- Главная/
- Игры/
- Romance of the Three Kingdoms XI/
- Рецензия
Почти все жанры, считавшиеся вотчиной «персоналок», перекочевали на консоли. Верность клавиатуре и мышке сохраняют исключительно «нишевые» проекты вроде пошаговых стратегий. Сейчас на Xbox 360 и PlayStation 3 нет ничего, сравнимого с Galactic Civilizations 2 или Heroes of Might & Magic 5.
Однако так было не всегда. Окунувшись в прошлое поглубже, мы увидим богатую библиотеку японских воргеймов KOEI. В начале 1990-х Operation Europe, Pacific Theater of Operations и Gemfire появились сразу на ряде платформ, включая PC, хотя многие российские игроки запускали их на популярной тогда Sega Genesis.
До поры до времени на экспорт шла и серия Romance of the Three Kingdoms, посвященная междоусобицам китайских феодалов. Последней гастролью на PC за пределами Юго-Восточной Азии стала четвертая часть, после чего RoTK нашла прибежище на приставках Sony. Владельцы PlayStation 2 хитро щурились, приговаривая, что «писишники» никогда не получат настолько глубокой и интересной игры. Они были правы, пока KOEI не почувствовала вкус упущенной прибыли1.
Поднять шум на востоке — напасть на западе
Не спешите радоваться. Romance of the Three Kingdoms 11 рассчитана на очень узкую аудиторию. В ее основу лег роман «Троецарствие» — вольный пересказ летописей Поднебесной, смешивающий реальные события с мистикой и конфуцианской философией. 800 тысяч слов и полк персонажей могут сломать самого терпеливого читателя. Без знакомства с первоисточником очарование «раскосой» TBS обернется мукой.
Смотреть заставки и изучать биографии бесполезно — за деревьями не видно леса. Если уяснить общую канву по «краткому содержанию», игра все равно напомнит, что вы — чужак. Обыватель не отличит имя вельможи от названия провинции. Гунсунь Цзань разбил Юань Шао? Лю Бэй захватил Сюйчжоу? Кто это?
Зато в руках поклонника китайской истории RoTK оживает. Для людей понимающих авторы спланировали кипу сценариев по разным этапам конфликта с возможностью выбора воюющей стороны. Количество настроек так велико, что на полное прохождение всех вариантов уйдут годы.
Для вида чинить деревянные мостки
Romance of the Three Kingdoms 11 нетороплива даже по меркам глобальных стратегий. Ублажая колоритной музыкой и стилизованными картинками, она не горит желанием незамедлительно продемонстрировать прочие достоинства. Лишь на обучение, не раскрывающее многих секретов, уходит полдня. Сперва масштабы поражают — на таблицы с десятками параметров не взглянешь без трепета. Однако через пару часов иллюзия тает — механика-то не сложнее Europa Universalis 3. Загвоздка в том, что при любом удобном поводе экран перекрывается меню с нагромождением цифр. К счастью, неуклюжий интерфейс не парализует управление, а ряд действий упрощает автоматика. Например, когда вы даете подчиненным задания, игра сразу предлагает лучшего из доступных исполнителей.
RoTK 11 неплохо показывает роль личности, но не дотягивает до уровня Crusader Kings. Хотя лидерам отведено важное место, они — винтики в огромной машине. Отношения политиков не создают разветвленную социальную сеть, за нити которой мог бы дергать искусный интриган. Судя по всему, это сознательное решение KOEI. На протяжении нескольких лет сага сползала к RPG, но одиннадцатая часть вернулась к ее истокам — игрок вновь управляет княжеством, а не отдельными чиновниками.
В покое ожидать утомлённого врага
Обязанности государя привычны: укреплять хозяйство, вести переговоры с конкурентами, готовиться к баталиям. Правда, мирные хлопоты — не более чем прелюдия к кровопролитию. Построек — кот наплакал, к тому же их разрешают возводить только в особых ячейках. Вместо дерева технологий — линейные «апгрейды». Партия всегда начинается с одних и тех же приказов. Бесконечное повторение вызывает в памяти Dynasty Warriors, тоже связанную с «Троецарствием».
Впрочем, самое утомительное занятие — война. Ранние игры серии изображали ее так же, как Shogun и Medieval: карта Китая состояла из полсотни областей, между которыми маршировали армии, а битвы разворачивались на специальном экране. Теперь же вся территория расчерчена на тысячи клеточек размера «полк» или «здание». Превратившись в гигантский воргейм, новая RoTK стала еще неспешнее. У вязкого геймплея есть плюсы — проект дотошно моделирует походы. Плохо подготовленное наступление обречено на провал. Игрок должен набрать рекрутов, выдать им оружие и назначить подходящих офицеров. Строительство осадных машин и кораблей займет много времени, зато поможет нанести сокрушительный удар. Не стоит забывать и о снабжении продовольствием.
Сами сражения похожи на типичную «тактическую RPG» из Страны восходящего солнца: подразделения изрыгают кислотные визуальные эффекты, используют ловушки и отпрыгивают на соседние клетки. Сетовать на слабый реализм глупо — такие схватки вполне соответствуют духу романа. Стряхнув сон и провернув хитрый маневр, чувствуешь себя настоящим Сунь-Цзы.
* * *
Большинство сочтет Romance of the Three Kingdoms 11 непонятной и скучной, а востоковеды и фанаты медлительных стратегий будут сидеть ночи напролет. В любом случае, к ней трудно остаться равнодушным.
1Хотя дополнение Power Up Kit пока что не локализовано.