Светлая тема

Рецензия на игру R.U.S.E.

Упрощение в угоду массовости – настоящий бич RTS. Пока только Blizzard и The Creative Assembly умеют продавать РС-стратегии миллионными тиражами. Прочие участники рынка предпочитают делать ставку на мультиплатформенность, неизбежно подстраиваясь под неискушенную консольную публику, и это влияет на качество – вспомним провальные (по меркам РС) Tom Clancy’s EndWar и Supreme Commander 2. У Microsoft хватило ума оставить Halo Wars в стране геймпадов и телевизоров. Возможно, с R.U.S.E. Ubisoft нужно было поступить так же?

Для всех и каждого

R.U.S.E. стремится ублажить всех сразу. Для любителей «матчасти» припасены десятки видов техники, знатоков настольных воргеймов наверняка привлечет карта с разделением на сектора и отрядами-фишками, ветераны жанра оценят классический геймплей с захватом «флагов» и обустройством базы…

Однако задумка быстро распадается на куски. «Ветераны жанра»? Хоть одиночная кампания и рассчитана на новичков, даже им едва ли понравятся чересчур назойливые подсказки и убогие непроматываемые ролики. Сюжет про неуловимого шпиона, передающего Берлину информацию о планах союзников, обладает элегантностью поношенного кирзового сапога. Любой, у кого есть хотя бы полторы извилины, вычислит злодея, но герои упрямо продолжают валять дурака, не замечая очевидных вещей.

Рваный стиль «воспоминаний» позволил включить в игру все события Второй мировой, более-менее известные и значимые с точки зрения американца. В Северной Африке мы громим танки Роммеля, потом расстреливаем итальянцев на подступах к Риму, участвуем в высадке на побережье Нормандии и в операции «Огород», пугаем фрицев под Бастонью и, наконец, боремся с «красной угрозой». В финале — мерзкий пассаж в духе War Front: Turning Point, где хорошие немцы бьют плохих русских. Безыскусные миссии, вынуждающие гонять мини-армию по «чекпойнтам», и глупые, порой ничем не обоснованные ограничения раздражают. Слишком часто победа зависит не от талантов командира, а от усидчивости или скорости – авторы любят садомазохистские эксперименты с таймером.

Первым на фронт прибывает стройбат. Будто по волшебству в полях вырастают казармы и цеха, на перекрестках возникают доты, чуть поодаль рабочие заливают фундамент для НИИ. Роль единственного источника «валюты» досталась «ничейным» складам – платим в кассу, и веселые грузовички начинают перевозить добро в наши закрома. Запасы не бесконечны, т.е. задавить врага массой не выйдет.

Пытаясь убедить игроков комбинировать различные рода войск, разработчики сделали упор на специализацию. Например, противотанковая пушка не может атаковать здания или людей, артиллерии не по зубам бронированные цели, штурмовики и пикирующие бомбардировщики попросту не найдут свои мишени, пока их не «подсветят» разведчики. Идеальная атака в R.U.S.E. выглядит следующим образом: впереди едет джип с наблюдателями, за ним громыхают танки, по лесам тихой сапой пробирается пехота, позади ползут машинки ПВО и гаубицы. Сложно, зато меньше вероятность попасть в засаду.

Фанаты Combat Mission могут не волноваться – реализма тут не больше, чем в Modern Warfare 2. Достаточно убрать потрепанный «трактор» из-под обстрела, и раны затянутся (когда процент повреждений переваливает некую критическую отметку, солдаты сами стараются покинуть опасный район). В основе R.U.S.E. лежит древнейший принцип «камень-ножницы-бумага». Успех приходит на штыках винтовок, приезжает на танковых пушках или прилетает на крыльях самолетов, но необходимо четко понимать индивидуальные особенности юнитов; такой подход роднит игру с Order of War и «Багратионом». Аналогию с Supreme Commander и, как ни странно, Hegemony надо пояснить подробнее: если отодвинуть камеру подальше от земли, отряды превратятся в трехмерные значки, а вместо бескрайних полей и лесов мы увидим разложенную на столе карту.

Впрочем, не это делает R.U.S.E. уникальной. Коллекция «джокеров» поможет повернуть ход битвы. Наша цель – ввести противника в заблуждение; как именно дурить виртуальные или реальные мозги, каждый решает сам. Фанерные танки и кукурузники, замаскированные под тяжелые бомбардировщики, отвлекут внимание, позволив настоящим подразделениям нанести смертельный удар. Главное — соблюдать радиомолчание. По обрывкам переговоров радисты без проблем определят расположение и тип юнитов. Другой вариант – поменять позывные танков на позывные пехотинцев и наоборот. Трюк любопытный, но, увы, слабенький. Засланный в тыл агент легко выведет хитрецов на чистую воду.

Есть фокусы попривычнее. Концепция «блицкрига» увеличивает скорость перемещения, камуфляжная сетка прячет здания от огня дальнобойной артиллерии, а патриотическая речь избавляет бойцов от страха смерти, заставляя сражаться до последнего вздоха – как и положено кучкам пикселей из среднестатистической RTS.

Один в Интернете

Расходовать такое великолепие на борьбу с пустоголовым AI – кощунство. С фантастической настойчивостью он наступает на одни и те же грабли. Лишь солидное превосходство в живой силе и технике поддерживает напряжение. Тем, кто не видит в этом ничего зазорного, нужно заглянуть в раздел «Операции» – сложнейшие миссии смахивают на изощренные головоломки. Провести пехоту в обход основных позиций, грамотно разместить бункеры, нащупать баланс между противотанковой и противовоздушной обороной…

Временами неудержимо тянет прекратить мучения и выкинуть диск в окно. Бо-о-ольшая ошибка! На фоне «сингла» отполированный до блеска мультиплеер — почти откровение. Вот где битвы умов! Кому-то интереснее действовать по старинке, тратя «спецресурс» на разведку и маскировку, но куда приятнее изобретать и реализовывать многоуровневые схемы. Скажем, поставить бутафорский аэродром неподалеку от вражеской вотчины (чтобы его заметили), напугать фальшивой воздушной атакой, а потом раздавить спешно построенные установки ПВО стальными гусеницами. Обведя соперника вокруг пальца, испытываешь неописуемое удовольствие. Это не суетливый «раш» из StarCraft 2, не величественный «спам» из C&C 3, это нечто особенное.

Сравнения с прочими онлайновыми RTS надо проводить с осторожностью. Например, здесь вообще нет микроменеджмента – побеждает не тот, кто умеет быстро щелкать мышкой, а тот, кто принимает правильные решения. Причем совсем необязательно полностью уничтожать противника. Важно получить перевес по очкам – если в конце 25-минутного матча он меньше 10%, игра зафиксирует ничью; во всех остальных случаях будет победитель и проигравший. Прекрасная новость для приверженцев тактики «черепахи». Можно окружить базу дотами, устроить засады в лесах и городках и терпеливо ждать гостей. Новаторские элементы не мешают R.U.S.E. быть очень консервативной. В ранговых поединках доступны только стандартные versus-режимы «1х1» и «2х2». Найти подходящего оппонента непросто. Порой ожидание затягивается – то ли система работает некорректно, то ли игроков не хватает.

Зато фракций с избытком. Кроме Германии, Англии, США и СССР, нашлось место для Италии и, конечно же, Франции (штаб-квартира Eugen Systems расположена в Париже). Стороны симметричны, у каждой свои плюсы и минусы. Если однажды вы смените флаг, долго переучиваться не придется. Колорита хоть отбавляй, даже самые диковинные и неудачные модели в R.U.S.E. сверкают подобно дорогим бриллиантам. К ИС-3, A22 Churchill или легендарному Panzer VIII Maus вопросов нет – мы не раз их встречали. У янки все гораздо разнообразнее. M26 и M26A1E2 (Super Pershing можно приобрести за игровую валюту в магазине Uplay) – далеко не вершина военно-технического прогресса. То ли дело T95 Gun Motor Carriage. Гибрид тяжелого танка и САУ тихо умер на стадии испытаний, чтобы воскреснуть шесть десятилетий спустя. Его антипод – Carro Armato P26/40. В погоне за балансом разработчики неприлично накрутили характеристики, но, несмотря на их старания, единственное достоинство «итальянского жеребца» — цена.

Что ж, по крайней мере, эти танки существовали в реальности. В отличие от FCM F1 – амбициозный проект так и остался на бумаге. На двухголовое чудо-юдо хочется взглянуть поближе… но лучше обойтись видом из-за облаков, иначе перед глазами тут же возникнут торчащие отовсюду углы и невзрачные текстуры. R.U.S.E. такая во всем – наравне с великолепными задумками в ней полно глупостей и халтуры.

Если бы у бабушки был…

Оригинальные приемы не вытаскивают игру из омута заезженных «клише» и банальностей. Как бы ни был хорош многопользовательский режим, он не в силах сгладить слабый «сингл» и грубоватую тактику. Если вас не тошнит от словосочетания «RTS по мотивам Второй мировой», возможно, стоит дать R.U.S.E. шанс. Достойная альтернатива Order of War, только не ждите, что она сместит с трона Company of Heroes.