- Главная/
- Игры/
- Punic Wars/
- Рецензия
Punic Wars — первая игра в «античной» серии военных стратегий Джона Тиллера (John Tiller). Она куда привлекательнее, чем проекты HPS Simulations по Второй мировой или походам Наполеона, но…
Puny wars
Подробно описывать Punic Wars нет ни малейшего смысла. Классический пошаговый воргейм с разбитым на гексы полем. Честно говоря, не самый удачный. Правда, различных типов войск тут навалом, поэтому тактика римлян изображена точнее, нежели в Tin Soldiers: Julius Caesar. PW дотошно учитывает влияние рельефа, морали, усталости, тип оружия и прочих показателей, и все же остается верна абстрактной перестановке фишек. Как развернуть легионы знаменитым «шахматным» порядком на шестигранниках? Даже в Rome: Total War сражения той эпохи были смоделированы честнее.
Внешний вид творений Тиллера по-прежнему удручает, несмотря на то, что здешние рисованные фигурки (впервые у HPS!) красивее «натовских» значков. Вышедшая десять лет назад серия The Great Battles of выглядит на порядок солиднее. Если вас серьезно интересуют Пунические войны, ничего лучше The Great Battles of Hannibal не найти.
Набор сценариев Punic Wars на удивление богат, однако некоторые карты страдают от извечного недуга HPS — гигантомании. Раздать указания десяткам, а то и сотням отрядов несложно. Гораздо страшнее монотонное движение колоссальных масс фишек по доске. Тупое созерцание занимает намного больше времени, чем планирование. Да и какие могут быть хитрости, когда вражеские шеренги чаще всего уже выстроены в трех шагах от ваших?
К счастью, Punic Wars избавилась от ряда застарелых болячек. Видимо, разработчики наконец-то увидели, что делают конкуренты. Так, теперь приказы выполняются после передачи хода оппоненту. Для каждого отряда можно составить очередь команд, лишь бы хватило очков действия. Чтобы не повторять одну и ту же задачу для целого выводка юнитов, надо просто донести распоряжение до их лидера или самостоятельно объединить всех в группы.
Обмен ударами и стрельба автоматизированы. Хотя порой разрываешься от желания подсказать нерадивым воинам более важную цель, я считаю это решение правильным. В противном случае партии тянулись бы неделями.
Как и в других играх HPS, в Punic Wars совершенно не соблюден масштаб. Потери в 5 человек при схватке двухсот мечников — пройденный этап. Не возьмусь предположить, какие душевные травмы получили бойцы, ковыляющие за ход на 2 клетки, если длина гекса — 20 метров, а продолжительность хода — 15 минут…
* * *
Punic Wars — огромный скачок для HPS Simulations и ничтожный шажок для всего человечества. Неминуемые сиквелы, посвященные Александру Македонскому и Юлию Цезарю, вскоре утянут в трясину и зарождающуюся античную серию.