Несмотря на прошедшие со времен perestroika пятнадцать долгих лет и упорное стремление к славным идеалам здорового капитализма, кое-что у нас так и осталось в зачаточном состоянии. Любители нательного эксклюзива и качественных cowboy shoes по-прежнему обделены вниманием со стороны предпринимателей, а жаждущие зрелищ ограничены мазутным аналогом аквапарка в Финском заливе и проржавевшим насквозь диснейлендом из бывшей Чехословакии. Как долго сие будет продолжаться, никто не знает.
Кризис трилогии
Шагнем, к примеру, годков на десять назад. Качество завезенных извне игровых автоматов было едва ли намного ниже существующего ныне. О количестве речь вообще не идет. Натыканные повсюду (кроме дешевых сельпо) запылившиеся пинболы и бесконечные Daytona Race изо всех сил пытаются привлечь пресытившихся игроков. Удивить кого-то нагромождением плавно передвигающейся кучки пикселей в наше время довольно трудно. Старый добрый Space Harrier - и тот уже не вызывает былых эмоций...
А когда-то жанр полетосимуляторов в любом виде цвел и пах во все стороны. Разные по красоте и насыщенности, но практически всегда чертовски динамичные, эти забавы заставляли вчистую просаживать с таким трудом скопленные сбережения родителей. В 1993-м небезызвестная компания Taito выпустила (сперва для автомата, а потом и для Sega Saturn) первую часть своей будущей трилогии - RayForce. Через три года на старушке Playstation появился RayStorm, а двумя годами позже - RayCrisis. Троица более-менее четко укладывалась в границы жанра, лишь изредка выставляя напоказ свои интимные места.
Сюжет последней части силком запихивает нас в шкуру Бегущего По Волнам (Wave Runner). Управляя зубастым самолетиком (а кто-то ожидал повозки, запряженной ишаком?), избавляем мир от назойливого вируса, довольно шустро распространяющегося по глобальной сети. Сто двадцать один раз видено, триста пятьдесят четыре раза читано. Достойный дешевого фильма о хакерах сторилайн и не пытается претендовать на занимательность, а тем более оригинальность. В принципе, оно нам надо? Забейте, друзья. Книжки читают только те, кому нечего есть.
Eat me… please
Если вы хоть раз держали в руках нечто подобное, вам лучше либо сразу сладко зевнуть и закрыть страницу, либо сосредоточиться на покупке RayCrisis. Ничего нового вышеозначенное развлечение для детей от и до в жанр shoot-всех-up-к-собакам не привносит.
Стандартные три звездолета на выбор, потрясающий минимум экранов и все те же безумные толпы уродцев, готовых подставить зады для надругательства. Единственное отличие - ракурс. Набивший оскомину вид сверху заменен на что-то вроде Descent, только без возможности самостоятельного передвижения и кувыркания в невесомости. Там крутой поворот, здесь резкий вираж, но все равно большую часть пути мы, словно боги, восседаем сверху, периодически поплевывая в копошащихся смертных.
Корабли отличаются друг от друга, как ни странно, лишь вооружением. Каждый имеет по обычной пушке и самонаводящейся ракете, а на крайний случай за пазухой держит ядрену бомбу, привычно очищающую экран от живности. Последняя, в свою очередь, состоит из представителей кибернетической фауны, в основном из рода агрессивных консервных банок.
Иными словами, все as usual, за исключением немного странной системы прицеливания. Вместо стандартного поливания всей территории от правого до левого края экрана частенько приходится наводить болтающийся впереди прицел, дабы попавший в него ирод смог отправиться к своим железным праотцам.
К счастью, количество нападающих и на максимальном уровне сложности не столь велико, как, скажем, в том же Strayfire или Gunbird 2, где "чистый" тридцатисекундный полет равносилен подвигу. В RayCrisis даже пятьдесят выпущенных врагами зарядов - не помеха. Тихо и мирно облетаем каждый и отвечаем на проявленное неуважение соответствующим образом.
И так на протяжении жалких четырех зон - intelligence, memory, emotion и consciousness, на финише которых восседает наиболее жирный индивид, до зубов вооруженный всякой ботвой. Любой из этих пупсов легко разделается с несчастным корабликом, особенно если задействует свой уникальный атакующий маневр. Впрочем, справедливого возмездия им все равно избежать не удастся.
No choice
А оно последует очень скоро. Полчаса весьма динамичного полета с отсеканием никчемных голов, проделыванием дырок в не предназначенных для этого местах и многократных поломок доверенного нам аппарата - максимум доступных средств для заполнения досуга. Чертовски приятно выглядящая на PSX, RayCrisis сдает позиции при лобовом портировании на РС. Подобные красоты были уместны года три-четыре назад…
Не удосужившись поработать над своим творением, придав ему товарный вид, характерный для дня сегодняшнего, самураи из Taito "слегка"… опоздали. Игре практически гарантировано забвение на фоне благородной Star Monkey, хотя и сейчас она выглядит более чем достойно. Правда, у поклонников жанра нет особых причин выпендриваться - предлагаемый им разработчиками ассортимент не слишком широк. Да и показатель "отараканивания" (encroachment) упорно приближается к 100%. Должен же кто-нибудь избавить нас от надоедливого вируса.