Светлая тема

Рецензия на игру Railroad Tycoon 2: The Second Century

Паровозики... Интернет-поддержка не спасла Railroad Tycoon 2 от неумолимого uninstall'а. Не так давно, устав скачивать всевозможные карты, я "элиминировал" железнодорожного гиганта (как, в свое время, и SimCity 3000), решив дожидаться лучших времен. Кажется, они уже настали... Пыхтящие малютки снова показались на горизонте, заставив потянуться к старым сейвам, дабы припомнить общие элементы вызубренной стратегии выживания в условиях жесткой конкуренции и экономического бума/кризиса. Однако аврал был объявлен напрасно. Ни опыт, ни коммерческая смекалка, ни даже интуиция не спасли меня от разгрома. RRT 2: The Second Century оказался крепким орешком.

История продолжается...

Просветив нас в области рождения современной ж/д промышленности, "поптоповцы" решили не останавливаться на достигнутом. "Второй Век" раскрывает перед играющими очередную сотню лет, коренным образом повлиявшую как на нашу жизнь, так и на жизнь индустрии. Аддон, на удивление, вышел крупнее оригинала. Три этапа по шесть сценариев в каждом - это более, чем достаточно. И каждый из них - по-своему уникален, своеобразен, неповторим.

Начинаем мы, по понятным соображениям, там, где закончили в оригинале. 1930-1950. Тяжелые годы для всего мира, годы войны и послевоенной разрухи. На мой взгляд это самый удачный этап игры. Удачный, прежде всего, своей сложностью и оригинальностью. Довольно непростой вышла уже первая миссия. Пару сценариев (Battle of Britain и Mother Russia) вообще можно назвать классическими военными стратегиями. Представьте себе: нельзя ни покупать поезда, ни строить станции, а необходимо всего лишь указывать пункты назначения, куда требуется доставлять войска и технику, чтобы, к примеру, сдержать наступление нацистов. Казалось бы, все просто. Один соперник, никаких проблем с финансами... На этом сценарии я сидел порядка пяти часов. В том и заключается характерная черта Second Century: гениальная сложность за кажущейся простотой. Рассказывать в подробностях большого смысла, думается, нет - гораздо лучше увидеть и понять это самому. Кстати, приятно радуют глаз и два сценария, в которых фигурирует Россия. Один из них - уже упомянутый выше, а второй - послевоенный. Красивые карты, предельная географическая точность... Спасибо создателям, не забыли наши уголки, наш Саянский хребет. Ура, товарищи!

Так, с трудом пройдя первую шестерку, я понял, что практически весь накопленный опыт вылетает в трубу. Дальше - больше. Второй этап длится аж до 2005 года, тем самым впитав в себя нелегкие и счастливые времена для магнатов, охватив всевозможные бумы в индустрии, появление дизельных локомотивов, метро, электровозов... Кстати, один из лучших сценариев здесь - The Chunnel. Трасса Англия-Франция уже открыта, жаль, не под водой. Так вот, сей временной отрезок применительно к игре можно охарактеризовать глубоким экономическим анализом, умением предугадывать внезапные повороты в мире рельс и шпал, способностью к опытному маркетингу. Сложновато? Согласен. Но это марка "Второго Века".

А вот третий этап, пожалуй, вообще не стоило создавать. Футуристическое восприятие авторами дальнейшего развития железных дорог привело к возникновению хаотичного и безумного сюжета: наступает глобальное потепление. Америка затоплена, и лишь небольшая ее часть пока возвышается над водой. Средиземноморье, наоборот, пересохло, а Антарктика вообще деформировалась в процветающий агрокультурный центр. Среди всего этого безобразия выделяются только новые картинки, красивые поезда с ультрамощными характеристиками, обновленные карты (представляющие из себя старые, но купированные) и новые постройки. Большего внимания данный этап не достоин.

Все сценарии довольно разнообразны в своих целях. Даже, можно сказать, необычны. Хотя есть и повторения, например, классические долгострои (типа трассы Сиэттл-Фейрбэнкс). Или, скажем, задание протестировать участки новой дороги, очень похожее на миссию из оригинала про предвыборную кампанию Рузвельта (там тоже надо было выбирать оптимальный путь, добиваясь максимальной скорости и минимальной вероятности поломки).

Если говорить о сценариях в целом, то стоит упомянуть, прежде всего, о потере свободы выбора. Но мне ее почему-то не жаль. В оригинале мы учились прокладывать дороги, играть на бирже, разорять соперников... В Second Century же зачастую и строить-то ничего нельзя, биржа закрыта, да и соперник всего один - время. Большинство миссий вообще обладают приличным количеством ограничений, но... от этого они не потеряли свою играбельность. Аддон просто дал ход не творческому мышлению, а логическому, поставив перед игроком задачу не учиться создавать, а учиться побеждать. И побеждать быстро.

Средства и методы

Любой разработчик знает, насколько сложно привнести в "дополнялку" какие-то новшества. Да так, чтобы они еще и прекрасно гармонировали со старыми средствами, не создавая дисбаланса и не ставя игрока в дурацкие положения. К счастью, они играющему в Second Century не грозят. Разработчики смогли включить в игру множество нововведений, умудрившись сломать стратегию, как таковую, но не испортить игру. Впрочем, если что и сломано, то все равно к лучшему. К разряду, так сказать, технических инноваций я отношу появившиеся поезда (приличное количество, прямо-таки глаза разбегаются; особенно потрясает экспресс Eurostar, стоящий, правда, баснословные деньги). Однако ими дело не ограничивается. Архитектура обогатилась большими мостами, избавившими нас от необходимости строить дикие объезды из-за сильно вдающихся в сушу заливов (чтобы вы не очень радовались: одно такое конструктивное сооружение стоит порядка $120.000...). Появились и новые виды ресурсов - войска, аммуниция, техника, но главное... спиртные напитки (да-да, теперь на карте кое-где встречаются distillery!). Впрочем, все это отнюдь не самое основное. Сюрпризом для всех, пожалуй, станет изменение в системе перевозки грузов. Раньше товар, вне зависимости от того, требовался ли он на данной станции, всегда куда-то исчезал (требуемый - продавался, не требуемый... куда?). Теперь же играющий простейшим щелчком мышки на флажках рядом со станциями (в меню маршрута поезда) можем указать один из четырех (!) видов разгрузки. Захотели - и ненужный груз останется на станции; или, наоборот, прицепятся лишние емкости, чтобы продать товар в другом месте. Мешают вагоны? Устанавливаем опцию "продавать все грузы". Вариантов достаточно, а, значит, меняется и методика. К примеру, теперь незачем гнать мощный, но медленный локомотив через горы, а затем по равнине. Сгрузили товар на перевалочной станции, а оттуда его заберет более быстрый состав. Удобно? Еще бы. На первый взгляд все это кажется ненужным, но, уверяю вас, при практическом применении вы непременно убедитесь, насколько создатели облегчили нам жизнь. Надо только научиться пользоваться этими благами.

Все при нем!

Ни графика (хотя теперь игра идет ТОЛЬКО в разрешении 1024x768), ни интерфейс изменений не претерпели. Да и незачем. Все тот же изометрический вид, зато улучшена детализация карт (охотно верю - карты стали больше, художникам наверняка пришлось серьезно потрудиться, и не только над картами, но и над новыми моделями поездов). Смотрится привычно и удобно. Словом, как в оригинале. Зато музыка, конечно же, обновилась, и она ничуть не хуже старой. Те треки в стиле кантри, завораживающая игра губной гармошки, мелодии вестернов, конечно же, останутся в наших сердцах... Но и нынешние, повторюсь, не уступают. Желания в процессе игры отключить "проклятую трещотку" совершенно не возникает.

Резюме

Судьба, ожидающая Second Century, вполне предсказуема. Еще бы, ведь все сделано добротно, со вкусом... А это всегда верный признак того, что новый продукт никогда не затеряется в лавине окружающего многообразия. А, значит, армия поклонников Railroad Tycoon 2 будет расти. Жаль, третьей части, скорее всего, не будет. Впрочем, чем черт не шутит? Посмотрим. А пока перед нами снова игра далекого детства. Кубики, паровозики... Помните? Они вернулись.