- Главная/
- Игры/
- Ресторанная империя/
- Рецензия
Праздник на нашей улице
Всем виртуальным магнатам и владельцам заводов-газет-пароходов пора выбираться на свои виртуальные проспекты и начинать праздничный парад. Сегодня есть повод — Enlight Software, заслуженный производитель экономических симуляторов, и Тревор Чан лично дарят публике симулятор ресторанного владыки Restaurant Empire (для друзей просто RE). Зная послужной список компании (Capitalism 1-2, Seven Kingdoms 1-2, Virtual U, Hotel Giant), трудно сдержать нетерпение. Да, у мистера Чана со товарищи не все проекты — полноценные хиты, но зато и серых неоригинальных игр в исполнении этого коллектива мы не видели. RE, по словам разработчиков, призван «вдохнуть новую жизнь» в жанр. Планка высокая и пока еще, увы, не достигнутая. Впрочем, то, что получилось, более чем достойно внимания поклонников бизнес-симов.
Господин оформитель
Всякая империя начинается с малого. Сперва под нашим руководством находится лишь один ресторан (в режиме свободной игры можно выбрать его местоположение и «национальность», тогда как обремененный сюжетом «сингл» всегда стартует в Париже) и один шеф-повар, а в кармане лежит некоторая сумма денег. Жанровый стандарт, можно сказать.
Прежде чем распахнуть двери, необходимо превратить пустую, обклеенную обоями коробку в респектабельное заведение. Доступная площадь делится на отдельные комнаты: кухню, туалеты, основной зал… Каждая из них загромождается соответствующими предметами интерьера. Многочисленное кухонное оборудование не несет особой эстетической нагрузки и влияет лишь на качество и скорость приготовления пищи. Обставлять зал — занятие совершенно иного толка, позволяющее в полной мере реализовать свой оформительский талант. Список доступных предметов обстановки не исчерпывается столиками разных размеров и мастей; тут и фонтаны, и статуи, и декоративные растения, и ковры, и источники освещения… Любой элемент вносит свой вклад в величины двух параметров: «comfort» и «decoration». Чем они выше, тем удобнее, красивее и солиднее ресторан выглядит в глазах клиентов.
Математика не висит на игре мертвым грузом — эти характеристики аддитивны, просчитать и спланировать их рост несложно; главная же прелесть RE заключается в том, что далеко не все здесь определяется элементарными вычислениями. Можно украсить все стены шикарными коврами, доведя тем самым «decoration» до 100%, но забыть об освещении — и посетители уйдут, жалуясь на невозможность разглядеть меню. Повысить комфортность лучшей мебелью и сантехникой — и терпеть ежемесячные убытки из-за их непомерно дорогого обслуживания. В погоне за прибылью уставить весь зал столиками — и добиться лишь того, что посетители и персонал будут натыкаться друг на друга в проходах, пытаясь добраться до нужного места. Умение видеть и планировать такие вот неочевидные вещи — ключ к успеху.
Cuisine
Главное в любом ресторане — это все же еда. Меню в RE огромно: три вида кухни — французская, итальянская и американская, пять видов блюд — от завтраков и супов до десертов и закусок, плюс бессчетное количество рецептов… Игра запросто подойдет прогрессивной хозяйке в качестве кулинарного пособия, ведь к каждому рецепту прилагается картинка, описание, список и дозировка ингредиентов. Варьируя их качество, мы определяем качество и цену финального блюда; улучшить его вкус — и, как следствие, повысить популярность — помогают необязательные добавки. Создавать собственные рецепты нельзя, но сожалений по этому поводу не возникает. И так запутаться можно.
Ресторанное меню мы формируем сами, исходя из предпочтений клиентов, умения поварской братии и собственных вкусов. Здесь тоже важно соблюдать баланс. Слишком короткое меню вызовет недовольство клиентов (ведь у всех есть свое любимое лакомство), а громадный выбор рецептов приведет к снижению качества — шеф-повар тоже человек, он не умеет готовить все одинаково хорошо. Но выход есть: нанять нескольких поваров и распределить список блюд сообразно их способностям — клиентов такой подход вполне устроит, хотя расходы на зарплаты серьезно возрастут.
Конечно же, для работы ресторана требуется уйма разномастного народа: уборщики, метрдотели, официанты и т. д. Список кандидатур велик, но главный критерий выбора — уровень опытности сотрудника. Нанимать молодых неучей дешевле, однако капризные посетители наверняка завалят вас жалобами на нерадивых работников. Вообще же подбор хорошей команды и ее обучение отнимает немало сил и средств; текучесть кадров на начальных этапах весьма велика. С шеф-поварами еще интереснее: каждый из них — почти персонаж ролевой игры, с длинным списком параметров и собственным инвентарем. С их участием есть даже «игра-в-игре»: поварской турнир, победа в котором приносит не только славу, но и неплохие деньги и новые рецепты.
Пять звезд
Торжественный момент открытия ресторана скоро заслоняют ежедневные хлопоты. Время в RE ведет себя на манер Europa 1400: день считается за месяц, вечерняя выручка в несколько сотен на следующее утро превращается в тысячи на банковском счете. Вот только расходятся они слишком быстро, т.к. растущий бизнес требует средств на покупку новых зданий, пристройку этажей, зарплату и премии, тренинг персонала, рекламу и т. д.
Объектов приложения управленческих сил много, но в Enlight Software на этот раз не упустили из виду принцип «микроменеджмент — средство, а не самоцель». RE никогда не дает забыть, что это всего лишь игра, и не пытается казаться откровенно глубокой. Многие аспекты упрощены до предела, другие проработаны достаточно лаконично и удобно, так что даже мелочи ресторанного бизнеса не вызывают раздражения. Вместе с тем, игру нельзя назвать простой — для достижения наивысшего 5-звездочного класса своих ресторанов придется попотеть и поломать голову.
Список определяющих класс категорий невелик: качество еды и сервиса, да благоустроенность ресторана влияют на него положительно, цены и негодующие вопли посетителей — отрицательно. И если первые четыре практически целиком находятся во власти игрока, то капризы клиентов трудно как предсказать, так и удовлетворить. Им не нравится буквально все, начиная с шума и освещения и заканчивая отсутствием улыбок на лицах прислуги. Порой хочется просто махнуть рукой на их причуды и заняться делами посерьезнее. Правда, пустив дело на самотек, к концу дня можно набрать полторы сотни жалоб, растерять всю богатую клиентуру и скатиться к уровню забегаловки средней руки.
Ресторанный Цезарь
Играть в Restaurant Empire чрезвычайно приятно: облегченная, но сбалансированная экономическая модель, множество вариантов разрешения игровых ситуаций, оригинальные нововведения и симпатичная графика обусловили высокий итоговый рейтинг. К сожалению, он не максимален. Интерфейс, ахиллесова пята «тайкунов», и в данном случае далек от эргономичности и интуитивности. Многие элементы излишне перегружены и нелогично организованы, мелкий шрифт и значки заставляют напрягать зрение… Кроме того, порой очень не хватает возможности напрямую управлять своими подопечными.
Однако эти и другие мелкие придирки ничуть не портят общее впечатление. Наконец-то мы получили не только экономический, но и развлекательный симулятор, да еще и очень приличного качества. Лакомство для настоящих гурманов, уж поверьте моему взыскательному вкусу.