- Главная/
- Игры/
- realMyst: Interactive 3D Edition/
- Рецензия
День добрый тебе, внучек! Что-то ты редко своего деда навещаешь… Небось, в этот раз тоже не просто так проведать пожаловал? Да что ты, я не обижаюсь, я все понимаю - у вас, молодых, есть развлечения получше, нежели беседы со старичьем. Как дела-то? Контрольная по истории игровой индустрии, говоришь? Ага, так ты про стародавние времена расспросить меня пришел? Ну что ж, внучек, садись тогда и слушай...
Ты, наверное, полагаешь, что самой кассовой игрой всех времен является Tomb Raider 17: Lara Lives Forever? Чушь. Продажи этой грудастой дряни даже не могут сравниться с популярностью Myst - древней игры конца ХХ века. Представь себе, что только за период с 1993 по 2000 год она разошлась тиражом свыше десяти миллионов экземпляров, попав на все платформы, кроме, пожалуй, LameGirl (или как там ее) Color. Что в ней было особенного, спросишь ты меня, а я тебе отвечу - ни-че-го, кроме гениальной концепции.
Понимаешь ли, братьев Миллер из Cyan угораздило сотворить игру, которая, блистая лучшей в то время пререндеренной графикой, нагло попирала все законы жанра квестов. Главный герой обезличен, мы не знаем его имени, не слышим его голоса и не видим лица. Волей-неволей приходится вживаться в роль человека, блуждающего по сюрреалистическим островам неизвестного мира с целью... а мы, собственно, поначалу и цель-то не знаем. Вон, в библиотеке две книжки лежат - синяя и красная, а там внутри и не текст вовсе, а окошко в иной мир и человек, что-то выкрикивающий нам сквозь помехи. Рядом стоит шкафчик с чьими-то личными дневниками, читая которые, приходим к пониманию, что остров, где мы стоим, называется «Мyst», и отсюда можно попасть на несколько других - нужно лишь найти связующие книги...
Вижу, ты уже зеваешь... Похоже, без примера не обойтись. Вот, посмотри, какой у меня есть раритетный компьютер - Pentium III 800 с 256 Мб памяти и ускорителем GeForce 2 GTS! Ты будешь смеяться, но за такое барахло 50 лет назад люди отдавали кучу денег, не зная, что уже в 2010 году... Впрочем, тебе эта история вряд ли покажется интересной, - уж лучше я запущу сейчас оригинальный Myst 1993 года выпуска.
...Да, внучек, я знаю, что ты сейчас хочешь сказать. Конечно же, картинка далеко не «фотореалистичная», как это указано на коробке с игрой, но для того времени она была шиком. Сейчас я нахожусь в Channelwood Age - мире, где люди строили хижины на высоченных деревьях, скрепляя их мостиками. Смотри: в этой комнате валяется красная страничка из книги. Ага, ты уже всё понял! Правильно, неплохо было бы схватить ее курсором и притащить в библиотеку. Нет, страницы из всех книг возвращать совсем не обязательно, я бы даже сказал, опасно - двое братьев, что заточены в тех томах, - чрезвычайно подлые и жестокие люди. В отличие от их отца Атруса, пользовавшегося своим даром создавать книги-миры строго в мирных целях, эта парочка хотела власти и богатства. Прибегнув к обману, они заманили отца в книгу, выбраться из которой он бы не смог ввиду отсутствия страниц. Правда, долго наслаждаться свободой им не пришлось, - братья сами попались в книги-ловушки, созданные Атрусом специально для борьбы с нехорошими редисками...
Сюжет, скажем прямо, неказистый, но он, собственно, здесь присутствует лишь для пущей атмосферности. Это позже, когда братья Миллер проснутся знаменитыми, и выпуск Myst-клона станет делом чести для каждой уважающей себя игровой фирмы, вселенная Myst’a обретет название «D’ni», а Riven: Sequel to Myst напичкают сюжетом по самое «не хочу». Хотя даже в Riven (а в Myst - и подавно) главную скрипку все равно играли пазлы, связанные между собой порой самыми невероятными способами. Рычажок, повернутый в нужном месте в нужную сторону, открывает в противоположном конце острова потайную дверь, за ней находится кнопка, нажав которую... Нет, ты ошибаешься, внучек - все эти загадки лишь прикидывались диким сюром. Уже через полчаса игры у человека наступало просветление, и они понимал, что Мист - да что там! - весь этот мир суть одна гигантская пазла, решить которую, оказывается, не так уж и сложно, как кажется на первый взгляд. А уж как приятно дойти до этой мысли самому, без помощи идиотских «солюшенов» и прочих читерских глупостей! В конце концов, даже если кто-то и застрял, то можно всегда было сходить в библиотеку и почитать дневники Атруса, содержавшие, помимо неплохой прозы, еще и подсказки. Быть может, именно поэтому игра и стала такой популярной?
Семь лет спустя, в эпоху так называемого «кризиса жанра квестов», вызванного нежеланием публики покупать традиционные «плоские» игры (заметь - нечто похожее творится и сейчас, когда люди предпочитают проецировать образы напрямую в память, нежели смотреть на голомониторы), Cyan решает показать миру, на что способны технологии. Посмотри сюда, - они сделали абсолютно точную копию прежнего «Миста» вплоть до мельчайшей детали, но с одной лишь разницей - картинка realMyst просчитывалась в реальном времени. Вместо фантазии, заставлявшей игроков додумывать мир самостоятельно, заработали процессор и 3D-ускоритель. Эй, не надо так фыркать, - между прочим, для той эпохи игра стала колоссальным шагом вперед! Правда, отдельные рецензенты, привыкшие к тому, что на их допотопных Celeron 333/64 Mb RAM/Riva TNT2 все шло «без тормозов», сочиняли сочившиеся ядом статейки. Мол, «ерунда, ничего нового, тормозизм, управление дурацкое»...
Увы, эти глубоко несчастные люди были напрочь лишены возможности видеть красоту. Они не наблюдали невероятно детальный и четкий мир, что окружал их в realMyst, не замечали, как заходит солнце, окрашивая маревом кроны вековых сосен, не слышали песни ветра и барабанной дроби дождя на крыше маяка в мире, где днем и ночью бушует бескрайний океан. Они не поняли, что человеческая память недолговечна, и за семь лет решение любой, даже самой сложной пазлы, сотрется под грузом воспоминаний, позволяя заново сыграть в Myst, получив удовольствие от нового облика таких знакомых мест. Про игроков «нового поколения», которые не то, что Myst - даже The 11th Hour-то одним глазом не видели и были рады купить игру, я вообще промолчу.
А еще те самые «рецензенты» узрели Rime Age - пятый мир, созданный специально для 3D-версии, и сказали, что он слишком мал и бесполезен, не заметив танца снежинок на ледяном ветру и невероятной красоты северного сияния. Их разум, отчаянно цеплявшийся за последние центы в кошельке, отказался понять, как можно отдать деньги за римейк, в котором - о, что за дерзость! - головоломки и концепция мира не изменились ни на йоту. И тем не менее, написав разгромную статью, эти люди с чистой совестью покупали Windows Me, умилялись на Star Wars Trilogy Special Edition, радовались, когда вышел Exorcist: The Version You’ve Never Seen и рыдали на показе слюнявого римейка «Неба над Берлином». Зато эти лицемеры сумели придраться к простейшему управлению, освоить который не в состоянии был разве что грудничок. Ну и ты, разумеется, внучек, да и то лишь потому, что с рождения привык играть через мозговой имплант.
Идеальных игр не бывает, - в realMyst все же попадались ошибки, скажем, редкое, но все же неприятное явление провала игрока «сквозь текстуру». Впрочем, оперативно вышедший патч устранил их прежде, чем по форумам успела прокатиться волна массового недовольства. Не ошибки, а сущие мелочи, особенно по сравнению с ужасами Tomb Raider 13: Lara’s Kisses и X-COM 9: Enemy Well-known...
Ты еще не спишь? Молодец. Хочешь узнать, что было дальше? О, это отдельная история. Полгода спустя Presto Studios выпустила Myst 3: Exile, который был традиционно пререндеренным, но все равно чертовски красивым, а Cyan ушла в работу над Mudpie Project, полностью трехмерным онлайновым проектом во вселенной D’ni, где каждый человек, имевший доступ к Т3 (был когда-то такой маломощный канал связи) мог, подобно Атрусу и его сыновьям, создавать и разрушать в реальном времени не просто объекты, но целые миры... А Myst вошел в историю - как прародитель подвида квестов «от первого лица», как первый трехмерный квест, сумевший создать по-настоящему близкий к реальному мир, и, наконец, как просто красивая, эффектная и умная игра.
Что, внучек, тебе поиграть в realMyst захотелось? Тогда я сейчас тебя научу, как использовать клавиатуру и мышь. Видишь, вот этими серыми кнопочками мы можем ходить и поворачиваться...