Вы когда-нибудь вообще думали о том, что такое Ад? Сковородки с шипящей сметаной, бурлящие котлы и штабеля грешников, забрасываемых в топку усталыми чертями - это, безусловно, интересно, но ни капельки не оригинально. Старо! Не модно, е-мое. Братишка Данте был, конечно, веселый малый, но и жил он, робя, в шестнадцатом веке, а тогда, если кто-то не в курсе, еще не существовало Интернета, видео, газет бесплатных объявлений и телепередачи «Пока все дома». Душка Мефистофель со своими белогвардейскими усами и буржуинским моноклем тоже, знаете ли, на месте не топчется, а прогрессирует. Что делать, если уже физически не можешь целую вечность слушать вопли недожаренной клиентуры? Разумеется, изобрести компьютерные игры.
А может тот облезлый кот был раньше негодяем?
Жора Галочкин обводит резиновой рамкой две сотни юнитов и кидает их на артиллерийские амбразуры, чтобы через десять минут похоронить восемьдесят процентов своей армии под обломками нарисованных танков. Динамики играют фанфары, Жора смотрит «кат-сцене» и думает о том, что эта байда намного интереснее, чем скучная арифметика, а тем временем на периферии Ада идет срочная мобилизация не оприходованных душ для следующего уровня. Внутри вашего компьютера творится настоящий холокост. Вам хоть раз были интересны имена тех, кто навсегда остался лежать там, в четвертой миссии, заживо спеченные в чреве игрушечной БМП? А, господин группенфюрер?
Экран монитора - это всего лишь одно из тысяч замызганных окошек в Валгаллу, и проще сойти с ума, чем представить себе реальные масштабы происходящего за ним. Какой простор для творчества! Каждому негодяю и криминальному элементу воздастся сторицей: обижаете собак и мучаете кошек - быть вам сожранным уссурийским тигром в Zoo Tycoon или реинкарнироваться в задыхающуюся в парах собственных испражнений томагочу. Топчете жуков и палите по воронам из рогатки? А оленем из Deer Hunter сделаться слабо?! Уклоняетесь от армии?! Не хотите серьезно заняться защитой Родины?! Всем, всем отольется.
Но еще страшнее смерти, даже переживаемой тысячи раз, может быть только агония. Alcatraz: Prison Escape - самый последний и на редкость извращенный релиз девелоперской группы Devil Inc, сегодня выступающей под именем Activision Value. В героев этой игры перерождаются самоходы, залетные урки и странствующие каннибалы. Just say «jeez», brothers, и крепко возьмитесь за головы.
Скажи: «Урзум»
Продолжаем наши теологические изыскания. Вообще данная игра рождает откровение и надолго заставляет задуматься о вещах бренных и делах божественных. Собственно, это единственный положительный момент в ней. После того как я заглянул в глаза первому же встреченному NPC, мне сразу стало понятно практически все - вот он, взгляд раскаявшегося маньяка. С какими патриотическим удовольствием можно бить по этой полигональной роже, словами, натурально, не передать.
По жанру Prison Escape - action, вернее даже survival horror, где horror заключается в не по-детски кондовой (в данном контексте это слово трактуется как «очень, очень плохой») графике, а survival объясняется все время по-разному. Была бы очень неплохая идея, - сделать настоящий, матерый тюремный survival; только представьте - эпическое сражение за нижние нары, Курская дуга у параши, stealth-action «затарь заточку», с мини-квестом «зачмори фраерка» и логической головоломкой «пронеси чифирь мимо вертухая»... благодать! Мефистофель веселится, радуется как ребенок и поет «блоху» на мотив «Псковитянки». Обязательно напомните позвонить кому-нибудь из отечественных девелоперов.
Так, все, собрались. Забудьте про весь предыдущий абзац; легкое художественное преувеличение, на самом деле у Activison Value были совершенно другие планы. Создать игру… хотя какую к чертям игру?.. симулятор! настоящий, детальный симулятор, интерактивную энциклопедию побегов, чтобы даже самый мелочный игрок получил редкую возможность как заправский ЗК сбежать (или, пользуясь правильной терминологией, «откинуться») с «зоны». Но тут опять вырисовываются скверные нелады: как раз в тот момент, когда вы читаете эти строки, немецкое представительство Devil Inc, некая компания CDV, корпит над игрой практически зеркальной - Escape from Alcatraz; та же альтернативная история, то же рытье грунта алюминиевой кружкой, подпил решетки надфилем и витье каната из грязных наволочек. К-л-о-н. Новая мода шагает по преисподней и, видимо, в будущем сезоне бежать из тюрем будет во сто крат популярнее, чем воевать на стороне Зергов пару лет назад. Ад тоже заботится о своих клиентах - а вы как думали!
Зажисть
Впрочем, хватит говорить о девелоперских заморочках, вечных муках и божественном предопределении. Давайте поговорим про жизнь. Про жизнь Prison Escape, которая не удалась. Не жизнь это, и не игра (стройный хор голосов за кадром: «это симулятор!»), а вовсе даже пародия. Кое-какие детали великих предков периодически угадываются невооруженным взглядом: назойливо шаркающие за спиной охранники, меткий backstab в затылок и загадки а-ля «проползти до склада, схватить молоток и разбить сигнализацию в подсобке», однако как все это выглядит на деле, можно прочувствовать лишь на собственной шкуре.
Совершенно не интуитивное управление, невменяемый «радар» с красными точками-врагами («…а еще товарищи передают горячий привет и наилучшие пожелания своим испанским коллегам по взводу «Коммандос», пускай для них прозвучит веселая песня «Гандзя-рыбка»), а также долгие, как зимние вечера, загрузки «сохранялок». А так как загружаться приходится более чем часто (охранники иногда видят самохода сквозь стены, а сигнализация срабатывает «случайно»), то процесс игры из собственно процесса превращается в некое физиологическое действо, по аналогии с миром экстремального спорта называемое «стою на асфальте в лыжи обутый». Вторую строчку знаменитого присловья, думаю, напоминать не стоит.
Тот самый номер!
Итак, эпилог, выводы, пора раскаяний и последний абзац. Играть в
Alcatraz невозможно, да и, по большому счету, не нужно.
Внимательно перечитайте все с самого начала и ответьте (желательно в
письменной форме): а гуманно ли вообще играть в компьютерные игры? Вы вот
все думаете, мы вам тут шуточки шутим, развлекаем, байки, то, се… А мы
тебя, да-да, вот тебя, дорогой читатель, спасти хотим. Отвратить вовремя,
наставить, понимаешь, на путь. Самим-то уже поздно оправдываться: на моей
совести висит две уничтоженные на корню цивилизации, десяток замученных
удушливыми газами норнов, а вот теперь и ответственность за тот
бессловесный сгусток полигонов, который, наверное, до сих пор мается в
густо пикселизированных застенках Алькатраса. Забудьте об этих играх и
начните с малого - выкиньте компьютер в окно и сломайте все прилагающиеся
CD. И вот увидите, там вам воздастся! Да-да! В следующей жизни вы
непременно появитесь в текстовом квесте или станете желтой рожицей над
бескрайним клетчатым полем Minesweeper...
Все шло именно к этому. Идея перенести классическую концепцию Commandos в трехмерное пространство витала в воздухе с момента выхода аж самой первой части — нарисованные дома, огибать которые приходилось по линии крыши, шли в отчетливый разрез с общей историко-реалистичной направленностью игры. Годы спустя реализация сей прогрессивной мысли получает имя… нет, не Commandos 3, а Rebels: Prison Escape (бывшая Escape from Alcatraz). Логичный итог развития или тупиковая ветвь эволюции?
Их судьба была предопределена
Как упоминания о «серьезной action-ориентированности» новых Commandos сейчас внушают опасения всем поклонникам сериала, так и заявления о наличии в Rebels «элементов action/adventure», появлявшиеся в прессе некоторое время назад, абсолютно не впечатляли. Пресловутый a/a в народном сознании непременно ассоциируется с камерой, висящей за плечами единственного управляемого персонажа. Увы, по большей части дело именно так и обстоит. Фундаментальный недостаток Rebels заключается в ярко выраженной ограниченности камеры. Ее можно приближать, удалять и даже вертеть вокруг… выбранного персонажа. Либо прилепить к понравившемуся охраннику и наблюдать за ним. Но, опять же, никакой свободы. Если хочется заглянуть в еще неизведанную часть уровня — извольте цепляться кнопкой фокусировки то за одного стражника, то за другого, пока кто-то из них не зайдет, наконец, в нужное место. Как в подобных условиях осмысленно планировать действия (и взаимодействия), если не знаешь, что ждет тебя за углом?
И еще парочка гвоздей, раз и навсегда хоронящих такую систему обзора. Во-первых, стены никак не желают становиться прозрачными, предпочитая заслонять собой все, что только можно. И, во-вторых, поворот угла зрения, осуществляемый посредством движения мыши с зажатым колесом, на самом деле работает не от перемещения мыши, а от изменения положения курсора. Камера будет поворачиваться лишь до тех пор, пока курсор не упрется в край экрана. А уж коли упрется, сколько хвостатую в сторону ни тяни — камера уже с места не сдвинется.
Сюжет и игровой мир ужасны. Глядя на этот кошмар, начинаешь понимать, насколько огромную роль в успехе Commandos сыграла реалистичность. Раньше и мысли не возникало, что заключенный может попросить вас, узника, совершающего побег, зайти в другое крыло тюрьмы ПРОВЕДАТЬ его приятеля, а то он, дескать, волнуется. И ведь придется идти. Так погибает атмосфера, причем никакие потуги истории о борьбе с Мировым Диктатором не могут ее оживить. Детский стиль чувствуется буквально во всем — герои передвигаются вразвалочку, неуклюже и неловко, даже процесс сворачивания шеи не сопровождается ни предсмертным хрипом, ни звучным хрустом. Да, мы же играем, мы понарошку.
И последний штрих — диалоги. Модели вообще не умеют открывать рот, поэтому два болванчика встают друг напротив друга и начинают отчаянно жестикулировать, пытаясь «идти в ногу» с озвученными репликами. Зрелище не для слабонервных.
Четверо в танке, не считая девушки
Следующий заявленный в программе представления номер, тактика, проваливается с еще большим треском. Зеленые конусы видимости у всех охранников растут оттуда, откуда положено, однако наладить связанное противодействие тоталитарной системе не удается. Попробуйте-ка спланировать (и осуществить) многоходовую операцию в присутствии висящей за плечами персонажа камерой. Тем более что она двигается вместе с ним, и отдавать приказы приходится кликами по перемещающимся объектам, а чем карается промах в такой ситуации, знают все. Можно ставить игру на паузу и помещать камеру в удобное положение, но отдавать приказы в этом режиме запрещено. Лучше спокойно действовать любимым героем, методично нейтрализуя противников одного за другим. Правда, Commandos (да, мне тоже надоело поминать их в каждом абзаце) доросли до декрета о всеобщем разрешении на ношение трупов, тогда как в Rebels эта почетная обязанность является уделом избранных.
Кстати, о героях. Их пятеро — спецназовец, механик, шаман, иллюзионист и, простите, девушка. Всего по два-три умения на брата (сестру). Зачем шпиона разделили на шамана и иллюзиониста, непонятно. Наверное, чтобы выглядело по-идиотски и, соответственно, гармонировало с окружающей действительностью.
Тут бы игре быть нещадно побитой каменьями, если бы не на удивление приятный движок. Уровней всего шесть, но они на самом деле огромны (читай: тормозят) и порой разбиты на несколько частей. Модели персонажей страдают врожденной угловатостью, а текстуры — излишним однообразием, хотя это как раз можно простить, ибо по уровню одновременно разгуливает порядка сотни NPC, да и текстуры тянутся на многие гектары. Когда дойдете до «подвала» данной страницы, оцените разницу между минимальными и рекомендуемыми системными требованиями. Видеокарты со 128 мегабайтами памяти отнюдь не являются предметом обихода, так что либо снижайте настройки в плохонько организованном меню, либо играйте с максимальным приближением.
Остается лишь замолвить словечко за приятную музыку и завершить наш культпоход. Справиться с творимыми видеорядом безобразиями она, разумеется, не в состоянии.
======
Неудачная попытка третьего измерения взять высоту, удерживаемую великолепной парой Commandos/Desperados. Мы понимаем, что ограничения на передвижения камеры появились только из-за снисходительного отношения к немощи среднестатистического компьютера, но факт остается фактом: играть неудобно и неинтересно. А ведь не пылай авторы страстью к гигантским уровням, все могло бы сложиться совсем по-другому.