Рассказчик:
Но что делает человека героем?
Именно об этом — наша история…
Первая муза:
Слышали, девочки? Летопись
истории — как в греческой трагедии!
Вторая муза:
Будь проще, приятель!
М/ф «Геркулес»
«Rise of the Argonauts — action/RPG!» — кричали пресс-глашатаи Codemasters. «Новаторская action/RPG!» — вторили им журналисты в превью, не подозревая, что издатель надул их почище, чем Одиссей — троянцев. Прошел год, PR-чары спали, и взору публики предстал неуклюжий гибрид, пытающийся усидеть на двух шатких стульях.
Титанический квест
Гибрид — потому что слишком много разговоров для игры, чьи каноны обязывают отрывать руки и проламывать черепа со скоростью 100 штук в минуту. Иолкский царь Ясон, отправившийся за золотым руном, чтобы воскресить невесту Алкемею, прекрасно владеет и оружием, и колким словом. Он беседует даже с культистами, заварившими весь сыр-бор ради опальной богини Гекаты. Разумеется, позже он прикончит главного поганца, бросив напоследок что-нибудь пафосное в духе голливудских боевиков, вроде: «Ты полюбил не ту женщину».
Воюет же Ясон во имя Ареса, Афины, Гермеса и Аполлона, посвящая им великие (и не очень) деяния в обмен на баллы для «покупки» новых умений. Поступки — всякие, от «зарубил 50 негодяев мечом» и «спас микенского сорванца от дурного влияния улицы» до «превратил жителей Китры из каменных статуй в людей».
Еще олимпийцам льстит, когда мы посещаем их алтари и произносим подходящие реплики в диалогах. Версий ответа обычно четыре. Арес ценит строгость и прямолинейность, Афина — стремление к справедливости, Аполлон — чувство долга, Гермес — хитрость. Авторы отметили варианты цветами, так что самые нетерпеливые могут хватать их, не читая. Мысль — одна, даром что в разных обертках. Игрок меняет ход событий лишь в побочных квестах, которым не столкнуть с пути сюжетную колесницу. Концовка прибита гвоздями, послесловия в виде россыпи слайдов нет. Чай, не Fallout, Arcanum или «Ведьмак». Да и роль предопределена во вступительном видео: смелый правитель, идущий на подвиги из-за любви.
Правда, если в Элизиуме Ясон решит похвастать заслугами перед остальными суперменами древности, его засмеют. Битвы в Rise of the Argonauts столь малы по масштабам и редки, что награду за убийство 250 противников он получит за полчаса до скучной схватки с финальным «боссом». А ведь ему засчитывают и успехи электронных напарников!
From hero to zero
Вот и вышло в итоге «ни вашим, ни нашим». Иолк и Микены увязли в болтовне и беготне, Китра и Сария — скоротечные стычки среди уродливых камней и деревьев… Тартар вываливает долгожданное «мясо», но поздно — к этому моменту спаситель мира сладко зевнет и отправит RotA на полку. Ибо вторая ее беда — шаблонность сражений.
Щелк-щелк-щелк левой кнопкой мыши или кнопкой геймпада — универсальный рецепт победы. Не важно, что в ладони — копье, булава или меч, — Ясон с одинаковой легкостью шинкует злодеев. Агрессивный «блок» надежно защищает от выпадов и полезен для расправы над «боссами». Правая клавиша — «тяжелый» удар. Он пригоден для жестоких coup de grace в замедленном времени, быстро утомляющих повторами. «Комбо» (по одному на каждый из трех видов оружия) чересчур медлительны и бесполезны, равно как и заклинания, дарованные богами. Нам позволяют изрыгать молнии и разить гадов ослепительным светом, но куда проще двинуть пару раз по башке.
Разочарую и тех, кто мечтает набить карманы тоннами античного барахла. Его нет. Броню и тесаки выдают за выполнение необязательных поручений или по воле сценариста. Пять клинков, пять дубинок, пять копий, пять доспехов. Все. Дизайнеры добились поставленной цели, избавив нас от забегов по магазинам и унылой возни с цифрами, только вот счастья больше не стало.
Страшная, страшная сказка
Пока ритмичное «закликивание» монстров утомляет указательный палец, болячки корявого интерфейса раздражают разум. Чтобы открыть карту местности, надо нажать две разные кнопки и дождаться ответа от тормозного анимированного меню. Список умений не различает пассивные и активные навыки, отсылая к руководству пользователя. Одну половину скриптовых роликов можно «промотать», другую — нельзя. Почему?!
Этим вопросом наверняка задаются игроки, ожидавшие приличной картинки от проекта на базе Unreal Engine 3. Неплохие модели основных персонажей и колорит странного мира (где «Арго» — ни дать ни взять пароход, Дельфы — сверхсекретное место, а Тартар зарос тиберием) испорчены убогими текстурами. Еще сильнее пугает спрайтовая панорама Микен, если смотреть на город с палубы корабля. Хуже выглядит разве что American McGee's Grimm.
Лишь музыка Тайлера Бейтса (Tyler Bates), работавшего над фильмом «300 спартанцев», отличная озвучка и нотки юмора в дружеской трепотне наших спутников (особенно хороши Геракл и Пан) ставят Rise of the Argonauts над малобюджетными поделками Activision Value. Правда, невысоко — максимум на полголовы.
Таких не берут в аргонавты
Если, глядя на обложку с отважными аргонавтами, вы представляете горы трупов и литры крови, возьмите God of War 2 или Conan (пусть для консолей и не без тараканов, но всяко приятнее продукции Liquid). Ну а тем, кто жаждет поманчкинствовать в декорациях древнегреческих мифов на ПК, развлечения веселее, чем Titan Quest, не найти.
А еще лучше — ознакомиться с легендами по старинке, с интересной книгой в руках.