Светлая тема

Рецензия на игру Respect Inc.

Популярность гангстерских игр неуклонно растет. Не то, чтобы они были когда-то непопулярны, но... Раньше кроме Pizza Tycoon и The Clue, если так припомнить, особо ничего и не было. Не порядок? Не порядок. Короче, ручеек зажурчал, ибо был должен. Chaos Overlords, Gangsters, Legal Crime, Street Wars, Pizza Syndicate — далеко не полный список игр, эксплуатирующих выгодную тему. И вот теперь нашему искушенному взору предстает еще одно детище молодых разработчиков из Pure Entertainment под названием Respect Inc.. О том, кого вам придется уважить и каким именно образом — в нашем специальном репортаже с места совершения самого неслыханного преступления этого года.

Недружелюбные ребята

1923 год. Еле удрав с Сицилии, где местная полиция давно собиралась упечь вас в тюрьму на весь остаток уцененной ими жизни, вы приплываете в Америку. Но происходит это вовсе не так торжественно и печально, как во второй части "Крестного Отца". Вероятно из особого уважения к себе, вы выбираете путешествие в наглухо заколоченном ящике на борту небольшого торгового судна. А дальше... Дальше как Чацкий, прямо с корабля на бал.

Да-да, именно так. Стоит выйти на пристань, чтобы понять — чужая незнакомая страна еще не гарантирует вам отсутствие в ней заклятых врагов. И враги эти показываются в тот же миг, как вы вступаете на обетованную землю североамериканских штатов. Уже на пристани на вас с кулаками набрасывается беспощадный убийца будущих гангстеров, который почему-то сам сразу же погибает от вашей легкой попытки от него отстраниться. Чем дальше в лес — тем толще партизаны. Выходим на улицу — там они стоят. Новые гангстеры, но уже с пушками. Как только вас увидели — сразу стрелять. Больные какие-то. Ладно, на тот свет им и дорожка. Всех уложили, заходим в магазинчик. А там благодарный владелец, которого мы из-под влияния местной банды освободили, уже и новенький костюмчик в подарочек приготовил. Не самый лучший, конечно, но какой уж есть. Ну все, теперь-то нас зауважают!

И то верно. Линеечка "уважаемости" заметно увеличилась. Так что теперь можно собственную банду сколотить, менее уважаемых ребят под свое влияние подвести. У вас ведь теперь костюмчик, вас теперь уважают, за вами теперь на смерть пойдут. И чудненько. Одного уломали, пошли еще нескольких в собственную банду вписали. Глядишь, можно и на дело идти. Ну там шарашку какую под охрану взять, банк ограбить, полицейский участок подорвать... Обычное дело.

Ближе к телу

Разработчики заявили, что их игра представляет собой action/strategy. Оно, конечно, может и так... Однако strategy только в том и заключается, что можно покупать новые костюмчики (в результате чего становиться все более и более уважаемым человеком), да сколачивать банду. Последнее происходит настолько просто, что даже обидно. Подходим к братку — он на нас, естественно, с пушкой. А мы ему — ты че, братан, не уважаешь? Ну и все, собственно. После этого он нас сразу так зауважает, под чуткое руководство вступит. Либо на месте стоит, либо за нами идет, либо недругов атакует. Кстати, интересное дело — вот говоришь, к примеру, парнише следовать за собой. Ясно так говоришь. А все одно — стоит хоть на метр отойти, как он останавливается и стоит как вкопанный. Идиот! Приходится возвращаться и черепашьими шажками его вести. Ибо тупой он настолько, что сам не дойдет. Хорошо еще если просто не дойдет, а то еще и заблудиться может, а там, глядишь, под шальную пулю попадет — до смерти рукой подать, в общем. Что говорится, был браток и нет братка. Можно им, конечно, напрямую управлять, да толку-то?

Вот, со стратегией и все. Хотя и не стратегия это вовсе. Даже оружие — и то нельзя покупать, его только находить можно, как и аптечки. Да и свободы выбора, в общем-то, никакой. Все миссии заранее продуманы, к ним даже на диске отдельно прохождение от разработчиков прикладывается. А если на что и нужно деньги потратить, так на все те же заранее определенные вещи. На использование лифта, скажем. Так что какая уж тут стратегия? Чистый action. Ходим по городу, убиваем без разбору всех гангстеров — проходим миссии, то есть. Выполнили — добро пожаловать на следующую. Не выполнили — ваша проблема, записываться во время игры нельзя. Зато можно бесцельно бегать назад-вперед, выискивая столь необходимые аптечки, без которых первый встречный идиот может уложить вас с одного выстрела, заставив таким образом проходить все заново. Хорошенькая перспектива.

И все бы нормально, да только уж больно не хочется в этой игре по второму разу что-либо проходить. Хочется снести ее к чертовой матери, чтобы с концами. Почему? Да взять хотя бы камеру. Последняя мотается где-то за вашей спиной и по идее должна освещать события, происходящие в игре. Однако вместо этого она каждый раз, словно специально (а может и вправду специально?), находит самый неудобный угол обзора. Причем что в приближении (есть такая опция), что в удалении. Все одно — дальше собственного носа не видно. То есть абсолютно.

И ладно бы только камера. Управление настолько же неудобно, насколько элементарно. Вернее неудобно не столько само управление, сколько реакция вашего персонажа. Порой приходится буквально бегать кругами вокруг вражеского бандита, прежде чем отправить его на тот свет. И не только бегать, но и лихорадочно давить на пробел, ожидая долгожданных выстрелов. В общем, дело это нелегкое. Надо полагать, достойное настоящих гангстеров.

Все дело в оранжевеньких шариках

Ну а как графика, как звук? Да плохо, очень плохо. Какие-то аляповатые фигурки (чего стоят одни только полицейские, напоминающие заводных буратин), фанерные ромбоидальные деревца, однотипные серенькие домишки... И спецэффекты, что не удивительно, на таком же уровне. В лучшем случае, играющий увидит оранжевенькие шарики, когда стреляет по какому-нибудь мафиози. Ну или синенькие, когда спихнет его же в речку. А что, мало? Ничего, хорошенького понемножку. И это при том, что игра использует 3D-акселераторы. Ну не позор ли?

Звук полностью соответствует общему духу игры. А уж музыка... Нет, не могу говорить, слезы наворачиваются на глаза. Впрочем, ладно, скажу. Никакой музыки я в игре вообще не обнаружил. Только вы не поймите меня правильно, есть там музыка, есть. В виде отдельно записанного саундтрека. Разработчики клянутся, что джаз. Не обнаружил же я его только потому, что отошел проводочек от cd-rom'а к аудиокарте. Но, поверите ли, никакого желания развинтить компьютер и исправить это досадное недоразумение у меня почему-то не возникло. То есть НИКАКОГО желания.

А еще игра безбожно глючит. На втором уровне, скажем, можно пройти прямо сквозь заборчик. Чтобы вскоре после этого неминуемо провалиться под землю, выбраться откуда уже невозможно. Если не повезет — значит не повезет, начинайте заново. Причем опять и опять против компьютера, мультиплейер отсутствует как класс.

Ну и напоследок... Вы таки будете смеяться, но игра занимает всего 78 мегабайт (остальное место отдано под саундтрек и 230 мегабайт маловразумительных avi'шников). Я когда увидел — сначала поверить не мог. А потом все понял. Уже окончательно.

Ты меня уважаешь?

В общем, знакомиться с Respect Inc. не советую — поберегите нервы. Игра не удалась даже не смотря на гангстерскую тему, которая, казалось бы, может облагородить что угодно. Ан нет, не все. А ведь какая могла быть игра! Ей бы только все другое, а тему ту же. Представляете, какой мог бы чикагский Syndicate получиться? С планированием миссий, в реальном времени... Но нет. Разорвалось, раскололось. Так что придется ждать BlockWar.

Помните у Райкина? "Я тебя уважаю, ты меня уважаешь — значит мы уважаемые люди". В бандитском мирке Respect Inc. это действует на все 100%. Кто не согласен — на тот свет. Такая вот гангстерская мораль. И при желании ее можно уважать. Но вот как уважать разработчиков, надругавшихся, можно сказать, над самым чистым, самым светлым? Нет, вопрос "как" даже не стоит. Уважать-то их вообще можно, этих людей, склепавших откровенную халтуру? Даже и не знаю... На месте гангстеров я бы не стал. А на своем тем более.