Назад, назад
Что за писатель пошел нынче: тужится, выдумывает сюжеты, эпатирует как может, а в итоге выходит ерунда. Куда ему до классиков. Например, Жюль Верн (Jules Verne) — один из предвестников научной фантастики, неиссякаемый источник вдохновения для коллег и ученых — описывал полеты на Луну, погружение на морское дно, поездки на автомобилях и постижение виртуальных основ Интернета задолго до триумфа технологий. Современным же предсказателям хватает ума лишь на звездные пострелушки да межпланетные совокупления с крысомордыми свинорылами. «Не забабахать ли нам апокалипсис, с ядерной катастрофой, метеоритным дождем, древними богами и Гошей Куценко в главной роли?!» И публика покорно берет протянутые джедайские мечи, черепашьи нунчаки и съемные когти, залезает в трансформеров и улетает в Чернобыль на борьбу с мутантами.
У дедушки Жюля герои исследовали тайны, делали открытия и путешествовали по свету ради общего счастья, у прогрессоров — непременно ради гибели Земли (и Вселенной заодно). Век прагматиков… Но кое-кто еще продолжает верить в добрые сказки и решительно поворачивает назад. Вот Kheops Studios совершила двойное возвращение, воскресив лучший за время ее существования проект по мотивам знаменитого французского произведения. Вернули все, от таинственного острова и взрывоопасной девушки Мины до управления и движка. Не забыли и капитана Немо, мир праху его. Этим повторным приключением фирма словно подвела черту под пятилетними исканиями, пообещав апокалипсис напоследок. Дважды войти в одну реку? Отчего бы и нет. Return to Mysterious Island 2 — игра, в которую хочется играть.
Остров невезения
Организовать сиквел оказалось на удивление легко, хотя, казалось, путь Робинзона пройден от и до. Мотайте на ус! Вертолет уносил страдалицу и ее ручную обезьянку в объятия цивилизации, когда что-то вдруг грохнуло, машина вышла из строя и рухнула вместе с пассажирами в мутные озерные воды… По крайней мере, хотелось, чтобы комикс из заставки сопровождался похожей нехитрой аннотацией. Однако авторы всерьез втянулись в журнальный стиль. Изрезанные на полоски картинки предлагают самостоятельно додумать комментарии и без лишнего пафоса приступить к спасению незадачливых беженцев. Пилот отважно погиб при исполнении, Мина потеряла сознание. Кому спасать? Настоящая звезда Mina's Fate — маленький Юп. Обладая поразительным для макаки интеллектом, он умудряется вытащить девушку на берег за считанные минуты.
Предвосхитим ваш вопрос: да, Юп — главное и чуть ли не единственное отличие от первой части. Уж простите, ждать революции от продолжения не стоило. Kheops резонно посчитала, что инноваций в жанре на ее век хватит, и с чистой совестью пустила нас по второму кругу. Знакомые печки-лавочки дают пищу для рта и ума. Снова нужно практиковать гончарное и кузнечное ремесла, печь пироги, сдавать экзамены на водолаза, тщательно поглощать дары природы и для виду пробовать покинуть злосчастный клочок суши. Короче, то же самое, только в двукратном увеличении и с сюрпризом. Где-то к середине сюжет приобретет определенные очертания, и наружу вылезет истинный жестокий посыл. Или трагичный. Чем дальше мы погружаемся в историю о вирусе, медленно растекающемуся по островку, тем более угрюмой предстает перед нами фабула. Источающий заразный дымок вулкан, бьющие из-под земли ядовитые гейзеры, больные зверьки и потемневшие листья растений преображают яркие пейзажи до неузнаваемости и наводят на грустные мысли.
Почему? Вроде событий с приставкой сверх- не происходит, сломанные роботы-почтальоны мимоходом рапортуют об угрозе, а разъяснения уготовлены на финал. Но тревога нарастает с каждым часом. Едкий туман заполняет легкие, заволакивает рощи, полянки и горные массивы, нагнетает беду. Умеют французы создать настроение, причем буквально на ровном месте. Невнятные музыкальные обрывки прорезают тишину, добрая половина усилий уходит на элементарное насыщение голодных (и не в меру скромных) организмов, а радужные комиксы оттесняют уныние на антресоли сознания.
Если Return to Mysterious Island показалась вам клубом веселых и находчивых, то сиквел порадует вдвойне. Здесь есть где разойтись таланту экспериментаторов. Собрали удочку из четырех фрагментов? Натаскали карасей на рыбалке? Попробуйте теперь отловить «озерного монстра». Инвентарь привычно обширен и податлив, комбинаций, в том числе и некритичных для прохождения, действительно море. Порой, конечно, перегибают, особенно при выборе рациона — ну что еще за капризы «это я уже ела!» в полевых условиях? Однако со временем недоумение уйдет, и вы поймете, что на реализм никто не зарился. «Научная фантастика», вспомните.
МинЮп
Не страшно, коли забыли. После 2/3 «Возвращения» вас почти силой втолкнут в «Наутилус» и промоют мозги невиданной механикой и изобретениями. Именно тогда начинаешь ощущать жюльверновскую атмосферу, осваивать тонкости приборостроения, постигать азы химии и физики, чувствовать себя крутым расхитителем гробниц. Примерно такой и представлялась хорошая адаптация классика, пусть и чересчур неправдоподобная. Усеянное яйцами с частичками ДНК огромное табло, на котором можно проследить жизни разных существ (включая персонажа из Voyage) и выучить универсальный язык, — достойный образчик необузданного воображения XIX века. Нестандартна и подводка к подводной базе Немо, поскольку сперва нужно прорваться мимо сторожей-обезьян…
А с обезьянами лучше Юпа никому не сладить. Ручной зверек мало того, что активно карабкается по деревьям и скалам, проникает в крошечные лазы и чует невидимые глазу вещи на земле, — он налаживает контакт с сородичами! Юп задаривает приглянувшуюся особь подарками и лакомствами, наигрывает ей на окарине, угадывает желания — словом, всячески втирается в доверие, пока «полоска дружелюбия» не доползет до верха. У собеседников свои бзики: одна помешана на фарфоре (учимся изготавливать фарфор), другому подавай краски (разводим краски). Правда, с отдельными типами подобные фокусы не проходят, и общение зачастую заканчивается трепкой. Приходится применять смекалку и запугивать тем, что есть. Предметы сладкая парочка делит между собой, поэтому… эм… карманы макаки набиты разным хламом. В качестве бонуса выступают различные мини-игры, например добыча муравьев из муравейника и ловля мохнатой руки бабуина-клептомана в инвентаре.
Аркады, яростное сращивание вещей, интеграция в iPhone и iPod для решения некоторых головоломок, наконец, вещающий с того света кэп… Все хорошо, если бы… не тот же самый остров и, фактически, та же самая игра. Да, клон вышел более чем удачный. Но с ощущением дежа вю ничего не поделать. Оно просто колоссальное. Вроде бы ни в чём не упрекнешь, и, в то же время, списать оригинал со счетов — значит, обмануть ожидания поклонников. Хотя им-то «Возвращение» определенно понравится. Миной клянусь!