- Главная/
- Игры/
- Sango 2: Война династий/
- Рецензия
У разработчиков не должно быть национальности. Метания канадской игровой компании Magitech, основанной китайцем, — лишнее подтверждение этой нехитрой аксиомы. Кто знает, каких высот она могла достичь, если бы отказалась от восточной экзотики и сделала, скажем, еще один шутер про инопланетян или RTS по Второй мировой войне. Но нет — бессменный лидер команды Минг Шенг Ли (Ming-Sheng Lee) грезит о самураях и знаменитой эпохе троецарствия. С Японией дела сразу не заладились: публика не оценила ужасный на лицо и столь же несуразный внутри клон Shogun. Первая часть Sango (известная под псевдонимом Chronicles of the Three Kingdoms) перенесла действие в Древний Китай, однако даже на фоне Legion Arena выглядела гостьей из прошлого.
Romance of the Three Total Wars
Sango 2 соткана из плагиата и унылых самоповторов. Масштабные битвы есть в Takeda 2 и Chronicles of the Three Kingdoms, экономика и «прокачка» пришли оттуда же, глобальная карта — из серии Romance of the Three Kingdoms. Авторы создали три кампании, забыв предупредить, что отличия кроются только в расстановке политических сил. Цао Цао постоянно расширяет свою империю: в 194 году он контролировал несколько городков в центральной части Китая, а к 210-му у его ног лежала почти вся страна. Желаете остановить диктатора? В Total War возглавить изначально слабое государство было интересно (достаточно вспомнить Barbarian Invasion), но здесь все иначе. У правителя слишком мало рычагов. Единственная выигрышная стратегия — сосредоточить военную мощь в непобедимом кулаке.
Бои в реальном времени сочетаются со стратегическим походовым режимом, где мы строим, перемещаем армии и занимаемся прочей ерундой, — традиционный двухслойный пирог. После визита во дворец кажется, что Sango 2 — серьезная игра. Назначение губернаторов, научные изыскания, матримониальные союзы, шпионаж, дипломатические соглашения… Беда в том, что мы видели это в предыдущих творениях непризнанных канадских «гениев». Экономическая модель поражает нарочитой схематичностью. Город за ход генерирует ресурсы. Чуток подкопив, можно вложить капитал в строительство «госучреждений» (фермы, трактиры, казармы и т. п.) или вооруженные силы. Домики отвечают за скорость появления «денег» и солдатиков, которые, к слову, тоже нарождаются сами собой. В случае опасности игрок должен сформировать группу, выделить ей материальное обеспечение и распределить воинов по подразделениям.
Каждым отрядом командует офицер с определенным набором параметров, влияющих на «ТТХ» подчиненных. Кто-то лучше руководит копейщиками, кто-то — мечниками, лучниками или кавалеристами; иных родов войск в Поднебесной отродясь не водилось, а в детали вдаваться себе дороже. Боевая система суха, как пустыня Атакама. То же самое было в Chronicles of the Three Kingdoms: забавные построения, спецумения, морально-психологическое давление… Знаете, почему население Китая легко перевалило за миллиард? Пока бесстрашные римляне и свирепые европейские варвары резали друг другу глотки, китайские вояки «наступали в обратном направлении». Если после сражения проигравшая сторона недосчиталась половины армии, вы стали свидетелем уникального по кровожадности события; в среднем «лузер» теряет 15-20% личного состава. Враги прорвались в тыл и срубили флаги? Смиритесь с крахом. Две тряпки на кольях — сигнал, разгоняющий могучую орду.
Трудно говорить о тактике, когда кучки разноцветных тараканов перебирают хитиновыми лапками, поводят усиками и увлеченно бодаются. В 2008 году нас потчуют спрайтовыми фигурками и трехгрошовыми эффектами (хуже всего — летящие стрелы и туман). «Графика в игре не важна», — повторим извечный аргумент владельцев устаревших компьютеров и обратимся к геймплею. Вдруг Magitech удался штурм замков, ахиллесова пята Total War и ее клонов? Снова мимо. На карте уместился короткий отрезок крепостной стены и толпа галдящих мужиков с лестницами. Таранов нет, катапульт и лопат — тем более. Подобно булавоносцам из Stronghold, нефритовые стражи готовы разломать ворота нефритовыми руками и нефритовыми зубами. Впрочем, исход битвы зависит не от них, а от уважаемых командиров. Исторические персонажи, коих в Sango 2 пруд пруди, помогут устроить лесной пожар, отправят противнику ложный приказ, вылечат, поднимут мораль союзников. Кто бы мог подумать, что «Искусство войны» Сунь Цзы сводится к банальному «читерству»?
Рано или поздно звон мечей затихает, и будущий повелитель Китая увязает в придворных кознях. У генералов и наместников есть счетчик лояльности; когда стрелка опустится чересчур низко (порой неприятность происходит без видимых причин), нахалы не преминут сообщить, что «их величество устал и ему пора на покой». Ренегатам прямая дорога на плаху. Найти бы еще нужный пункт в дебрях интерфейса! Блуждая по никчемным окошкам, можно обнаружить «кунсткамеру», куда подданные приносят случайно найденные на рисовых полях свитки, мечи и прочие диковинки. Передав артефакт фавориту, мы увеличиваем его внутренние параметры. Обычную «прокачку» нельзя воспринимать всерьез — вряд ли вы взрастите супермена. За «автобитвы» очков опыта почему-то вообще не дают.
Капля, переполнившая чашу, — дохлый мультиплеер. Рейтингов нет, медалей нет, зато работает старомодное поле для ввода IP. Китай — густонаселенная страна, но поиск соперника на просторах Интернета может растянуться на десятилетия. На официальном сайте даже не завели отдельный форум.
«Зачем жрать капусту, если есть картошка»?..
Зачем мучить себя Sango 2, если есть огромный сериал Total War, а буквально через месяц выйдет самая китайская стратегия в мире — Romance of the Three Kingdoms 11? Девятилетний школьник, который сочиняет в тетрадке по литературе фэнтези-роман, пытаясь подражать любимому писателю, — это нормально. Когда чем-то похожим заняты взрослые дядьки, мне остается лишь пожать плечами.