Светлая тема

Рецензия на игру Rayman M

Последняя литера в названии Rayman M несказанно озадачила североамериканских подданных. Эта публика, как известно, за буквой "M" видит исключительно возрастной рейтинг "Mature", а значит - насилие, мат и кровищу. Граждане очень долго не могли взять в толк, как подобные кошмары могут уживаться с добрейшим симпатягой Рэйманом, и люди из Ubi Soft были вынуждены выступить с объяснениями. Сказали они примерно следующее: мол, adult-версию похождений Рэймана мы бы, конечно, не назвали столь бездарно, а придумали бы что-нибудь вроде Rayman goes to South Park. Rayman M - это глобальный проект, призванный переосмыслить каноны… спасибо, дальше я своими словами: это попытка подружить знаменитую платформенную аркаду с многопользовательской игрой. Если кто не помнит, в предыдущих частях "Рэймана" сия опция отсутствовала принципиально. Таинственная "М", таким образом, эквивалентна слову Multiplayer. Только и всего. Впрочем, ТАМ игра все равно выйдет под другим названием, Rayman Arena. Суть не меняется, зато встревоженная публика постепенно успокоится, а значит, и кривая продаж поползет вверх.

M means Miserable

В свете всего вышесказанного, правда, не совсем понятно, почему в Rayman M наличествует лишь один режим многопользовательской игры. Тем более загадочно то обстоятельство, что имя этому режиму - "split screen". Ни обязательной в нынешних условиях поддержки Интернета, ни игры по локальной сети в Rayman M не предусмотрено. Причина подобного самоограничения, скорее всего, кроется в исключительной многоплатформенности проекта (со временем его выпустят на всех основных консолях, включая вездесущую Gameboy Advance). PC-игрокам, конечно, от этого не легче. Вглядываться в половинку экрана в наше суровое оптоволоконное время уже как-то несолидно, да и с поиском достойных соперников наверняка возникнут проблемы. К тому же последние обязательно потребуют дополнительной мыши, ибо в процессе игры приходится весьма резво крутить камерой (находящейся, как и прежде, за спиной героя). А компьютеры с парой подобных манипуляторов встречаются в быту ой как редко…

В результате получается анекдотичная ситуация: PC-версия Rayman M(ultiplayer) практически непригодна для многопользовательской игры. Но даже младенцу известно, что сейчас для полноценного "multi" живые соперники совершенно необязательны. Их всегда готовы заменить соперники компьютерные, при этом состязание с ними не будет омрачено лагом, вылетами и прочими радостями массового развлечения "по старинке". В Ubi Soft очень ценят познания своей целевой аудитории и всегда удовлетворяют ее потребности: боты в Rayman M, конечно же, присутствуют.

Первое бросающееся в глаза отличие от предыдущих серий - выбор альтер-эго не ограничивается одним лишь носатым симпатягой. В Rayman 2 была уйма ярких, запоминающихся героев: достаточно вспомнить синюшного толстяка Globox'а или робота по прозвищу Henchman. Теперь их не совсем бренная оболочка доступна всем желающим вжиться в новый образ. Кстати, вычурный внешний вид ничуть не влияет на физические данные: по своим характеристикам персонажи совершенно не отличаются от старины Рэймана. Они переняли все уникальные рэйманские ужимки, будь то замедление падения при помощи ушей или возможность цепляться за развешанные в воздухе колечки. Подобная уравниловка была проделана во имя баланса, иначе неуклюжего Глобокса или пирата Razorbread с протезированной ногой большинство наверняка оставило бы без внимания.

В основу Rayman M положено два игровых режима - "гонка", потешный забег с препятствиями, и "поединок", этакий мультяшный "дефматч". Увеселительные мероприятия проводятся на исключительно красочных просторах 24-х уровней, по 12 на каждый режим. Разумеется, все это богатство доступно далеко не сразу, а выдается скупыми дозами наиболее отличившимся рэйманоборцам, которые при должном усердии имеют шанс открыть прелести полудюжины бонусных уровней.

Большая часть декораций, используемых на уровнях, уже знакома нам по Rayman 2. Сие, однако, не означает, что разработчики просто соорудили из доставшихся в наследство текстур три десятка небольших этапов. Все текстуры и анимации - включая вращение ушей Рэймана - были переработаны. Детализация окружающего мира заметно улучшилась, возросло количество приятных глазу мелочей. Однако признаков цветного динамического освещения, о котором так много говорилось на проприставочных сайтах, нашей выездной бригаде судмедэкспертов обнаружить не удалось. Неужели понятие "Xbox/PS2-эксклюзив" распространяется теперь и на технологии?..

Этапы, предназначенные для забегов, разительно отличаются от своих "дефматчевых" собратьев. По дизайну они напоминают обычные уровни из Rayman 2, разве что чуток уменьшенные, но по-прежнему изобилующие всевозможными "интерактивными" объектами. К решеткам, по которым нужно карабкаться, и площадкам, забрасывающим реципиента в заоблачные выси, прибавилась масса новых "гаджетов": позаимствованные из гоночных аркад short treks, сообщающие герою ускорение, а также растущие из земли хребты, норовящие огреть пробегающих мимо участников. И многое, многое другое - достаточно сказать, что фирменное разнообразие, которое всегда отличало платформеры серии Rayman, наложило весьма заметный отпечаток и на Rayman M.

Уровни продуманы довольно-таки неплохо. В процессе забега есть уйма возможностей напакостить товарищам, мчащимся впереди. Кроме того, на любом этапе присутствует масса ответвлений от "генерального" маршрута. На первый взгляд их ценность неочевидна - поначалу бежишь себе в толпе компьютерных соперников и недоумеваешь, зачем дизайнеры нагородили столько побочных путей, не дающих никаких преимуществ забредшему на них игроку. Все равно существует оптимальная "тропинка", которой всегда пользуются оппоненты. Ситуация проясняется лишь тогда, когда вместо классического забега пробуешь альтернативный гоночный режим, будь то "Popolopoi" или "Lums". В первом нужно добраться до финиша за определенное время, попутно отчаянно лупя по бабочкам (читай: пополняя запас драгоценных секунд); во втором - подобрать разбросанные по уровню lums, да к тому же обогнать конкурента, который никаким отловом пчелок (а lums напоминают именно их) не обременен. Хитрость в том, что бабочки (пчелки) расположены в самых различных местах уровней, включая те самые обходные тропинки. Поэтому рано или поздно туда все же придется ступить - и обнаружить, что многие из них гораздо удобнее основного "шоссе".

Gunman

Вообще, успешное прохождение гоночных "треков" в силу ряда причин (постоянная нехватка времени, трудности со сбором lums и почти не совершающие ошибок противники) является весьма нетривиальной задачей.

В "дефматче" ничего подобного не наблюдается. Тут уже не заложишь в AI сведения об оптимальной траектории перемещения. Идеальной меткости, которую несложно реализовать, здесь тоже не требуется; гораздо важнее снабдить электронные мозги грамотным алгоритмом путенахождения. К сожалению, эта часть AI развита слабо. На простеньких уровнях, которые представляют собой большую открытую площадку, кремниевый интеллект играет еще более-менее. Но на "сложносочиненных" уровнях, которые состоят из нескольких закрытых комнат и соединяющих эти комнаты лабиринтов, компьютерные соперники откровенно деградируют. В результате "дефматчевая" часть проходится без особых проблем. Впрочем, это сложно считать стопроцентным минусом, - все-таки для заскучавших предусмотрено целых три вида развлечений.

Притягательные сопли

Ценность игры для цивилизованного североамериканского общества очень велика: Rayman M определенно позволяет детишкам прочувствовать все прелести брутальных многопользовательских шутеров без ущерба для неокрепшей психики. Мы-то, конечно, такой проблемы лишены: дабы убедиться в этом, достаточно посетить произвольный компьютерный клуб в первой половине дня и понаблюдать за отчаянно матерящимися школярами, предпочитающими Counter-Strike урокам арифметики. Впрочем, давайте забудем о высокой гуманистической миссии проекта Ubi Soft и признаем, что играть в Rayman M почти так же приятно, как и смотреть Shrek (или Monsters, Inc.) на широком экране, пачкая одежду обильно выделяющейся слюной.