Светлая тема

Рецензия на игру Лучшие из лучших. Футбол 2006

Жанр футбольных менеджеров по-прежнему сидит на задворках СНГ-пространства. Многочисленные любители этой разновидности досуга пока что обречены на смакование иноязычных шедевров от SI и EA, ибо не нашлось еще «пророка» в нашем отечестве даже среди локализаторов. Новую попытку утвердиться в почетной роли предприняла компания GFI в сотрудничестве с «Руссобит-М», взявшая за основу творение испанской студии Gaelco под емким названием Professional Manager 2005. В вольном русском переводе оно превратилось в «Лучшие из лучших. Футбол 2006». Легкомысленная трансформация последней цифры сразу навевает скверные предчувствия…

Сегодня на арене…

Все компоненты игрового процесса являются лишь дополнением к матчевой 3D-трансляции. Происходящее на симпатичных, плюшевых (с виду) полях можно разглядывать с помощью нескольких камер, от парящей над стадионом до снующей между игроками. Правда, наиболее приемлем привычный телевизионный показ, не сующий под нос угловатые тушки и предлагающий пристойную картинку.

Вероятно, авторы ставили перед собой задачу наделить футболистов разумом и характером. Иначе как объяснить, почему каждый из них решает сам, уткнуться ли в оппонента или с легкостью просочиться сквозь него, упасть на траву, получив явный удар по ногам, или же продолжать бег трусцой? К всеобщему удивлению, меньше всего приступам маразма подвержены вратари. Да, голкиперы любят падать на пятую точку и заниматься акробатическими этюдами, но в остальном их поведение — пример для подражания. Неплохая игра на выходах (и «на втором этаже», и внизу), частые пропуски мощных тычков в упор, редкие — после точных дальних выстрелов. Курьезные или изумительные по красоте взятия ворот случаются полтора раза за сезон, что, несомненно, вынуждает с содроганием вспоминать беспредел, творившийся в FIFA Manager 06. Да и вообще, состав забиваемых голов (стандарты, с игры, головой и т. д.) наряду с разнообразием комбинаций подобран очень удачно.

Однако светлые пятна щедро заляпаны массой «полевых» несуразностей. Здесь поразительная индивидуальная техника и безукоризненный прием верховых передач граничат с обескураживающей тупостью в борьбе за мяч, вплоть до полной апатии одного из соперников, а квалифицированная игра на перехватах соседствует с бездарным исполнением непременно замысловатых штрафных.

К слову, служителей футбольной Фемиды на поле не найти. Зато неспешное течение матча в соответствующих ситуациях прерывается анимационными сценками из судейской жизни. Особенно популярны потустороннего вида лайнсмены, размахивающие флажками на фоне размазанных по трибунам зрителей. Нарушений немного, но почти все караются разноцветными карточками. Впрочем, количество фолов, как и другие показатели с результативностью во главе, напрямую зависят от выбранной длительности поединка (10, 15 и 20 минут). Для чего понадобилась такая аркадная опция — непонятно.

Тактические возможности ограничены джентльменским набором из 10 стандартных схем. Подопечным можно выдать задания из краткого списка, а также порекомендовать зоны в атаке и обороне. Реализация тренерских предписаний контролируется посредством скудных статистических выкладок и небольшого экранчика для просмотра действий игрока: где находился и получал передачи, откуда бил и пасовал. Любопытно, но, к сожалению, малоэффективно. В принципе, футболистам плевать и на персональные, и на коллективные указания, они поступают по собственному усмотрению.

Кроме того, авторы вознамерились обеспечить управление командой в реальном времени, исключив паузу. Кому-то, вероятно, приглянется такой подход. Однако если на все отведено 10-20 минут, переломить ход встречи не удастся. Ведь нужно успеть покликать, да еще и дождаться, когда возникнет игровая заминка. Огромные проблемы украшают замену игроков с разным амплуа, приходится изменять расстановку, что в «нон-стопе» заставляет изрядно понервничать. Вдобавок в перерыве нельзя вносить никаких корректив.

Цирк уехал. Кто остался?

Конечно, весь рисованный балаган можно отключить… И через несколько матчей пожалеть об этом. Налицо отвратительный дисбаланс в режиме «быстрого счета»: 70-80 процентов всех голов забивается с одиннадцатиметровых и штрафных, так что даже лучшие форварды не могут конкурировать с заштатными пенальтистами. Итоговые цифры на табло явно подбираются случайным образом. Система симуляции совершенно нежизнеспособна.

Кажется, футболисты должны упражняться? Пожалуйста, организуем им общие или индивидуальные тренировки, распределяя картинки с занятиями по часам-дням недели. Да вот незадача: ни спустя месяц, ни спустя два сезона умения не меняются.

Остальное просто не имеет права на существование. Трансферный рынок мертв: любой спортсмен перейдет к вам, невзирая на размер зарплаты, компенсации предыдущему владельцу и страну пребывания. Шевченко, Роналдиньо, Лэмпард и многие другие сочтут за счастье перебежать под ваши знамена хоть в российскую Премьер-лигу, хоть в любительский чемпионат Каталонии. Деньги их не волнуют, некоторых устроит дом и машина, а редкие альтруисты вообще согласны работать безвозмездно. Естественно, вспомогательные инструменты в виде скаутов и поиска игроков, находящиеся в плачевном состоянии, попросту бесполезны.

Единственное препятствие для создания «команды мечты» — правление клуба, чья степень доверия выражается в процентах. За каждую приобретенную звезду суровый директорат разлюбит вас на 10%, несмотря на упомянутые преимущества сделки. При достижении нулевой отметки менеджера попросят удалиться, и больше вариантов для продолжения «приключений» уже не будет.

Подобные «шкалы терпимости» сделаны и для фанатов, реагирующих только на победы-поражения, и для прессы, о которой разговор отдельный. С акулами пера можно пообщаться до и после матча, ответив на банальные вопросы о сопернике, судействе и подопечных. Сами представители СМИ относятся к нам со сдержанной доброжелательностью, вне зависимости, молчим ли мы или постоянно клевещем на арбитров. Набор фраз скуден, а систематически предлагаемые перлы, к примеру, «у нас много травмированных, но они в хорошей форме» заставляют поскорее отключить этот режим.

Испанские разработчики не забыли привнести свое ноу-хау и в финансовую сферу. Ежемесячные расходы с лихвой перекрываются… продажей футболок. Зарабатывать же ненужные деньжищи можно, нанимая спонсоров и продавая права на телетрансляции, а также площади рекламных щитов, как повелось еще со времен Premier Manager 2.

Тем, кто все же осмелится начать тут «карьеру», предоставят на выбор 17 стран с несколькими дивизионами (в Испании их 24!). Впрочем, количество и завидное быстродействие не переходят в качество — с самого дебюта ГМ «привязан» к одному клубу, а получать информацию о положении дел в других чемпионатах достаточно неудобно. Да она и ни к чему…

Резюме

Пожизненный эцих с гвоздями.