- Главная/
- Игры/
- Pro Cycling Manager 2006/
- Рецензия
Шоссейный велоспорт — штука сложная. Тут зачастую побеждает не самый сильный, а самый умелый или даже хитрый, но слабак не доедет до финиша; одиночка не выстоит против слаженного коллектива, но только личности завоевывают славу. Да и обычно немногие выходят на старт с задачей выиграть именно здесь и сейчас. Для одних важнее надеть майку желтого (зеленого, белого) цвета, для других — потрепать нервы соперникам или просто дотянуть до конца. Тяжелее всего, наверное, зрителям. Ждать пару часов, чтобы увидеть, как мимо прошелестит пестрая толпа — спорное удовольствие. Однако тысячи зевак ежегодно приветствуют велогонщиков в горах и низинах, в городах и деревушках, в сияющих Альпах и живописной Фландрии.
Под стать «старшему брату» и Pro Cycling Manager 2006. Широким массам достаточно будет мимоходом пролистать яркие скриншоты и выбросить игру из головы. Новички, сочувствующие жанру, обречены на мучительное освоение нюансов. Опытнейшие же мастера прихватят в долгую дорогу побольше мюслевых батончиков и водных бачков, дабы снова насладиться очередными, никогда не приедающимися победами.
Кто заказывает музыку
Мы еще с Сycling Мanager 3 твердим, что желанный путь к пьедесталу лежит через самостоятельное руководство гонками, ибо режим симуляции слишком часто преподносит сюрпризы. Он по-прежнему чересчур строг к игроку, в равнинных разборках разрывает пелотон на множество групп, а на крутых перевалах, наоборот, допускает одновременный финиш шумной ватаги. К тому же явные лидеры команд нередко залезают в далекий хвост, хотя их партнеры вальяжно занимают строчки куда выше. О полностью случайном раскладе говорить нельзя, поскольку, как и положено, в массовых спуртах торжествуют очевидные спринтеры, а при отрывах в герои записывают и рядовых профессионалов. Тем не менее, такой дисбаланс стоит поперек горла, особенно когда неплохо бы подразмять подопечных во второстепенных «вуэльтах» и заодно посшибать там титулы на радость меценатам.
Последние теперь вовсю диктуют условия. Это раньше у нас был выбор целей и бонусов. В РСМ 2006 менеджер вешает на себя хомут с притороченным списком: какие соревнования важны и какие награды нужны. Жаль, что в зачет не идут маленькие подвиги. Ведь порой «провисевший» в длительном побеге смельчак прославляет спонсоров лучше, чем гонщик, попавший в десятку на этапе. От достижений зависит настроение благодетелей. Довели их до ручки своими неудачами? Прыгайте в седло и ищите менее амбициозную дружину.
Набор велогрупп все еще неоднозначен. Большинство носит подлинные названия, но договориться с некоторыми, похоже, не удалось. Сильнее всего удручают традиционная Lost Channel вместо Discovery Channel и Davitamon-Lotto, за год растерявшая настоящие фамилии гонщиков. К счастью, наконец-то «нашлись» лицензии для T-Mobile и Quick Step под предводительством Яна Ульриха (Jan Ullrich) и Тома Боонена (Tom Boonen).
Кто и где педалирует1
Профили участников почти не изменились. Лишь главные фавориты хвастают новеньким расписанием состязаний. Однако тренировочный механизм серьезно переделан. Можно забыть, как мы распределяли проценты по навыкам/кондициям и выставляли пики физической формы. Нынче на индивидуальный прогресс влияют упражнения, соревновательная практика и тренерский штаб. Кроме того, в разнокалиберных первенствах велосипедисты накапливают опыт. Или теряют, если кого-то из заслуженных профи занесет в совсем уж третьесортный тур.
Внушительный гоночный комплект пополнили новые экземпляры. Без малого пятьсот разных трасс во главе с «Тур де Франс», впервые в серии честно названной по имени, — шутка ли? Еще авторы добавили национальные чемпионаты, которые ненадолго затмевают командные интересы. Места на подиумах позволяют поэкспериментировать с зачаточной media-системой, т.е. похвалить триумфатора, поблагодарить его помощников или намекнуть на спонсоров. Стандартные реплики вызывают шаблонные, бесполезные реакции. Эх, сюда бы что-нибудь вроде «mind games» из Football Manager 2006… Или хоть какое-то общение с конкурентами — о полных составах мы узнаем непосредственно перед началом гонки, а форма и состояние соперников безнадежно скрыты за неловко расставленными статистическими табличками.
Кто мешает и помогает
Множеству футбольных собратьев стоило бы поучиться у PCM полноразмерному режиму. Огромное наслаждение доставляют забеги с массовым стартом, выигрыш захудалого этапа «Тура Малайзии» повергает в экстаз, точно победа в итальянской Serie A. Вышколенный AI не дает скучать на равнинах, жаркие схватки в Пиренеях заставляют сбросить пару килограммов, даже сидя за компьютером. Оппоненты умело атакуют, опекают капитанов и выводят спринтеров вперед на последних километрах. Истинное раздолье для гурманов.
Чуть хуже реализованы «разделки». Искусственному интеллекту нельзя доверять своих подопечных, проще задействовать новое управление. Оно взято из «классики» взамен мудреного переключения скоростей/усилий. Правда, в «одиночке» неудобно руководить сразу двумя-тремя спортсменами — цена мгновения тут очень высока. И чаще всего именно в time trial раздражает отсутствие секундомера. Сложности с телеметрией докучают не столь сильно. Вот таймер показывает полторы минуты до отрыва, несмотря на то, что беглецы лишь в нескольких метрах или, если хотите, «в пяти велосипедах», вот реальная протяженность не сошлась с ранее заявленной… Что ж, путаница бывает везде.
Ко двору пришлась дополнительная информационная панель. Там собраны хронология борьбы, сведения об этапе и о командах, а главное — персональные данные. Теперь, по крайней мере, можно проанализировать любого противника, особенно когда он убегает от пелотона. Не прозевать атаки/завалы и оценить результаты на промежуточных «точках» помогают всплывающие комментарии-ссылки, которые при желании перемещают к месту событий. Полезные добавки, раньше-то мы полагались исключительно на комментатора (во французском варианте это снова официальный голос «Евроспорта» Патрик Чассе). Кстати, у него все так же мало работы: озвучить отставание или дистанцию, сообщить об агрессивных действиях, при случае поведать о погоде. Обычно в телерепортажах ведущие заполняют длинные паузы, взахлеб рассказывая о красотах и достопримечательностях. Здесь же пока и вещать-то особо не о чем. Из тонко размазанных ландшафтных текстур торчат плоские деревья, выпирают угловатые горы и растут одноквартальные городишки (и Париж тоже), телеграфные столбы тянут свои нити из ниоткуда в никуда. Впрочем, кто сказал, что для спортивного менеджера этого недостаточно?
Зато осмелели изваяния, долгое время изображавшие болельщиков. Они хлопают в ладоши, щелкают фотовспышками, размахивают флагами и выскакивают под колеса. Бояться столкновений не стоит — фанаты, как и трафаретные фигурки велосипедистов, бесплотны. Да и вообще, падения и прочие казусы очень редки, не то что в «большом» велоспорте. Впервые самые яркие моменты этапа — от аварий до последних метров — попадают в опциональную видеоподборку. При этом свободную (и своенравную) камеру разработчики убрали. Вместо нее трансляции ведутся с мотоциклов сопровождения, вертолета и велосипедов. Правда, у каждого вида есть недостатки, и выбрать оптимальный обзор я так и не смог.
* * *
Как не смог и согласиться с оценками предыдущих версий, выданными моими коллегами. Дело не столько в узкой целевой аудитории, сколько в специфических знаниях. Если игрок далек от основных тактических велопремудростей, то он будет влачить жалкое существование на задворках ProTour. Мини-учебник лишь немного подсластит пилюлю.
Но для избранных и тех, кто решил к ним примкнуть, Pro Cycling Manager 2006 — добротный менеджер с глубоким AI и дюжиной терпимых огрехов. К тому же приятно, что авторы не почивают на лаврах, радуясь спокойной жизни без конкурентов, а настойчиво крутят педали.
1термин, всерьез применяемый комментаторами