- Главная/
- Игры/
- Savage: Битва за новую землю/
- Рецензия
Новое всегда оказывается хорошо забытым старым, и героиня нашего рассказа — не исключение. Еще в 1998 году сотрудники нынешней Pandemic Studios скрестили экшен от первого/третьего лица с тактическим управлением армией на глобальном уровне. Пять лет спустя авторы Savage спроецировали идею на многопользовательский режим, четко разграничив обязанности рядовых бойцов и их командира.
Остальное — детали. Вместо негостеприимной Луны нас встречает далекое будущее Земли, превратившейся после апокалипсиса в цветущий фэнтезийный рай. Русских и американцев уже давно нет, одни только разрозненные людские племена заново отстраивают цивилизацию с помощью арбалетов, топоров, мортир и импульсных пушек, а противостоят им разумные Чудовища, дорвавшиеся до примитивной магии. Есть строительство базы, добыча ресурсов, массовые баталии и… разочарование от того, что все это не работает так, как надо.
Real-Time Strategy Shooter
Savage — тот самый «бутерброд», о котором поклонники RTS мечтали еще во времена становления жанра. Сверху — мудрый генерал, управляющий десятками копошащихся где-то на земле юнитов в традициях классических проектов. Он отдает ЦУ, повелевает работниками, ведает экономикой и определяет стратегию битвы. Снизу — армия, состоящая из любителей шутеров и слэшеров. Их не интересуют тактические пальцеуказания, они предпочитают быстро бегать, далеко прыгать и демонстрировать хитроумные «комбо». Есть ли точки соприкосновения у этих двух сторон? Да. Успех определяет то, насколько слаженно действует начальник и его подчиненные.
Механика проста. Каждый боец, будь он на стороне людей или чудищ, начинает свою карьеру в ранге самого слабого юнита с хилым оружием и горсткой денег в кармане. Поначалу опыт и золото лучше всего набирать посредством отстрела праздношатающейся живности и легких разведотрядов противника. Часть заработка автоматически уходит в общую казну. На оставшуюся сумму игрок приобретает более сильных аватаров и усовершенствованные орудия убийства в «магазине» (а-ля Counter-Strike). Разумеется, доступными они становятся только после того, как генерал отстроит нужное здание или проведет апгрейд.
С точки зрения главкома происходящее мало чем отличается от какого-нибудь Warcraft 3 (более того, угловатая «мультяшная» графика, яркие краски и эпилептические спецэффекты в обрамлении до боли знакомого интерфейса наверняка вызовут у многих чувство дежа вю). Он привычными жестами выделяет народ в резиновые рамки, создает группы и выбирает цели. Получив приказ, боец видит четкое описание задания и точку, в которую ему надлежит прибыть: «иди сюда», «атакуй крепость», «собирай руду здесь» или «помоги ИИ-рабочим отремонтировать эту башню». Никаких особых навыков, кроме развитого указательного пальца, для выполнения поручений не требуется — левая кнопка мыши и лечит, и калечит, и строит, вызывая неприятные ассоциации с первой Diablo.
Бунтари
Вот только «юниты» попались строптивые, и, к сожалению, Savage — не Dungeon Keeper. Здесь нельзя взять за шкирку группу падальщиков, протащить их курсором через полкарты и высадить в неприятельском тылу. Невозможно пнуть хамоватых легионеров и сдать их на попечение длинноногой доминатрикс. Кнуты не завезли, остались одни пряники. Прилежные солдаты получают безвозмездные ссуды на приобретение новеньких артефактов, заклинаний, электромагнитных «стволов» и модернизацию «шкур», купаются в потоках целительной магии и претендуют на офицерские звания (их обладатели таскают с собой штандарт и автоматически лечат товарищей по отряду).
Пары часов вполне достаточно, чтобы ощутить, насколько нежен этот баланс. Запустите в Savage дюжину наглых новичков по прозвищу «Unnamed Player», поставьте во главе великолепной команды ленивого, бездарного или просто тупого генерала, и хрупкая ниточка, связывающая экшен с RTS, оборвется, оставив после себя сплошной хаос. Один-единственный игрок, работающий против «своих» изнутри, способен превратить победу в поражение.
Как бороться? Во-первых, с помощью «kick» и «ban». Во-вторых, недовольный электорат имеет право разжаловать генерала в рядовые и провести перевыборы, а граждане, не соблюдающие субординацию, рискуют лишиться доступа в цивилизованные места — игра запоминает, сколько раз тот или иной солдат согласился выполнить приказ, и выводит статистику по первому требованию владельца сервера. Впрочем, в большинстве случаев этих полумер недостаточно.
Остается лишь два варианта: пропагандировать Savage на работе, — офисные коллективы по определению являются более сплоченными, нежели группа незнакомых людей, встретившихся пять минут назад на просторах Интернета, — либо сколотить надежный клан для баталий в Сети. Удалось найти единомышленников? Поздравляем, можете повысить оценку игры на 20% — теперь никто не испортит вам настроение. За исключением технических проблем…
Вдали от рая
Savage, появившаяся в североамериканских магазинах 9 сентября, была поистине ужасна. Чудовищный лаг, убивший всю концепцию рукопашного боя, непомерно раздутый трафик, отсутствие штатных лекарей (помимо вышеупомянутых офицеров) и инженеров, корявые звуковые эффекты, сырой RTS-интерфейс, «замыленные» текстуры на корявых моделях оружия, полное отсутствие обучающих миссий под каким-либо соусом… Последним гвоздем в гроб грозил стать графический движок Silverback, полностью оправдывавший свое имя, — выдавая на экран посредственного качества картинку, он ползал со скоростью и грацией престарелой гориллы.
Пять месяцев сотрудники S2 Games потратили на исправление ошибок. Патч 2.0 облагородил визуальный ряд, зачем-то приправив его назойливым туманом. Уж не для повышения ли fps? Лаг уменьшился, однако и поныне даже на самых быстрых интернет-серверах часты случаи гибели из-за не вовремя пропавших пакетов данных. В заявления типа «сражения с участием 40 человек не „тормозят“ на соединении 56 Кбит/c» верится с трудом — расход трафика составляет около 10-12 Мб в час. Добавлены шаман и фельдшер, но мины по-прежнему остаются в списке «wanted». Зато модели, звук и часть текстур переделали «с нуля» — теперь на Savage можно смотреть широко открытыми глазами и получать удовольствие. Особенно когда вокруг такой изумительный «мягкий свет».
А вот «туториал» (или хотя бы аналог режима «Skirmish» с ботами) так и не появился. Чтение руководства (перевод которого не выдерживает никакой критики — кирпич в огород «Руссобит-М») не в силах заменить «курс молодого бойца». Сколько новичков, лишенных возможности тренироваться вместе с AI-соперниками или друзьями, плюнуло на попытки освоить на практике неудобное управление и правила боя, бегая под шквальным огнем? Не смейтесь. Возможно, вы окажетесь одним из них.
То, чего нет
Смелый план, вялое исполнение — редкий новаторский проект в наши дни избегает этого вердикта. Авторы не реализовали и десятой части потенциальных задумок. Можно было увеличить число «командирских» заклинаний с трех до, скажем, десяти. Расширить парк колесной техники и добавить места для пассажиров/стрелков, как в Tribes 2 и Battlefield 1942. Ввести поддержку голосовой связи, столь важной для оперативного реагирования, ведь современные алгоритмы сжатия и передачи звука это позволяют. Взять, наконец, красивую сказку, изложенную на трех страницах мануала, и превратить ее в сюжетную многопользовательскую кампанию (а еще лучше — persistent world), наполнив кровопролитную бойню смыслом. Или хотя бы позаимствовать у Battle.net постоянную «таблицу рекордов».
Безупречны лишь заказанная «на стороне» заставка, не уступающая по пафосу и зрелищности продукции Blizzard Film, да величественный саундтрек. Вместе они создают фундамент для правильной атмосферы, но их усилий недостаточно для того, чтобы идея обрела крылья и стала Игрой. Скромное количество Savage-серверов в Сети — наглядное тому доказательство.
Теперь вся надежда — на второй блин. Или на третий патч…