Светлая тема

Рецензия на игру Runaway. Дорожное приключение

Представьте себя на месте подающего надежды нью-йоркского студента. Звонок из университета Беркли дал вам шанс сделать карьеру в области физики. Перед отъездом на Западное побережье осталось лишь заскочить в библиотеку и забрать оттуда позарез нужную книгу. Сущая, казалось бы, мелочь, но именно она и станет первопричиной всех бед.

Вы не спеша едете по центру Нью-Йорка, как вдруг периферийное зрение выхватывает из темноты ЕЁ. Стройные ноги. Роскошная фигура, подчеркнутая ярко-красным платьем. Черные, как смоль, волосы развеваются на ветру. Приятное лицо, выдающее кровь предков из далекой Испании, искажено гримасой ужаса и отчаяния. Девушка мчится по тротуару, не разбирая пути, и яростно размахивает сумочкой. Кто ее преследует? Кто может желать зла этой, несомненно, роковой красотке?

Пока вы размышляли, автомобиль проехал десять метров.

Девушка выбегает на проезжую часть.

Еще пять метров.

И...

Бум!

Wake up in New York

Чуть позже, в палате нью-йоркской больницы, все прояснится. Певицу из ночной забегаловки "Розовая игуана" Джину разыскивает мафия в лице братьев Сандретти и двух хрестоматийного вида киллеров. Отец нашей новой знакомой - секретный агент ФБР; незадолго до своей гибели он передал ей таинственное распятие, после чего навеки расстался с жизнью в одном из подвалов бара. "Помоги мне...", - шепчет жертва ДТП и проваливается в глубокий сон. Ну, а поскольку подотчетный нам физик Брайан относится к разряду людей "лох обыкновенный", он, разумеется, не посмеет оставить даму наедине со смертельной опасностью.

История злоключений самой игры закручена не менее лихо, чем скитания Брайана и Джины по выжженным землям Аризоны. Runaway появилась на прилавках родной Испании еще год назад, став лебединой песней как для издателя, так и для разработчиков. Доподлинно неизвестно, что является тому виной - криворукий бухгалтер, низкие продажи или ошибочная политика руководства, а гадать мы, в отличие от Мамы Дориты, не умеем. С прекращением финансирования Pendulo Studios рухнули надежды получить к Рождеству английскую версию. "Руссобит-М", взявшаяся перевести игру с испанского на русский, тут же обнаружила перед собой толпу диких проблем. Заморский продукт оказал достойное сопротивление отечественным левшам, стабильно выдавая глюки, искривляя звуки и "обрезая" слова, не умещавшиеся в прокрустово ложе испаноязычных реплик. К счастью, локализаторы справились - игру в ее нынешнем состоянии можно пройти от начала и до конца, не повстречав ни одной фатальной либо раздражающей ошибки. Проверенный факт.

Finding beauty

Качество графики поражает даже сегодня, спустя долгие месяцы напряженного ожидания. Runaway - единственный в мире рисованный квест, пользующийся всеми благами разрешения 1024х768х65536. Других видеорежимов здесь не держат. На отрисовку задников художники Pendulo не жалели ни красок, ни времени, ни сил. Разглядывая убранство бандитской хижины, где, помимо пяти ключевых предметов, находится еще минимум полсотни объектов для "просто так", начинаешь понимать, каким мог стать очередной квест от Revolution, не пустись она в нелегкие заигрывания с 3D. Яркие краски, обилие деталей, мягкие тени, фактурные антуражи и явная любовь к классике превращаются на наших глазах в самую что ни на есть классическую квестовую картинку. И если чикагский музей естествознания заставляет вспомнить Broken Sword, то "рубленые" аризонские облака и модный байк, стоящий на приколе, пришли сюда, несомненно, из Full Throttle.

Попадись Runaway на глаза боссам Walt Disney, те бы немедля предложили трудолюбивым испанцам высокооплачиваемую работу. Персонажи игры не просто существуют - они идеально вписаны в окружающий мир и крепко стоят на земле, отбрасывая тень в строгом соответствии с положением солнца на картинке. Они ходят, бегают, прыгают и размахивают руками с постоянной скоростью 30 кадров в секунду, поражая бывалых квестеров невероятной плавностью движений. Они трехмерны, но вы этого не заметите, потому что Pendulo использовала хитроумную систему фильтров, придающих отрендеренному объекту абсолютно плоский вид. Технология даст сбой лишь в финале, когда сложная модель освещения подвала Мамы Дориты сделает лицо Брайана излишне "рельефным", но эту ошибку, право слово, нужно и должно простить. Гораздо сильнее нас беспокоит корявая анимация движений губ - вместо того, чтобы демонстрировать сколько-нибудь приятную мимику, герои резко хлопают ртами, будто и не люди они вовсе, а рыбы, оказавшиеся на суше. На фоне прочих достижений разработчиков вид беседующих персонажей воспринимается как форменное уродство. Необходимое количество междометий "увы" впишите, пожалуйста, самостоятельно.

Faraway, so close!

Начинка Runaway порождает не меньшую бурю эмоций. Если вы приступите к покорению испанского чуда сразу же после Syberia, то необходимость заниматься отчаянным пиксель-хантингом вызовет у вас легкий культурный шок. Больничная кладовка, являющаяся одной из первых локаций игры, претендует на звание абсолютной чемпионки по количеству объектов на квадратный сантиметр площади. Попробуйте-ка отыскать там (в порядке возрастания сложности) голову манекена, пару подушек, справочник по лекарствам, больничную карточку и шприц! Вовремя не найденная в бандитском пристанище деревянная ручка обеспечит вам жесточайшие пытки при попытке понять, каким же образом закрывается дверь этого <censored> автобуса. Кочерга, мастерски спрятавшаяся возле камина в отеле города-призрака, является единственным средством для взлома старых фургонов, и баста. Не найдете - готовьтесь страдать без солюшена до скончания века.

Логичное и алогичное чередуются в Runaway, словно полоски на зебре. Насколько изящно наш герой выманивает нагловатого громилу, охраняющего мафиозный вертолет, настолько же коряво он пытается проделать вторую дыру в половицах полуразваленного финансового учреждения. Даже не будучи физиком можно догадаться, что банка с краской и тяжеленная статуя, пущенные одной и той же катапультой, упадут в разных местах, но сценаристы на эту и ей подобные несуразности внимания не обратили. За новаторский подход к изготовлению патронов для пулеметной ленты разработчиков следует премировать; за опупею с двойным продуванием главной трубы сошедшего с рельс паровоза - пребольно стукнуть по башке. Дело осложняет и абсурдная непоследовательность Брайана в вопросе пополнения инвентаря: он не возьмет мятый пакет из-под кофе, валяющийся в музейной мусорке (мол, "я не знаю, для чего он мне нужен"), но с видимым удовольствием прихватит "на всякий случай" вышеупомянутую кочергу. Да уж, персонажи, страдающие выборочной клептоманией, в нашей практике еще не встречались...

Впрочем, если вы в свое время сумели честно пройти Leisure Suit Larry 7 со счетом "тысяча очков из тысячи возможных", то эти кошмарики покажутся вам детским пустяком. Вы ведь сумели, правда?

Sueno

Сценарий, скажем так, вполне удовлетворительный. Он не прекрасен, как графика, и не великолепен, как меланхоличная версия заглавной песни в исполнении группы Liquor. В нем есть почти все необходимые компоненты хорошего квеста - действие, интрига, обман, хладнокровные убийцы, трагедии и даже капелька фильма ужасов. Не хватает лишь добротного юмора и смешных ситуаций. Нет, мы не просим моря туалетных шуточек и приколов уровня "ой, я наступил на банан", просто дайте нам улыбнуться, дорогие разработчики. Дайте нам острые, яркие, запоминающиеся диалоги, о которых потом будет не стыдно рассказать друзьям. Что-нибудь ядреное, в духе "You know what might look better on your nose? - What? - The bar".

Достойны упоминания лишь эпизод со спасением Джины при участии трио актеров-трансвеститов, путешествующих по пустыне на разноцветной колымаге, да общение с "космическим телепатом" Джошуа. Мы воздержимся от пересказа - грешно портить вам удовольствие от этих сценок, но в скобках заметим, что пародия на китчевую комедию "Приключения Присциллы, королевы пустыни" оказалась довольно... э-э-э... забавной.

А вот красотка Джина, по странной прихоти дизайнеров появляющаяся на экране в исключительно утилитарных целях, разочаровала нас до глубины души. Пока мы крадемся по карнизу больницы, девушка успешно валяется в отключке. Пока занимаемся изъятием особо крупных рубинов из древних масок, она беззаботно гуляет по музею. Еще чуть позже очаровательная мисс (или донна?) будет присутствовать на допросе, молча потирать вывернутую ногу и просто отдыхать, сидя в кресле... Как в таких условиях у нее возникают романтические чувства к Брайану, остается только догадываться. Так, где у нас дежурный штамп со словом "увы"?

Большую часть времени, за исключением вышеупомянутых моментов, наш протагонист ведет продуктивные, но скучноватые беседы с окружающими, сражается с отчаянно буксующим во второй половине игры сюжетом и отпускает беззубые шуточки. А ведь какой шедевр мог бы получиться, выпиши Pendulo из-за океана Джоша Менделя, Тима Шефера или Джейн Йенсен…

Let it be love

Основное достоинство русской озвучки Runaway заключается в следующем: она имеется в наличии. По сравнению с оригинальной испанской версией - прогресс несомненный (к сожалению, мы - не "Руссо", а потому не можем разместить здесь mp3-файлы с примерами; верить придется на слово). По сравнению с другими локализациями - есть к чему стремиться. А то, знаете, нехорошо получается, когда сочные, фактурные голоса сицилийских редисок "уделывают" главного героя игры на счет "раз"...

Несмотря на огрехи, Runaway - хорошая игра. С потрясающе красивой графикой (возможно, лучшей за все время существования рисованных квестов), приятным саундтреком, заглавной песней, заставляющей вспомнить работы Garbage, Шерил Кроу и Сары Маклахлан одновременно, неплохой историей и замечательной (плевать на ее предсказуемость) концовкой. Pendulo Studios стоит одной ногой в могиле, ее сайт очень давно не обновляется… Безумно жаль - с учетом перечисленных замечаний у испанцев мог бы получиться замечательный сиквел.

Передайте, пожалуйста, штамп.