Светлая тема

Рецензия на игру Red Faction II

В определенных кругах беседу об играх, подобных Red Faction 2, принято начинать с вежливых предложений типа «она свалилась на нас, как гром среди ясного неба», «появление этой игры стало для нас сюрпризом» и «но мы все равно верили, что ее портируют на РС». В переводе на общедоступный язык это означает следующее — «мы ее не ждали, а закрой издатель проект, даже не всплакнули бы».

Ибо тут сокрушаться не о чем.

Вторичность

Red Faction 2 относится к презренной породе скороспелых сиквелов, создаваемых с целью выдоить еще немного денег из наиболее доверчивой части аудитории. Рецепт их приготовления остается неизменным от проекта к проекту. Берется незамутненный улучшениями прошлогодний движок, на мятой салфетке записываются скудные обрывки сюжета, а игровой процесс упрощается до мычания. Получившийся в итоге уродец выталкивается на рынок при помощи огромной маркетинговой помпы, ибо на своих двоих он передвигаться не в состоянии.

Встреча с красной планетой отменяется. Из марсианских тоннелей и научно-исследовательских баз действие переместилось на поверхность матушки-Земли, украшенную в соответствии с представлениями авторов футуристических трэш-комиксов. То бишь, в места, напрочь лишенные оригинальности и атмосферы. Аморфная корпорация «Ультор» и ее стандартные, но, вне всяких сомнений, злобные боссы уступили трон коммунистической шайке усатого дядьки Сопота, благодаря чему и удалось сохранить логическую связь содержимого игры с ее названием.

О сути конфликта повествует вступительный ролик, похожий скорее на трейлер для Е3, чем на приличную заставку. Шайка облагороженных нанотехнологией граждан под руководством товарища Молова сражается с узурпатором Сопотом в надежде свергнуть злодея и остановить производство жутких солдат-зомби. Тоскливый мотив, но, видимо, за год ничего лучше разработчики придумать не смогли.

Повстанцы, в ряды которых затесался и наш подопечный, напоминают персонажей детских утренних шоу, демонстрируемых на ТВ по утрам, дабы юное поколение активней давилось завтраком. Крутой командир, снайперша, пулеметчик, пилот и девушка-хакер — вся эта честная компания придумана лишь для того, чтобы периодически крутиться под ногами простого суперчеловека с автоматом в руках. Нам не раскрывают их характеров, прошлого и мотивов действий — на проработку у дизайнеров тоже не оставалось ни времени, ни желания. Да и зачем, если весь смысл Red Faction 2 заключается в безостановочной беготне?

Скука

Геймплей деградировал в еще большей степени. Просторные уровни заменены маленькими картами (аккурат под размер хилого ОЗУ PlayStation 2), по которым ходят, летают и ползают нескончаемые орды возрождающихся врагов. Здесь не принято останавливаться и думать — отсутствие «сейвов» и страх погибнуть от пули очередного «зарепопившегося» супостата несут нас вперед. Скриптовые сценки встречаются редко, но авторская позиция понятна — к чему тратить недели на продумывание баланса, расстановку NPC и триггеров, если можно просто разбросать пушечное мясо?

Мы мчимся к финалу, обращая против негодяев все клише научно-фантастических шутеров, включая похабного вида рейлган, и разглядываем стандартные антуражи. Секретные лаборатории, вонючая канализация, станция метро, подводная база, безликие улицы полуразрушенного города — Red Faction 2 можно с успехом использовать в качестве краткого путеводителя по наиболее затасканным темам жанра «sci-fi action». Здесь даже есть надоевший хуже горькой редьки босс-вертолет! Противники исправно лезут в перекрестье прицела, берут количеством и заставляют проходить один и тот же уровень по несколько раз — порой даже три «жизни» и регенерация не спасают от гибели под плотным огнем. Из пучины неизбежной скуки игру вытаскивают полеты на футуристическом геликоптере, прогулки на роботе, занятная пальба из главного калибра навороченного танка и подводная одиссея с участием мини-субмарины — иными словами, то самое, за что публика любила первую часть Red Faction.

Тем временем козырь программистов Volition — технология «Geo-Mod», позволяющая проламывать стены в произвольных точках и зрелищно бить стекло, — вновь оказался не у дел. Эффект от взрыва какой-нибудь гранаты или ракетницы настолько локален, что возникает вопрос — а стоило ли вообще городить огород? Нужен ли «Geo-Mod», если его со всех сторон ограничивают «непробиваемые» материалы? Отколупывать микроскопические куски зданий можно и с помощью грамотно прописанных скриптов — проще и дешевле. А вот отделу маркетинга THQ наличие подобной «фишки» играет на руку — уникальная же вещь, черт возьми!

Бесталанность

Где-то к середине действа на сцену выкатывается Совершенно Непредсказуемый Сюжетный Поворот. Непредсказуемый он вовсе не потому, что его трудно предвидеть, — напротив, именно такой ход событий активно эксплуатируется всеми лентами категорий «С» и ниже. Просто к этому моменту игрок благополучно забывает о существовании сторилайна как такового, и резкие телодвижения сценариста вызывают у него легкий испуг. Что-то вроде «О небеса, у них что, совсем отказала фантазия?!»

Эмоций не вызывает и унылый, словно «для галочки» слепленный, финал, присутствующий аж в четырех версиях одного и того же ролика. Ваш корреспондент, поначалу наивно полагавший, будто исход местных свистоплясок зависит от неких ключевых действий, был неприятно разочарован, узнав, что на концовку влияет только число убитых мирных жителей. Глупо? Более чем. Зато какую красивую фразу можно воткнуть в пресс-релиз!

Анимация выполнена добротно, но без ярких моментов, а посему не запоминается. Звук стандартный, временами с уклоном в «паршивенький». Специально приглашенные актеры Джейсон Стэйтем и Ланс Хенриксен честно отрабатывают свой хлеб, однако результат не производит должного впечатления — им подсунули слишком банальные тексты. Музыка лишена вкуса, цвета и запаха. Диссонанс между кубическими уровнями и качественными моделями главных действующих лиц ощущается с самого начала и вплоть до последних секунд заключительной битвы. Возникает вопрос: если то, что нам показывают, — текстуры высокого разрешения, созданные специально для РС-версии, какая же порнография должна царить в оригинальном релизе для PS2?

…и больше ни-ког-да

Фатальный удар игра, как истинный самурай, наносит себе сама. Оцените полет мысли: в Red Faction 2 нет сетевых режимов! При этом «сингл» проходится за пару вечеров, а жалкие попытки авторов растянуть replayability путем открытия консольного вида арт-галереи терпят фиаско — такие мутные картинки и разглядывать нет желания, не говоря уже о том, чтобы ползать в сотый раз по пройденным уровням в поисках секретов и бонусных заданий.

Увы, имя человека, пропившего multiplayer-код первой части, нам неизвестно. В качестве утешения создатели РС-порта предлагают побегать с тупыми ботами по картам, общий вид и архитектура которых напоминают ранние образцы творчества фанатов Duke Nukem 3D. Даже не верится, что эту дрянь произвели на свет Volition и Outrage, кусочки некогда единой Parallax Software, державшие на паях PXO, — одну из лучших многопользовательских служб 90-х годов.

Во время удаления Red Faction 2 с жесткого диска в голове вашего покорного слуги вертелся один-единственный вопрос: зачем? Зачем надо было разрабатывать сиквел в предельно сжатые сроки — неужто боссы THQ всерьез полагали, что за 12 месяцев можно сотворить качественный продукт? Зачем понадобилось портировать эту серость на РС, где полным-полно матерых конкурентов, пытаясь при этом сохранить гнилую идеологию PS2-версии? Ей-богу, только впустую потратили время и деньги.

Напоследок искренне пожелаем Red Faction 3 загнуться в зародыше. Еще одной убогой moneyвыжималки нам не вынести.