Светлая тема

Рецензия на игру Sam & Max: Episode 203 - Night of the Raving Dead

- Просто всмотрись в это лицо: потерянный взгляд
с налетом скорби… Словно проигравшийся пьянчуга.
Shaun of the Dead

Джордж Ромеро (George A. Romero) — первоклассный режиссер, одна из живых легенд и, не побоюсь этого слова, икон хоррора в кино. Основатель жанра «zombie movie», он до сих пор удерживает позиции, выпуская раз в сто лет истории о нелегком быте мертвецов. Его фильмы, в частности, культовая тетралогия (Night of the Living Dead, etc.), всегда чурались стереотипов, старались протащить сквозь кровавое месиво социальные посылы и выставить человечество не в лучшем свете на фоне восставших трупов. Гений.

Но поговорим о любителях заработать на чужих шедеврах. Пародии — аппетитная ниша, благо, их (шедевры) помнят и чтят многие поколения зрителей. Большинство не задумывается о тонкостях подачи материала и просто-напросто таскает сценки и фирменные кадры, приплетая к ним проходные гэги и трешевые спецэффекты, вроде недавнего Poultrygeist: Night of the Chicken Dead студии Troma. Исключения, подобные Shaun of the Dead, редки и выходят из-под пера пробившихся талантливых фанатов (см. Саймон Пегг). Что до Telltale…

Не фанат

Игры Telltale — как коробка конфет; никогда не знаешь, какую вытянешь. Сегодня у фирмы упадок, назавтра — уже ворох свежих идей. Ничего «свежего» в сценарии Episode 203 нет — конечно, если вы не пресытились вариациями на темы «Night of…». Эпизод вообще делали не для поклонников классических ужасов. Тусовка известных персонажей, регулярно посещающих экраны, созвана на потребу широким массам. Здесь вам и коварный дисковампир, чья армия безобидных зомби наводнила улицы, и любвеобильное чудовище Франкенштейна… Хотя легендарные фамилии (Ромеро, Лугоши) и проскакивают между строк, дизайнеры дистанцировались от тонких намеков. Не считать же таковой затертую до дыр отсылку к Evil Dead II?

Тем не менее, сюжет на удивление строен и местами даже непредсказуем. Проникнуть на кислотную вечеринку к дракулоподобному стиляге Юргену и надрать ему зад — лишь половина дела, несмотря на ожидаемый по привычке (и стечению обстоятельств) финал. Не тут-то было! Авторы неожиданно принимают позу «а нам плевать» и совершают до того дерзкий выверт, что невольно восклицаешь «вау!». И приключения продолжаются. NotRD длиннее и насыщеннее предыдущих частей — по крайней мере, по ощущениям. Давеча я писал:

Офис сыщиков, его окрестности и пустой магазин сбрендившего Боско набили оскомину, аркадное ралли по городу разнообразит лишь объект преследования… соседи надоели.

Справедливо и для сегодняшнего каламбура, разве что магазин окончательно прикрыли, а владельца убрали с глаз долой. Зато вернули целую локацию из Situation: Comedy и с десяток знакомых лиц, в том числе осевшую в гараже организацию К.О.П.Ы. Готический замок в Трансильвании, безусловно, хорош, но многое ли из него выжмешь? Разработчики постарались на славу. Одна рэйверская вечеринка с пляшущими мертвяками отнимает половину сил. «Disco will never die!!!» — радостно орет Макс, тряся хвостиком в такт электронным звукам, пока Сэм крутит вертушки за диджейским столом. Некуда спешить детективам, игрокам — и подавно. Общий непринужденный настрой, когда тебя не тянут по рельсам куцей истории, здорово способствует обволакивающей атмосфере 1990-х. Да, Telltale очень близко подобралась к корням.

Не LucasArts

И да, и нет. Вы ведь не думаете, что в квесте за $8.95 создатели раскроют накопившийся за годы простоя потенциал? Пускай в этот раз они и выложились по полной, и загадки поумнели, перед нами по-прежнему «интерактивный ситком». Три задания, о которых я упоминаю чуть ли не в каждой рецензии, не утратили актуальности и дважды встают на пути ищеек. Отличие же в том, что никто не твердит о «трех заданиях, трех заданиях, трех заданиях…», как попугай. Мы сами понимаем, что для успешного завершения предприятия нужно то-то и то-то, а вот сё-то ни к чему. Для чего, в свою очередь, предстоит внимательно облазить окружение.

Примечательно и раскрепощенное чувство юмора, без привязки к конкретным характерам и темам. NotRD ненавязчиво подкидывает абсурдные ситуации, избегая очевидных, банальных шуток «о зомбиках» (прости, Zombiek). Фирменная аркадная езда по улицам поменяла ракурс и цель. Расстреливаем, понятно, ожившие трупы. Тем же, кому не хватает драйва, предложат еще и бонусы собрать. И все ради дурацкой наклейки на капот. Или бесстыдное обращение к Grim Fandango: читку хип-хоррора со сцены под одобрительные вои толпы затмевает чистый плагиат в сопровождении тамтамов. Кстати, ни капли не обидно и крайне уместно. Что за абракадабру заготовили под конец, и намекать не стану. Episode 203 удивительно богат на различного рода курьезы и уколы, органично связанные единым сюжетом. Не хочу делать прогнозы на будущее, чтобы не сглазить, но проходить новый эпизод было очень приятно. Боюсь представить, какой толчок ждет сериал с возвращением Штеммля (Mike Stemmle), «папы» оригинальной Sam & Max…