильки, тут нет; все находится быстро и без особых проблем. Жизнь немного осложняет радиус зрения противников, пристроенный на специальной мини-карте. Правда, видят-то они зорко, зато совсем ничего не слышат, включая разгуливающего прямо за спиной преследователя.
Поручения варьируются от заурядных проделок (вроде подсыпания перца в гамбургеры и засовывания увесистой гайки в конфету) до действительно смешных. При этом Кларе Захаровне почему-то достались головоломки, в основном связанные с техникой; с другой стороны, вид сосредоточенной старушки, ковыряющейся в кондиционере или электрической розетке, довольно забавен. Она в лице П.Кабанова по секрету сообщила нам, что ожидала всамделишные квартирные войны, «но то, что получилось, тоже хорошо».
Тем не менее, сложность недалека от детсадовской. Очень мало задач, в которых надо создать новую вещь из двух или изменить ее (к примеру, заполнить пустое ведро, щелкнув им на бочке со смолой). Как правило, выбор очевиден — нетрудно сообразить, что клей пригодится для заботливого смазывания противогаза, настоящая граната замечательно подойдет к кучке учебных снарядов, а коллекционная гитара прекрасно заменит обычную, традиционно разбиваемую после репетиции.
Каждый из Звездуновых озвучен своим реальным прототипом, что, безусловно, понравится многочисленным почитателям творчества «ОСПшников». К сожалению, из колонок доносятся лишь озадаченные и торжествующие возгласы, помогающие принять правильные решения. Обидно, ведь кто-кто, а это семейство могло бы порадовать нас богатым лексиконом и остроумными репликами. Не говоря уже о неподдельных коммунальных склоках и бескомпромиссной борьбе с окружающими, реализованными в духе О.С.П. Такой взрывоопасный коктейль, вероятно, оставил бы на обочине Neighbours from Hell… Увы, копирование чужих идей оказалось предпочтительнее самобытного юмора, столь близкого российской аудитории.
Яркие декорации и убедительные фигурки действующих лиц выполнены с любовью и вниманием к деталям (чего стоит один сантехник, отплясывающий а-ля Майкл Джексон), а вот промежуточные видеоролики удивляют кошмарным качеством. Кроме того, кампанию венчает… нарезка из видеокадров, живописующая пройденные приключения. А где же честно завоеванный выигрыш?
* * *
«33 квадратных метра: Война с соседями» наверняка очарует поклонников «О.С.П.-студии»: полюбившиеся актеры соответствуют атмосфере игрушки. Более взыскательные игроки отметят удручающую быстротечность и изрядно облегченный геймплей, из которого вместе с таймером испарилась значительная доля адреналина. Впрочем, на безрыбье, свойственном подобным «симуляторам мелких пакостников», Hell Raisers смотрится неплохо.
P.S. Благодарим Жанну Горанскую, PR-менеджера компании «Новый Диск», за помощь при подготовке этого материала.