Светлая тема

Рецензия на игру Sam & Max: 102 - Situation: Comedy

— Все мы здесь сумасшедшие. Я сумасшедший. Ты сумасшедшая.
Л. Кэрролл «Алиса в стране чудес»

Приятно, черт побери. Сказали «сделаем за пару месяцев» — и нате, пожалуйте. Не то что приснопамятный Bone и битые полгода предвкушения… Sam & Max, конечно, покороче будет и на лавры приключения особо не зарится. С другой стороны, снесены ветхие заветы «интерактивного ситкома». Игра не стала длиннее или сложнее «Культурного шока» (ну, может, самую малость), да и горизонтов не открыла. Добавилось динамизма. Ковыляние между пятью экранами вытеснила резвая беготня по дистанции «офис — съемочный павильон». Чего еще ждать от безумных пса и кролика? Безумного юмора? Его в избытке. Безумный, безумный мультик.

Ты и я — одна компания

Несостоявшийся стеб над «чудесным воскрешением» сменился самоиронией. Высмеивать ситуационную комедию в рамках ситуационной комедии — затея непростая. Telltale и глазом не моргнула, охватив за компанию кусок американской ТВ-культуры. Хотя почему американской? Все эти «Смаки», «Народные артисты» и «Миллионеры» давно слывут достоянием российских тинейджеров и домохозяек. Разработчики прошлись по веяниям моды тяжеловесным катком из черных шуточек, не коснувшись разве что политики (а жаль, какая-нибудь бородатая истеричка вписалась бы в нашу жизнь). Ничего отвязнее за последние лет шесть не выходило в принципе.

Ведущая ток-шоу удерживает в заложниках зрителей — интрижка вполне в духе Перселла (Steve Percell). Фрилансеры, естественно, немедля врываются на WARP TV, проходят кастинг и начинают развлекаться в свое удовольствие. Туповатый сериал о двух деревенских дурачках, притащивших корову в квартиру; кулинарное надувательство, где в ход пускают уран, кислоту и гель для волос; конкурс талантов с «неподкупными» судьями… Герои на собственной шкуре испытают капризы режиссера, дотошность падкой до скандалов экранной дивы и закадровый смех. Зачарованный фокусником-пацифистом Макс или кантри-песенки в исполнении Сэма подливают масла в искрометные характеры.

Вообще, многие персонажи удались на славу. Гротескные образы и меткие пародии точно передают настроение сумасшедшего мира. Хорош и продавец Боско, косящий под английского лорда, и мыши-гангстеры на крохотном автомобиле, и мировая знаменитость, меняющая цвета кожи подобно хамелеону. Развитые личности на редкость удачно прописаны и обыграны. Заряд бодрости, который получаешь за два с лишним часа общения с ними, оставляет позади потуги большинства современных «сценаристов». Высший пилотаж.

Я и ты такие разные

С дизайном дело обстоит иначе. Загадки по-прежнему просты и попсовы, а правило «сбора подарочного набора» тычет носом в далекий Monkey Island. Туда же, кстати, отсылает и пазл с жюри «Смущенного идола» (прыжки в воду из четвертой части). Зато авторы искоренили натужность задач, мешавшую погружению в атмосферу мультфильма. Следуя общей тенденции, они тоже стали ситуационными. Нас не заставляют носиться с единственной вещью в руках из конца в конец или бесцельно гонять по трассе. Проблемы часто решаются на месте, в любом порядке. Вкупе с наплывом приколов и анимированных гэгов (куда уж без них) появился повод закрепить за возрожденными Sam & Max бирку «Interactive movie». Прошу обратить внимание тех, кто жаждет приключений, — о славном прошлом напоминают лишь несколько классических головоломок. Жанр интерактивного ситкома окончательно утвердился в индустрии. Смеем надеяться, не в ущерб адвенчурам.