- Главная/
- Игры/
- Волкодав: Месть Серого Пса/
- Рецензия
Тернист был путь «Волкодавов» к народу. Могучий воин, последний из рода Серого Пса, шагнул со страниц романов Марии Семеновой в компьютерную реальность и угодил на… пыльную полку — дожидаться, пока киношники завершат работу над экранизацией. Зачем? Во-первых, маркетинг — как-никак, игры черпали идеи не только в книге. Облик героя, декорации и ход событий позаимствованы у фильма, а бежать впереди паровоза, обгоняя его чуть ли не на полгода, — глупая затея. Во-вторых, «Волкодавам» потребовались фрагменты картины.
Сказ о трех «Волкодавах»
Множественное число я употребил неспроста. Продуктов «по мотивам», в худших традициях русского бизнеса, целых три, и издают их две разные компании. Помимо «Акеллы», права на лицензию приобрела «1С»; у нее есть своя action/RPG («Последний из рода Серых Псов») и слэшер «Путь воина».
Хотя из «Волкодава», о котором пойдет речь сегодня, ролики можно выкинуть. Точнее, нужно, ибо глаза закрываются при виде кусков из рабочей версии ленты, не прошедшей ни цветокоррекцию, ни финальный монтаж. Качество картинки и звука — мутная оцифровка с SVHS-кассеты, для пущей эффектности сжатая древним кодеком Ligos Indeo 5. Причем пользы от них нет. Так, украшательство. Плод стараний московской студии Primal Software способен вытянуть скромные сценки без костылей — благо, движок у него приличный. В архиве проект если и устарел, то самую малость. Это, конечно, еще не навязший в зубах «некст-ген», но уже и не серо-коричневая бурда с торчащими отовсюду углами, сопровождающая на Западе значимые кинопремьеры.
С первых минут ясно — художники и программисты постарались. Великолепное небо, живые, яркие краски, убедительная смена дня и ночи, видимость до горизонта без ненавистной «дымки», сиреневый туман, что стелется в поле возле Большого Погоста… Пусть погода неизменна, ландшафт, созданный явно по карте высот, обтянут не бог весть какими текстурами, «честные» тени отсутствуют, а деревья, в отличие от травы, не шевельнут и листочком… обаяние у пейзажей все-таки есть. Недурны и людские модели, в то время как по немногочисленному зверинцу рыдают пластические хирурги. Особенно уродлив адский медведь с красными глазами и челюстью ксеноморфа. Правда, двигаются мутанты более-менее складно. И то хлеб.
Гибнут враги неплохо, если не обращать внимания на тошные предсмертные взвизги кабанчиков. Подбежать, замахнуться на добра молодца, напороться на клинок и плюхнуться наземь — суть существования гадов. «Месть Серого Пса» — стандартная action/RPG: минимум драмы, штабеля трупов и незамысловатые квесты из пособия по тренировке почтальонов-убийц. Иногда нас просят эскортировать понукаемых скриптами NPC и даже караваны, что рано или поздно заканчивается непременной резней. Каноны жанра-с.
Вот так Волкодав и бредет по сюжету — от района к району, из деревни в деревню, «зачищая» леса и поля от вурдалаков, бандитов да чокнутой фауны. Как и положено, он встретит мудреца Тилорна и юного ученого Эвриха, прибывшего, судя по прическе и, кхм, гриму, с концерта группы KISS. Гулять в их обществе почти не придется — герой мстит обидчикам в одиночку. С одной стороны, жаль — исходный материал мог бы стать закваской для «партийной» RPG а-ля Neverwinter Nights 2. С другой — мимолетного знакомства с искусственным разумом хватит, дабы оценить прозорливость дизайнеров, включивших «god mode» для большинства наших компаньонов.
У недругов соображалка не лучше: бегут к нам строго по прямой, «забывают» о том, что стоящий в десяти метрах мужик начиняет их задницы стрелами, и путаются в складках рельефа. Хотя пить лечебно-укрепляющие снадобья и, оставшись без меча, лезть в драку с кулаками, ребята умеют. Впрочем, больше всего меня удивил летучий мыш — верный спутник Волкодава с равным упорством кидается и на злодеев, и на мирных лошадей.
Читая по губам
Требовать от action/RPG проникновенных диалогов — это как ждать тропический бриз в Антарктиде, однако «Волкодав» скармливает зрителям килобайты текста (часть из них — цитаты из книги). Только голосов, считай, нет — персонаж произносит одну/две фразы и немеет, продолжая шамкать беззубым ртом. Пожалуй, авторам, раз они решили не озвучивать разговоры полностью, следовало «порезать» особо словоохотливых граждан. В Baldur's Gate, где использовался схожий прием, мы наблюдали происходящее с высоты птичьего полета; здесь же их лица показаны крупным планом. Стерпеть такое труднее, чем неуклюжую манеру указания целей и фортели в общем-то сносной камеры, то и дело разворачивающей объектив на 180 градусов.
К счастью, беседы можно проматывать, ограничив погружение в мир обстоятельной картой, предлагающей четкое изложение текущих заданий. Остальной интерфейс тоже внушает доверие — от классического «хот-бара» для быстрой смены оружия до подробного экрана инвентаря/статистики.
Главных претензий — две. По странной прихоти разработчиков описание предмета возникает через 2-3 секунды, раздражая при каждом посещении лавки. Другая заноза — окно, позволяющее обчистить карманы противника, появляется всякий раз при щелчке на чьей-нибудь тушке. Удобно, когда жертва мертва; если вы просто нокаутировали «редиску» и намерены покромсать его на мелкий гуляш, невинная услуга превращается в изощренное издевательство. Приходится резво собирать чужое добро или тратить энергию на спецудары, нажимая правую кнопку мыши. Злит и то, что игра без спроса меняет броню и бижутерию на «кукле», порой подсовывая худшие варианты, чем прежде.
Кажуалъ
Но это уже так, мелочи быта. Сам геймплей в отрыве от технических сложностей напоминает неспешный сплав по тихой реке. Надо как следует постараться, чтобы вырастить беспомощного идиота — столь примитивна ролевая система, «заточенная» под битвы. Четыре параметра определяют здоровье, наносимый урон, вероятность уклонения от ударов и скорость реакции. Набирая «экспу», мы переходим на новый уровень и получаем несколько баллов для распределения.
Отдельно игра учитывает опыт, приобретенный в рукопашном, ближнем и дистанционном бою, развивая эти таланты по мере их применения. За увеличение навыка на единичку нас вознаграждают очками для покупки бонусных «фитов». Некоторые работают автоматически («+30% к запасу энергии», «четыре удара за выпад» и т. п.), остальные являются суперприемами. Пнуть побольнее ногой, вихрем прорубить просеку в толпе, обезоружить врага, выпустить стрелу с утроенной мощью, увидеть воплощение фразы «одним махом семерых побивахом»… С таким арсеналом трюков (и клавишей «quicksave» на закуску) жизнь никогда не покажется тяжкой, разве что во время очень масштабных разборок. «Хардкорщики», привыкшие убивать Диабло на завтрак, будут разочарованы.
Расстроит серьезную публику и вялый ассортимент товаров. Вещи делятся на две категории: обычные и магические (+N к телосложению, силе, сноровке, ловкости, нужное подчеркнуть). Деньги всегда в достатке, так что выбор очевиден. Рыскать по окрестностям в поисках секретов не стоит — их нет, не считая пары сундуков, а незримые границы линейных карт не позволят далеко убежать. Да и к чему напрягаться, коли барахло в магазине круче?
«Лучший» не значит «хороший»
Посему, «клюнув» на название и распахнув кошель, расслабьтесь, забудьте о том, что книжный Волкодав предпочитал восточные единоборства грубому приему «костяшками в харю», и впитывайте в себя радужную палитру. Двенадцать часов спустя вас приведут к одной плохой и двум хорошим концовкам, придуманным не столько ради сюжетной свободы, сколько ради лихой строки в пресс-релизе. Еще через пять минут вы наверняка отклоните бессмысленное предложение продолжить игру после титров, и «Месть Серого Пса» отправится в небытие.
По иронии судьбы, это — один из лучших российских проектов по фильму на сегодняшний день. Плакать в сто ручьев или омывать шампанским сонную поступь отечественного «геймдева» — решайте сами.