- Главная/
- Игры/
- Professional Manager 2006/
- Рецензия
Ниша футбольных менеджеров — ограниченный мирок со своим королем (Football Manager), оппозицией (FIFA Manager), а также бестолковыми вассалами и «массовочными» крестьянами. В нем постоянно возникают загадочные странники, но их положение в обществе определяется быстро и практически навсегда.
Professional Manager 2006 — очередной проект испанского коллектива Gaelco — симпатичен, амбициозен и вооружен принципом «все-в-одном». Хватит ли этого, чтобы разогнать оборванцев, дать бой монарху и занять место под солнцем?
Новое — хорошо забытое старое?
После ввода персональных данных игроку предлагают раскидать 30 очков по трем навыкам (базовый уровень — 40): знание футбола, характер, тактические умения. Если вы разбираетесь в спорте лучше — пройдите экзамен. Задания вроде «После разгромного матча к Вам подходит мальчик с просьбой расписаться на мяче. Вы: поставите автограф с улыбкой; скажете, что у вас нет времени; отнимете у него мяч и закинете на крышу стадиона?» позволят существенно увеличить свои навыки. Разумеется, при верных ответах.
Куда податься? Чемпионатов — уйма (21, почти везде 2 дивизиона, а то и больше), сотни команд, огромное количество спортсменов и сотрудников тренерского штаба. С лицензированием разобрались по-хитрому. Часть команд наделена настоящими названиями. В Англии, где балом правит Премьер-лига, «Челси» зовется «C. London», однако фамилии написаны правильно. С русскими все веселее. Вот, например, Хас-Магомед Погромов… Хотя «гран-при» достается наставнику ЦСКА по имени Артур Валерий.
PM 2006 явно кивает в направлении серии FAPL/TCM/FIFA Manager. Речь идет о полном управлении клубом, а не его футбольной составляющей, как в Football Manager. Основное меню разбито на два крупных раздела («Финансы», «Тренер») и дополнительный («В курсе событий»), в котором собрана всяческая статистика, календари, турнирные таблицы, рекорды и прочая информация.
Плачь, Абрамович!
Финансовая сторона PM 2006 шире, чем в FM, но уступает FIFA Manager, особенно в качестве исполнения. Она нежизнеспособна и не имеет ничего общего с действительностью. Правда, один плюс все-таки есть — можно почувствовать себя Романом Абрамовичем, создать аналог «Челси» и даже зарабатывать на этом.
Евро нескончаемым потоком сыпались на мою команду круглый год, несмотря ни на погоду, ни на игру. За цикл из пяти предсезонных поединков с не самыми сильными соперниками выходило 15 миллионов кассовых сборов. Прибавьте по 3-4 за каждый домашний матч в чемпионате, Кубке и еврокубковых состязаниях.
При таких доходах спонсоры, телевидение и рекламные компании могут платить за размещение сущие гроши сколько душе угодно. Да, при переговорах они не повышают предложения, а лишь понижают вплоть до отказа, ну и что? Комплект нового оборудования для стадиона (освещение, табло, оснащение пропускных пунктов, раздевалки) стоит копейки. Годовой оклад десяти специалистов — 1,5 млн. Потратив еще 20 миллионов и 16 месяцев, я в четыре этапа увеличил стадион имени Стрельцова с 13,700 мест до 85,500. Сравните физические размеры арены ФК «Москва» с «Лужниками» и удивитесь.
С контрактами та же беда. Львиная доля российских футболистов получает меньше банковского клерка — десять тысяч евро. В год! Раскрученные иностранцы кладут на свой счет больше, но и там попадаются уникумы, приезжающие из Мексики в Россию за 90 евро в месяц. Самым дорогим игроком слывет Роналдинью, которому я легко предложил 10-летний контракт на (рыдай, Абрамович!) 8 млн. в год — доходы с пары встреч. Вы уже поняли, что о престиже чемпионата разработчики Professional Manager 2006 не слышали?
За три сыгранных сезона баланс клуба при тотальном отсутствии экономии вырос с 3 до 120 млн. евро. Куда девать прорву денег — непонятно. Кстати, за средних мастеров типа Баженова (рейтинг 64/99) тут суют по 30-40 миллионов. Ужасно.
Футбол дождя
Футбольная часть поразила двумя обстоятельствами: 1) впервые в жизни я увидел трехвариантный показ: результат, 2D, 3D (и никаких текстов); 2) 3D-режим смахивает на дедушку FIFA Manager — FAPL Football Manager. Помните, как сонные спортсмены еле передвигались и с трудом обрабатывали мяч? Здесь они не видят свободных участков поля, предпочитая отдать пас сопернику, а при выходах один на один глупо бьют с линии штрафной мимо ворот. Вратари играют в курьезном стиле «увернись от мяча в акробатическом прыжке выше перекладины», иногда заваливаясь с ним в рамку. Впрочем, гол при этом не фиксируется. Не исключено, что виноват никогда не прекращающийся дождь.
2D-трансляция внешне напоминает Championship Manager 4, но с огрехами из трехмерного режима. Если игрок убегает на фланг, то всегда подает в штрафную, и удар постоянно принимает на себя ближайший защитник. За игровой бездарностью стоит скудный тактический запас. 9 базовых схем можно варьировать по собственному усмотрению. Общекомандные установки безобразно малы, а персональные задания сводятся к «свободе действий» и «поиску возможности удара по воротам». Тактический «шведский стол» от Football Manager вспоминается с грустью.
Лучше всего работает «моментальный результат». Итоги матчей похожи на ожидаемые с долей случайности, на которую влияют жутко радикальные «mind-games». Варианты «мы сильнее и разорвем соперника», «будет борьба, встреча завершится с минимальной разницей», «они сильнее и легко обыграют нас» вызывают саркастическую улыбку.
Схожий с FAPL Football Manager элемент — 99-балльная шкала оценки игроков и невнятные тренировки. 16 характеристик распределены по 4 группам: ментальные, физические, тактические и технические, показывающие общую оценку. Чем она выше, тем выше класс футболиста. Развить навыки можно при помощи поверхностных тренировок или интенсивных упражнений «для избранных». Мастерство оставшихся бездельников не растет и не падает, что тоже странно.
* * *
Типичный отщепенец футбольно-менеджерского сословия, до обработки напильником не заслуживающий ни капли внимания.