Магнаты железных дорог
Нажмите, чтобы оценить
Рецензия
Неистребима человеческая тяга к поездам. Эти дурно пахнущие, пышущие жаром порождения инженерной мысли оказали настолько сильное влияние на развитие цивилизации, что и в нынешних компьютерных паровозных забавах сквозит неприкрытое благоговение. Возможности, подаренные новым транспортным средством, ещё больше укрепили человека в осознании собственного могущества. С тех пор благодарные люди регулярно платят железным скакунам дань восторга. Не обошла эта напасть и JoWood, в чьих недрах родилась идея очередного экономического симулятора, которую заботливо реализовали сотрудники Kritzelkratz 3000. Так на свет появился Railroad Pioneer — немецкий ответ Railroad Tycoon.
У соотечественников Гёте, как известно, свой, оригинальный взгляд на стратегии. Понятие «немецкая школа» вошло в обиход ещё во времена The Settlers и не спешит покидать его по сей день. Вот и RP лишь отдалённо напоминает дедушку RRT, фокусируясь совсем на других вещах.
Эпоха пионеров
Временные рамки игры строго заданы названием: середина XIX столетия, эпоха строительства железнодорожной Америки. Кампания длиной в 10 миссий пересекает североамериканский континент с востока на запад, заставляя нас упорно преодолевать тяготы прокладки первых железных дорог. Один негостеприимный штат сменяется другим, опасности множатся, сила конкурентов растёт, техника обновляется — словом, к концу пути этот бизнес демонстрирует всю свою неподъёмную тяжесть и убеждает держаться от него подальше. Задания в меру разнообразны, но предсказуемы: отвезти что-нибудь из пункта А в пункт В, включить поселение С в торговую сеть, установить монополию в городе D… Помимо основных поручений, каждая миссия предлагает и по паре побочных, приносящих медали (и деньги, разумеется) — местные знаки почёта.
Исколесив всю Северную Америку и дослужившись до высшего звания «Railroad President», можно закрепить успех в сценариях. Ничего нового они, увы, показать не смогут, поскольку отличаются лишь сюжетной обособленностью, открытым деревом технологий (в кампании, естественно, списки доступной техники ограничены временем и местом действия), новыми территориями и… совершенно недееспособным AI. Увы, одиночные миссии — действительно одиночные: компьютерные магнаты вообще ничего не делают, отдавая игроку всю карту в единоличное пользование.
Exploring, tracklaying and trading
Дабы привнести в игру атмосферу таинственности и опасности, свойственную той эпохе, создатели RP окутали игровой мир «туманом войны». Поэтому первое, на что приходится тратить деньги, — это исследовательские экспедиции, способные кусочек за кусочком приоткрыть тёмный полог, скрывающий землю. Имея в качестве ориентира только висящие в чёрной пустоте названия городов, наши бравые повозки медленно (и не бесплатно) открывают взору окружающие пространства. Иногда по пути удаётся найти и отдельные посёлки, занятые производством одного из видов сырья.
Хорошо подготовленная экспедиция не обходится одними первопроходцами: необходимы также охотники (для борьбы с дикими зверями), индейцы (для налаживания контактов с туземцами), оценщики, стрелки и т. д. К сожалению, услуги этих специалистов одноразовые: выполнив свою задачу, наёмник просто исчезает. Не очень реалистично, но баланс требует жертв.
По мере обнаружения населённых пунктов железнодорожная сеть ширится, предлагая всё более внушительные возможности для перевозок, а значит, и для получения прибыли. Основными торговыми субъектами являются города, потребляющие широкий спектр товаров. Они состоят из нескольких районов, каждый из которых влияет на общий экономический статус. К примеру, жилые кварталы повышают спрос на товары народного потребления и обеспечивают стабильный приток пассажиров, предприятия перерабатывают сырьё в более ценные предметы, рынок позволяет быстро ознакомиться со списками спроса и предложения в городе.
Особую ценность для бизнеса имеют «engineer's district» и «industrial district», благодаря которым можно изобретать и конструировать новые типы локомотивов и вагонов, а также улучшать существующие. Набор полезных знаний разнится от города к городу, что заставляет чётко расставлять приоритеты при начальном планировании железной дороги. Бездумно потратившись на расширение сети, можно остаться как без рынков сбыта, так и без ключевых строений, что будет очень некстати при встрече с оппонентами.
Дуэли на долларах
Карты в RP довольно компактные (гораздо меньше тех, которыми славен Railroad Tycoon 3), выстраивать несвязные железнодорожные сети запрещено, в каждом городе может быть всего одна станция, поэтому наша железная дорога быстро и неизбежно сливается с конкурирующей. Тогда-то и начинается главное развлечение игры — торговые войны. Когда в одном городе сталкиваются интересы двух транспортных компаний, включается обратный отсчёт: за отведённое время соперники должны отхватить максимальный кусок рынка грузоперевозок. Игрок, управившийся с большим количеством грузов, организует временную монополию, получая единоличное право на использование специальных строений.
В принципе, хорошо спланированная атака в RP почти всегда является успешной, и потому «захватить» нужный город — не проблема. Куда сложнее потом его удержать. Это связано, прежде всего, с невозможностью сохранить в голове цельную картину происходящего. На поздних этапах игры приходится «сражаться» на нескольких фронтах одновременно, бросая в бой новые составы. Необходимость заниматься сразу десятком неотложных дел сперва развлекает, потом начинает раздражать, потом становится непереносимой… Увы, игра идёт в неумолимом реальном времени, не давая ни ускорить, ни замедлить ход событий, отчего начало миссии утомляет своей бездеятельной неспешностью, а окончание — лихорадочной суматошностью.
Излишества
В принципе, Railroad Pioneer — это та же «немецкая школа», со всеми её достоинствами и недостатками. Разработчики и тут концентрируются на мелочах и пытаются создать богатый ассортимент простым умножением вариантов: десятки видов ресурсов и товаров, специализированные вагоны для них, разлапистое дерево паровозных технологий, огромное количество всевозможных апгрейдов… Улучшению поддаётся практически всё, от отдельных локомотивов до целых предприятий. Одна часть модернизаций доступна за деньги, другая — за так называемые «trade points», очки, дающиеся за перевозку товаров, открытие новых поселений, выполнение специальных заданий и прочие заслуги. В итоге от обилия возможностей разбегаются глаза… однако после усвоения основных правил и приёмов иллюзия богатства и сложности геймплея рассыпается.
Railroad Tycoon 3 был хорош прежде всего размахом, многослойностью, органичным сочетанием разных игровых аспектов. На его фоне RP смотрится особенно бледно: изобилие средств не может скрыть однотипности целей, а повышение сложности происходит исключительно за счёт роста числа выполняемых действий. RRT3 начинался на микро-, а заканчивался на макроуровне; в начале игры нам приходилось считать каждую тысячу, потом каждую сотню тысяч, потом — каждый миллион… В RP подсчёт денег рано или поздно совсем прекращается: запуск толпы прибыльных поездов раз и навсегда решает экономические проблемы, после чего доллары теряют свою истинную ценность. Прибыль значительно превышает все мыслимые расходы. Нам остаются только утомительные торговые войны и выполнение основной задачи. И так постоянно, до полного пресыщения.
И всё же…
Несмотря на все недостатки, Railroad Pioneer — весьма неплохая игра. Каждая миссия захватывает. Ненадолго, конечно, но детская радость от созерцания десятков бегающих по путям паровозиков возникает снова и снова. Кроме того, лощёная внешность творения Kritzelkratz просто приятна для глаз, хотя и не так щедра на роскошные пейзажи, как RRT3. Основанный на более совершенной графической технологии, RP остался слишком скованным, чопорным: малоподвижная камера и однообразные ландшафты заставляют сожалеть об упущенных возможностях… но лишь когда глаз насладится обилием деталей и сочностью картинки. То же впечатление оставляет и интерфейс: некоторые действия реализованы очень удачно (например, планирование нового маршрута), однако в целом подружиться с ним очень непросто.
Кроме того, в JoWood, похоже, не очень-то верили в популярность игры за пределами Германии, так как локализация для англоязычного рынка выполнена из рук вон плохо. Многие строки не помещаются в отведённые границы, наползают друг на друга, а то и вовсе отсутствуют, текст, произносимый диктором, отличается от того, что выводится на экран… Давно вышедший немецкий патч до сих пор не адаптирован к английской версии, и это лишний раз свидетельствует о прохладном отношении издателя к проекту.
* * *
Хотя Railroad Pioneer и не сравнится по интересности с RRT3, любителей разномастных паровозов он вполне может порадовать. Америка «по-немецки» наверняка станет раем для любителей кропотливого планирования, да и остальные смогут найти здесь занятие по душе.
Системные требования для PC
Где купить
Рецензии и комментарии Магнаты железных дорог
Наши друзья:
- «Канобу» — развлекательный портал о кино, сериалах, играх, музыке и технологиях
- «Игромания» — новости, статьи и видео об играх, железе и не только
- Если у вас есть онлайн-игры, которые вы хотите разместить на ag.ru и поделиться с большой аудиторией «Игромании» и «Канобу» — пишите на почту