Светлая тема

Рецензия на игру Сибирский конфликт: Война миров

Военная RTS из Вильнюса — интересная находка. А если еще и про Красную Армию, хромированных киборгов и осклизлых пришельцев, озабоченных мечтой о межгалактическом господстве, то внимание прессы и игроков будет обеспечено. По крайней мере, их русскоязычной части.

Метеоризм

От сценария Syberian Conflict за версту веет каким-то позитивным безумием. Знаменитый Тунгусский метеорит, свалившийся в тайгу 30 июня 1908 года, не был кометой или замороженным скоплением газа. В «огненной колеснице» на сибирских лесорубов обрушился Скива — великий воин, отец народов и правитель Вселенной. Много световых лет и зим длилась война за власть, и вот неведомым врагам удалось подобраться вплотную к Непобедимому, заставив его совершить аварийную посадку на невзрачной планетке, населенной расой примитивных существ. Лучшие корабли эвалонов были брошены на поиски лидера. По земным меркам минуло более полувека, когда один из отрядов обнаружил следы Скивы.

Звездные рыцари не учли крошечной детали: к тому моменту, как арьергард армии эвалонов приземлился в краю балалаек и медведей, «примитивные существа» умудрились освоить производство межконтинентальных ракет, ионных пушек и экзоскелетов. Зона падения давным-давно оцеплена регулярными войсками, а изучением аномалий занимаются десятки специалистов. Не важно, что Скива сгинул в параллельном измерении, это не повод терпеть присутствие «марсианских» шпионов на засекреченном объекте…

Две относительно короткие кампании под завязку наполнены экшеном. Мы проводим разведку, выковыриваем драгоценный сейф из недр сбитого самолета, взрываем генераторы защитного поля, зачищаем захваченный город — все для фронта. Приятно, что сюжетные линии людей и чужаков постоянно пересекаются; плохо, что разработчики не погнушались повторно использовать знакомые карты.

Строительство запрещено, что несколько смягчает остроту проблемы. Многочисленные домики заменил массивный грузовик (у алиенов — нечто мерзкое и паукообразное). Темой дня стала охота за ресурсами. Вернее, за ресурсом. Прибытие Солнцеподобного на Землю не прошло бесследно для экологии. В районе появились бионоды — места сосредоточения некой энергии, из которой эвалоны черпают свое могущество. Для советских ученых инопланетные штучки-дрючки не фетиш, а топливо для пространственных порталов. Завладел точкой, накопил «электричества» — получи свеженький танк с завода, находящегося в противоположном конце страны.

Арифметика игры не требует пояснений. Чем больше «шахт» под контролем игрока, тем шире валютный ручеек и тем быстрее веселая компания самоубийц превращается в ударный батальон, сносящий препятствия, возникающие на пути. Процесс обогащения удручающе медлителен. На «нормальном» уровне сложности враги под ногами не путаются, количественная планка висит на недостижимой высоте, а победу вручают в награду за долготерпение. Жахнул ядерной боеголовкой — жди, пока старшие командиры выделят еще одну. ОМП перепадает нечасто, но ожидание стоит того. Empire Earth 2, Red Alert и прочие клоуны отправляются обратно в цирк — там хлопушки в цене. В Syberian Conflict «мирный атом» стирает в пыль все живое в пределах экрана. Признаюсь, такого восторга я не испытывал со времен Total Annihilation и Command & Conquer: Covert Operations.

Альтернативой «рашу» являются герои. Причем если в рядах эвалонов действуют привычные двуногие чудики, то в СССР медали принято вручать уникальным танкам и бронетранспортерам. Опыт «падает» в общий котел, и нам решать, кого из подчиненных модернизировать. Увеличить дальнобойность? Пожалуйста! Положить дополнительные полкило пороха в патроны? Легко!.. Жаль, вариантов кот наплакал (у всех персонажей «перки» одинаковые). За балансом круглосуточно присматривает незримый «level cap», так что прокачать своего любимчика за пару карт не удастся.

Шаблонность — первейший недостаток Syberian Conflict. Что говорить об обыкновенных юнитах, коли «супермены» на одно лицо. Пехотинец, боец с РПГ, БПМ, средний танк, тяжелый танк, ракетная установка… Не имеет значения, в какую бумажку авторы завернули выбранный «архетип». Устрашающий ИС-7 и красномордое чучело с пушкой на спине отличаются друг от друга лишь запахом изо рта и длиной клыков. Остается пускать скупые мужские сопли и воздевать руки к алтарю Blizzard. Вот уж кто действительно умел создавать разные расы, наделяя их эффективным и грозным оружием.

Бонусы и елки

Суворовские заветы чужды и крокодилоподобной маньячке Ворр, и цельнометаллическому патриоту майору Звереву. Прав тот, у кого лоб крепче, а калибр — крупнее. Закончились солдаты? Сибирская земля богата не только народной нефтью и газом, но и биоэнергией. Если что, можно отступить, подкопить денежек и наштамповать новых головорезов.

Военное мышление стоит на трех китах — пулеметах, пушках и ракетах. Свинец лихо косит пехоту и неспособен поцарапать танковую броню; крупнокалиберные орудия вдребезги разносят здоровенных тварей, однако из-за долгой перезарядки пасуют перед группой гранатометчиков; артиллеристы радуют небывалой мощью, пугая безобразно низкой точностью… В тысячный раз я вижу такой подход и в тысячный раз убеждаюсь, что, несмотря на всю его простоту и пошлость, он прекрасно работает, вынуждая вглядываться в циферки ТТХ и комбинировать различные рода войск. Роль приправы для супа выпала комплекту аркадных «бонусов», которые нужно собирать и своевременно активировать. Массовое лечение, парализующая вспышка, «большой бадабум» (не хуже атомной бомбы) — всего один клик мышкой. Глупо игнорировать их, ведь настоящих хитростей в Syberian Conflict не сыщешь.

Не предусмотрены даже элементарные удобства. Например, пехота получает весомую прибавку к защите в лесу. Что помешало разработчикам развить тему? Дома наглухо заперты, технику угонять нельзя, об окопах я вообще молчу. Еще одна загадочная особенность заключается в том, что радиус стрельбы почти всегда больше радиуса зрения. Досадная мелочь заставляет игрока распределять по округе наблюдателей и прокладывать маршруты для патрулей, засекающих незваных гостей на дальних рубежах и дающих возможность безнаказанно обстрелять их.

Враги не блещут интеллектом, предпочитая проверенную в десятках RTS тактику «волн». Приемы против них универсальны. Само собой, союзники соображают не лучше. Только я успел свыкнуться с тем, что после драки юниты самостоятельно возвращаются на насиженные позиции, — и нате! Создатели Syberian Conflict знать не знают о модной тенденции в жанре.

Отсутствие физики нанесло серьезный удар по геймплею и здравому смыслу. В Rush for Berlin любой мало-мальски приличный грузовичок мог проделать просеку в вековом бору, а в Syberian Conflict многотонный танк не в состоянии сбить трухлявую елку. Впрочем, других претензий к движку нет. До фотореалистичности ему невероятно далеко, но в целом картинка симпатична и не предъявляет высоких требований к начинке компьютера (к огорчению владельцев дорогого «железа», глубина прорисовки неизменна). Радость узнавания преследует повсюду. Вот синенький знак пешеходного перехода, вот полуразрушенный монастырь с куполами-луковками, вот очаровательные лубочные избушки, вот «Днепрогэс». Не забыта и суровая надпись «Вся власть советам!». Милый трэш.

Война миров

В отличие от многих конкурентов, проект Wireframe Dreams не вызывает неконтролируемых приступов зевоты, и это колоссальный плюс. Разумеется, Syberian Conflict не ровня StarCraft или Command & Conquer: Generals (весовая категория не та), но она оставляет позади унылые поделки вроде War on Terror. Потенциал налицо.

P.S. Пустующая графа «Multiplayer» — огромное упущение. Игровые правила будто нарочно придуманы для многопользовательских баталий, а тут такое «бе». Обидно.