Светлая тема

Рецензия на игру Pride of Nations

Студия AGEod сделала себе имя на серии пошаговых воргеймов, первым из которых был Birth of America. Разработчики подобрали удачный баланс между сложностью и интересностью. Игрок командовал армией, назначал генералов, следил за снабжением и отправлял подкрепления, но не страдал от лишних обязанностей. В голове, не занятой рутиной, рождались превосходные планы боевых операций.

Наплодив с полдюжины проектов по этому шаблону, французы замахнулись на нечто большее. Их Pride of Nations похожа на Victoria: An Empire Under the Sun — и комплексным подходом к геополитике, и выбором исторической эпохи. Жаль, что до шедевра Paradox Interactive ей еще очень далеко.

От кризиса до кризиса

В отличие от создателей первой и тем более второй Victoria, команда Филиппа Тибо с особым вниманием отнеслась к достоверности. Ради нее свободу геймплея попирают со всех сторон. Из-за того, что AGEod не смогла подготовить цепочки скриптовых событий и гигантские базы данных по всем странам мира, игрокам подсунули только восемь крупнейших держав: Великобританию, Францию, Россию, Германию, США, Австро-Венгрию, Италию и Японию.

В роли незримой силы мы управляем государством с 1850 по 1920 годы. Проработка отдельных элементов Pride of Nations впечатляет дотошностью. Скажем, помимо статей бюджета, учитывается частный капитал, а чужие торговые корабли можно распугать военным флотом. Однако во многих важных вопросах нам почти ничего не позволяют. Экраны, отвечающие за политические реформы и исследования, в основном работают как справочники, отражающие текущую ситуацию. Раз российское общество было необразованным в XIX веке, то таким и останется, хоть тресни.

Заключать договоры на международной арене тоже нелегко. Pride of Nations не сообщает, с какой вероятностью собеседник примет предложение. Впрочем, добиться серьезных уступок в стандартных условиях все равно не выйдет. Дело принимает крутой оборот, когда вспыхивает политический кризис. Время от времени государства конфликтуют — например, за сферу влияния. Начинается необычная мини-игра, в которой оппоненты могут тянуть одеяло на себя, искать компромисс, привлекать союзников или откладывать решение проблемы. Если противник дрогнет, вы сорвете куш. Иначе спор грозит перерасти в войну.

Еще увлекательнее проходит колонизация. Игрок не просто финансирует экспедиции и возводит форты. В его распоряжении несколько десятков действий: «подкупить вождей», «отправить миссионеров», «подогнать к берегу канонерки» и т. п. Чтобы понять, какие из них дадут желаемый эффект, придется пораскинуть мозгами. Правда, покорять далекие земли тоже нужно по указке дизайнеров. На континенты, куда не ступали реальные поселенцы вашей нации, лучше не лезть — замучают штрафами. Но эту опцию все же можно выключить в настройках.

И все-таки Vainglory

К сожалению, удовольствие от глубокой, многоплановой игры сильно портит плохой интерфейс. Отдельные меню слабо связаны, поэтому мы добываем информацию в одном месте, применяем ее в другом и смотрим на результат в третьем. Получение сведений сродни работе сыщика: дефицит сводных таблиц и отсутствие нормального поиска заставляют рыскать по всей планете.

Конечно, есть и удачные идеи вроде фильтров карты и помощи в строительстве промышленности (видны районы, где здание выбранного типа принесет больше пользы). Однако в целом проект Тибо — дуб дубом. Ярчайший образец здешнего маразма — десяток ключевых экранов, которые доступны лишь по кнопкам F1-F10.

Хуже всего то, что освоить Pride of Nations намного тяжелее, чем ту же Victoria 2, хотя их сложность примерно одинакова. Обучающий режим скачет по верхам, руководство пользователя путается в терминах, всплывающие подсказки скупы на подробности. Такое недружелюбное отношение к игрокам — отнюдь не признак «хардкорности».

Даже опытные фанаты глобальных стратегий рискуют бросить PoN на полпути — слишком уж мучительная тут возня. Семидесятилетний отрезок истории разделен на ходы по 15 дней. Это значит, что одни и те же действия нужно повторять тысячу раз. Техническая сырость превращает бедствие в катастрофу. Расчеты между раундами тянутся по несколько минут. Карта с анимированными флажками, пароходами и поездами ужасно (и необъяснимо) тормозит. А иногда Pride of Nations просто вылетает…

* * *

От провала ее спасают только сценарии, посвященные войнам (англо-бурской 1899-1902 гг. и русско-японской), восстанию сипаев и Рисорджименто. Там AGEod чувствует себя в своей тарелке, выдавая геймплей фирменного качества. Коротких кампаний мало, но за игру и просят-то всего 20 долларов.