- Главная/
- Игры/
- Redline. Клуб самоубийц/
- Рецензия
Вопрос, поставленный коллегой два года назад, считаю актуальным: кому нужны гонки на самолетах? Возможно, сие мероприятие и превосходит по зрелищности все футболы и формулы вместе взятые, однако планомерный полет по кругу в разноцветной компании — развлечение не для деятельных личностей. Нет, вы не подумайте, экзотичность тут не при чем, — проводятся же у нас авиаралли! — но играть в это…
Практика
Как показала практика, в ЭТО играют. Не каждая игра получает в наследство индекс в виде двойки, а уж проект, из которого даже скриншоты страшно снимать, и подавно. При всей своей технологической первобытности Xtreme Air Racing была весьма приятной и новаторской вещью. Вторая часть ушла от нее не очень далеко: сиволапая графика и детская наивность здесь сочетаются с серьезными амбициями.
А начинать перевоспитание надо было с главного — с графического движка. За два года разработчики так и не удосужились прикрутить поддержку Direct3D: к нашим услугам OpenGL и Glide. Когда господин Кармак говорит, что Direct3D вызывает у него раздражение, понять его нетрудно; гений, ему можно. Программистов Victory Simulations к гениям отнести трудно. Ну, лично у меня OpenGL никаких противоречивых чувств не вызывает, зато я был порядком удивлен теми самыми bat-файлами для каждого вида разрешения экрана. Действительно, какая-то виртуальная прогулка по древнему миру получается.
С настройками в Redline вообще негусто. Графический «setup» неживой, менять там что-то неинтересно, результаты минимальны. Качество картинки соответствующее. И еще… трехмерный звук, который в первой части действительно был трехмерным.
Ей-богу, не понимаю, что за субстанция постоянно плывет навстречу самолету? На облака не похоже, да и какие облака могут быть на высоте в 50-100 метров? А ведь как пошло сделано! Авторы, надо думать, пытались создать у игрока ощущение скорости. Да уж, тут с этим определенно туго.
С визуальными красотами, в силу общей немощи движка, дела тоже обстоят неважно. В небо Redline ни в коем случае нельзя пускать больных клаустрофобией! Пространства, которые по логике должны открываться взору даже виртуального летчика, в игре хитро прикрыты туманом и разного рода возвышенностями.
Хотя… смотреть ровным счетом не на что: наземные объекты — воплощение извращенной фантазии, какие-то угловатые, неказистые сараи. И если, скажем, в Англии художники расщедрились хотя бы на несчастный замок, больше похожий на сортир типа «очко», то в Европе вас ждет зеленая пустыня, а необычной красоты норвежские фьорды, вдохновляющие на подвиги суровых скандинавских музыкантов, выглядят как запруды Истринского водохранилища.
Теория
Самолеты, кстати, не лучше. Модели отрисованы на уровне какой-нибудь захудалой аркады, которой все эти тонкости ни к чему, — все равно простят. Redline претендует на звание симулятора, а сами создатели и слышать ничего не хотят об аркаде. Можно, конечно, говорить, что графика — далеко не самое важное. Как правило, такое оправдание и не нужно, если игра представляет собой действительно достойный симулятор. Примеров тому много.
Что же мы имеем в Xtreme Air Racing 2… По сравнению с первой частью не изменилось ровным счетом ничего. Разработчики предъявляют к оплате внушительных размеров счет: 50 новых самолетов. Кто больше!? У кого еще столько же — не припомню, разве что у ясельного The History Channel: Battle of Britain WWII 1940. Зато любители симуляторов с радостью перечислят, у кого качественнее. С одной стороны, для банальной «леталки» слишком уж внушительно выглядит джойстик в качестве минимальных требований к игровому манипулятору и возможность, например, изменять шаг винта. С другой стороны, тот же «шаг винта» можно и не изменять — двигатель не перегреете, а на минимальных оборотах тяги всегда с избытком. К тому же взлет и посадка в игре не предусмотрены, так что максимально облегчать и утяжелять винт не придется.
Или еще момент: манипуляция рулем направления сделана грамотно, сам он в нейтральное положение на настоящем самолете не становится — это задача летчика. Чуете, чем пахнет? При виде из кабины и отсутствии педалей положение руля направления — тайна. Но, опять же, тайна отнюдь не интригующая. Скольжение в Redline — нормальное условие безопасного полета, а не элемент пилотажа, выполняемого исключительно на безопасной высоте, как у нормальных людей. Поэтому глубокомысленные фразы про летчиков, тестировавших летную модель игры, — на совести авторов.
Стоит ли продолжать разговор, вставляя цитаты о моментах инерции из старательно записанных лекций вечных пилотов Ан-2 с баллонами для опрыскивания полей, если в игре, столь старательно проповедующей идеи симулятора, машина вообще не способна на штопор? Обнаружив отсутствие возможности управлять самолетом с клавиатуры, я взялся за мышь (поклонники MSFS по достоинству оценили бы такую «фичу») и с непривычки выписал сумасшедшие кульбиты. Хотя тут и воздушный змей камнем пошел бы к земле, не говоря уже о таком строгом к точности пилотирования летательном аппарате, как «Мустанг».
Все врут календари
Так что не верьте: всевозможные настройки (вплоть до винта), многочисленные приборы и параметры — не более чем амбиции игры, изображающей симулятор. Неужели кто-то будет возиться с подбором параметров двигателя, если цели достигаются за счет нехитрых манипуляций джойстиком?
И разработчики-хитрюги все это прекрасно знают. Они лишь делают виноватый вид, будто не догадываются, что никакого симулятора у них не получилось. А может, они и не собирались его делать. Интересно, как ветераны тех самых гонок оценят возможность палить по конкурентам из пушек? А еще мне хотелось бы знать, найдутся ли дураки, которые согласятся лететь первыми…
Уход от реалистичной летной модели можно простить. Но, сдается мне, фанаты симуляторов F1 были бы не в восторге, если бы болиды в игре оборудовали пушками. Так сказать, для обострения конкуренции. Неужели пилоты, участвующие в пресловутых «воздушных заездах», на самом деле тестировали Redline? Как они могли пропустить такую глупость? Конечно, это реальная возможность оживить нудный игровой процесс. Но в Search & Rescue и MSFS, не отличающихся особой динамикой, никто даже не пытался разнообразить действие подобным образом.
Впрочем, Victory Simulations не стоило и пытаться: симуляция работы вооружения — не меньшая липа. Авторы вообще не видят разницу между пушкой и пулеметом, а модель повреждений пребывает на уровне заурядных «стрелялок», о чем свидетельствует пошлый «лайф-бар».
Минимализм
Еще одна попытка разбудить игроков — режим «Dogfight», позволяющий сразиться с соперником один на один. Но он как был посмешищем, так им и остался, поскольку AI на протяжении всего моего общения с игрой жизни не подал. Его стиль — точность швейцарских часов. Ни о какой борьбе во время гонки речи идти не может: боты честно занимают отведенные позиции и тупо летят до самого конца.
Не будем сбрасывать со счетов «multiplayer», тем более что его возможности во второй части несколько расширены, но перспективы все равно кажутся не более чем туманными.
В другой раз…
В общем-то, все написанное выше можно отнести и к первой части. Улучшив количественные показатели, необходимые для высокопарных лозунгов, в Victory Simulations совершенно не позаботились о главном — реализме. Пожалуй, лишь он еще способен сделать имя Redline.
Получается, что вторая часть, — не более чем банальный аддон, а то и вовсе просто большой патч. Если добавить сюда многократно обласканный выше движок, пожирающий массу ресурсов и отличающийся изрядным тугодумием, вопрос о целесообразности истязания бюджета можно считать закрытым.