Нескончаемая цепочка «аддонов к аддонам» одной из самых продаваемых игр в истории прервалась. Студия Frontier Development (детище Дэвида «он-сделал-Elite» Брабена, David Braben) и Крис Сойер (Chris Sawyer) лично, понукаемые нетерпеливой Atari, сбросили покрывало с главного на сегодняшний день аттракциона своей жизни. Ожидаемый многими, RollerCoaster Tycoon 3 распахнул свои двери — очередь за билетами можно занимать уже сейчас; не толпитесь, по разу успеют проехать все. Захочется ли повторить? Время покажет.
Back to business
Продолжение прочно покоится на фундаменте, заложенном первыми двумя играми. Концептуально RCT3 эволюционировал мало, но благодаря смене внешности и некоторым добавкам старая идея воспринимается совершенно иначе.
Скриншоты100
Знакомая модель строительства парка развлечений позволит быстро разобраться в основах даже новичкам. Суть осталась прежней: получив в своё распоряжение кусок земли (впоследствии его можно расширить), мы сооружаем «Диснейленд», пользуясь сотнями различных аттракционов, магазинов, служебных построек, декоративных предметов и т. д. Ландшафт тоже подчиняется нашей воле: равнины, горы, реки и озёра послушно появляются по мановению курсора, были бы деньги.
Самая приятная часть RCT — конструирование «горок» (а также «transport rides» и других видов аттракционов) — в третьей серии была значительно улучшена. Все типы «американских горок» снабжены несколькими подготовленными вариантами (лицензированных среди них нет, но не думаю, что это кого-нибудь расстроит), и мы можем присоединять к ним любые порождения фантазии. Не забывая, конечно же, об основных законах физики и о том, что аттракцион должен развлекать посетителей, а не готовить их к космическим полётам.
Жители местных бескрайних пустынь, а именно так выглядит пространство вокруг парка, зовутся забавным словечком «peeps» (по-нашему пусть будут «пипы»). По сравнению с прошлыми сериями пипы кардинально изменились — памятуя, видимо, об успехах The Sims, разработчики наделили посетителей некоторыми чертами «писающих человечков». Отныне они гуляют по парку группами — семьями, влюблёнными парами, компаниями, — останавливаются и подолгу беседуют друг с другом, срываются на бег, опаздывая на аттракцион, злятся или радуются; словом, стараются вести себя по-человечески. Как и раньше, на каждого заведено досье, где отмечаются всевозможные детали, начиная с количества денег в кошельке или еды в желудке и заканчивая сокровенными мыслями о нашем парке. Однако мы можем обзавестись и собственными пипами — во встроенном «Peeps designer» легко создаются целые семьи.
Наконец, ещё одна уникальная для RCT3 особенность — VIPeeps. Четыре «особо важные персоны» (дружеские шаржи на известных политиков, спортсменов, поп- и кинозвёзд) время от времени наведываются в наши владения, и мы обязаны им понравиться.
В штате по-прежнему могут быть лишь уборщики, механики, стражи порядка и клоуны, но теперь есть возможность регулировать зарплату и вкладывать деньги в их обучение. А еще в парке всегда находится Mr. Jobsworth — смотритель, въедливый очкарик, слоняющийся туда-сюда и сообщающий нам о неполадках и неприятностях. Прибыль же поступает от продажи билетов и от разнообразных торговых точек, и должна, в идеале, с лихвой покрывать расходы на обслуживание техники, зарплату, закупку товаров для магазинов, рекламные кампании, исследования и т. д.
18 сценариев и «песочница» — вот основные блюда на этом парковом пире. Изначально доступна треть миссий, остальные открываются постепенно. Сложность у них одна на всех, зато введены три награды, на манер Railroad Tycoon: чтобы заслужить титул «Apprentice», иногда хватает получаса, а ради золотой шляпы «Tycoon» приходится попотеть (впрочем, как показывает практика, игру в нынешнем её виде пройти нельзя). «Песочница» позволяет построить парк своей мечты, не размениваясь на экономические условности, поскольку на счету лежит неограниченная сумма. Кроме этого есть отдельные редакторы сценариев, «роллеркостеров» и строений.
The Beauty…
RollerCoaster Tycoon тоже перешёл в 3D, и сделал это, пожалуй, эффектнее других родственных игр. Неудобоваримые поделки от Activision Value сразу теряются в тени гиганта, Zoo Empire (да и, пожалуй, Zoo Tycoon 2) бледнеет от зависти, великолепный Railroad Tycoon 3 уступает дорогу новому королю визуальных роскошеств.
Удовольствие от картинки в RCT3 становится почти физиологическим, настолько мила глазу пышность форм и расцветок. Отражения в воде, правильные тени, смена дня и ночи, погода, богатая растительность, блеск солнца на металлических изгибах «американских горок»… Первый же водоём задержал моё внимание на добрых пять минут: я просто сидел и чертил курсором круги на водной глади, заворожённый разбегающейся в стороны рябью.
Потом я обнаружил RollerCam и бессознательно потерял ещё час жизни. Возможность взглянуть на аттракцион глазами пипа вдохнула в игру новый смысл: каждая новая забава, помимо традиционной проверки, проходила и моё личное испытание. И не раз, впившись взглядом в монитор, я ощущал знакомый холодок в груди — так замирает сердце на высшей точке рельсовой дороги за мгновение до того, как вагончик под грохот колёс и рёв пассажиров ринется вниз. А потом были фейерверки… Желающие, пользуясь тремя десятками видов пиротехнических орудий, могут устроить персональное светомузыкальное пиршество — его яркие всполохи и разноцветные брызги безумно красиво выглядят и изрядно поднимают рейтинг парка.
Третье измерение, изменив внешний облик игры, добавило комфорта в сугубо практических областях. Согласитесь, гораздо проще собирать горки, постоянно осматривая их со всех сторон и в любом масштабе. Вообще же, RCT3 — игра, прежде всего, для строителей и дизайнеров. Способов реализовать себя — масса, элементы каждого объекта всячески настраиваются, да и самих объектов здесь не одна сотня. Пять различных стилей оформления (стандартный, дико-западный, научно-фантастический, «ужастиковый» и приключенческий) помогают создавать маленькие мирки, подчинённые единой идее. Среди, допустим, сценарных парков встречаются и дикие прерии, и восточные города, и голливудская киностудия…
…and the Beast
Хуже всего в RCT3 чувствует себя менеджмент. Частично в этом виноваты недостатки дизайна: нередкая сумбурность происходящего и труднодоступность важной информации делают обязанности управляющего излишне сложными. Мешают и интерфейсные недочёты. К примеру, почему-то исчез список посетителей парка. Не исключено, что тут сыграло свою роль их возросшее количество (кому может быть интересен список в 500 имён?), но отсутствие сведений о мнениях пипов по серьезным вопросам осложняет жизнь. Определение «зоны действия» для работников осталось таким же неудобным, изменить цены одновременно во всех магазинах не дают, щелчок по сообщению не перемещает к объекту, о котором идёт речь, и т. д. и т. п. Зато все информационные окошки теперь можно свернуть, поместив иконки в правый угол экрана, так что постоянно лазить по меню нет необходимости.
Однако сильнее всего игре вредят многочисленные ошибки. Я не буду касаться графических странностей (пипы проходят сквозь скамейки, билетёры порой проваливаются в пол установленной на платформе кабинки, углы строений повисают в пустоте и т. д.), так как они не препятствуют наслаждаться игрой. Но ненормальное поведение посетителей раздражает: то они не хотят заходить на большинство аттракционов, то предпочитают умереть с голода, лишь бы не есть мои вкуснейшие гамбургеры… За всю игру киоски с прохладительными напитками ни разу не принесли мне прибыли (хотя многие пипы, судя по описанию, изнемогали от жажды). А однажды тщательно спланированный маршрут при появлении VIP'а вдруг самовольно изменился. К счастью, все ключевые точки сохранились, и клиент ушёл довольным.
Аттракционы тоже нередко функционируют очень необычно. Уже во втором сценарии Mine Shaft Ride останавливался, чуть-чуть не доехав до станции — просто так, безо всякой причины. Приходилось закрывать аттракцион и открывать его снова, но и при непрерывном наблюдении случались простои, влетавшие в копеечку. Механики иногда начинали трудиться, мягко говоря, с прохладцей, вынуждая едва ли не за ручку таскать их на сломавшиеся аттракционы. Система назначения «зон действия» себя не оправдывает — поручив человечку следить за двумя-тремя аттракционами, нельзя быть уверенным, что механизмы не настигнет длинная серия поломок. А она наступает практически всегда — отдельные конструкции даже при 70% надёжности отказываются стабильно работать дольше минуты.
Официальные форумы игры (и некоторые рецензии) забиты жалобами на вылеты в систему, «замерзание» камеры и прочие беды, приводящие к аварийному завершению. Я, правда, с таким не сталкивался.
* * *
Почему при столь серьёзных недостатках игра награждена «Нашим выбором»? Наверное, потому, что она заражает оптимизмом. Как и Heroes of Might and Magic 4 в свое время, RCT3 получает часть своих баллов авансом, в счёт будущего патча. История New World Computing учит, что подобные подарки раздавать не следует… но если Atari и дальше будет придерживаться скупой политики, настаивая на выпуске сырых продуктов, у нас ещё появится шанс восстановить справедливость.
В любом случае, RollerCoaster Tycoon 3 — пока что самая обаятельная игра, посвященная строительству парков.
P.S. Музыка, кстати, неплоха. Что приятно, можно использовать любимые композиции в качестве фона. Но и здесь не обошлось без оплошностей: автоматически треки не меняются (только через окно настроек), да и звучат они лишь тогда, когда мы взираем на владения из-под облаков.