Светлая тема

Рецензия на игру Пила

Главный герой серии фильмов «Пила» – Джон Крамер по прозвищу Конструктор смерти – один из самых запоминающихся злодеев современного кинематографа. Бывший инженер, слетевший с катушек после трагического случая, учит людей по-настоящему ценить жизнь, не прибегая к методам штампованных убийц. Он не носится за мирными гражданами по лесам с бензопилой и не размахивает тесаком, пытаясь лишить кого-нибудь конечности. У жертвы всегда есть шанс уцелеть, но для этого ей придется выдержать ряд испытаний…

Игра на «унывание»

Детектив Дэвид Тэпп, расследовавший преступление, совершенное Крамером, слишком заинтересовался делом и сам угодил в переплет. Очнувшись в грязной каморке, прослушав традиционные наставления куклы Билли и сняв медвежий капкан с головы, сыщик отправляется в затяжное путешествие по лабиринтам с кучей загадок. Самые распространенные – «найди предохранитель в тумбочке», «вставь в механизм шестеренки разного размера» и «открывая дверь, нажми кнопку, иначе дробовик снесет полбашки».

Zombie Studios сразу же бросает нас в гущу событий, заставляя содрогаться от выскакивающих из-за угла бандитов и смотреть под ноги, остерегаясь битого стекла. На первых порах исследование мрачного, статичного мира увлекает, однако после пары миссий Saw: The Video Game дает слабину. Гигантская психбольница с кладбищем вместо центрального двора заполнена однотипными пазлами. Куда бы вы ни забрели, везде предстоит корпеть над электрическими щитками, орудовать отмычкой и подбирать цифры к кодовому замку. Долго размышлять не нужно – отгадки лежат на виду. Чтобы отыскать верную тропу, незачем даже заглядывать в карту – запертые ворота и треснувшая штукатурка подскажут маршрут.

К сожалению, Saw, как и обе Manhunt, делает упор не на захватывающий геймплей и яркие характеры, а на жестокость. Дизайнеры, взяв из знаменитой кинокартины множество сцен, вынуждают нас копаться в унитазах со шприцами, в бочках с кислотой и во внутренностях трупов, но игре все же недостает той атмосферы. На большом экране узники, подверженные жутким «проверкам», должны были в критических ситуациях сохранить самообладание и продемонстрировать силу воли. Тэпп же будто участвует в каком-то реалити-шоу, расчленяя клонированных уголовников и выполняя поручения маньяка. «Сможете ли вы преодолеть ненависть и спасти ему жизнь?» – спрашивает Крамер, показывая следующего заключенного в начале новой главы. Вот только у бедолаги нет выбора – неудачная попытка отбрасывает его к последнему «чекпойнту».

Освобождение знакомых персонажей – наркоманки Аманды Янг, любителя острых ощущений Оби Тейта, первого подопытного Конструктора Джеффа Томаса, – пожалуй, единственное, что скрашивает унылые прогулки. Впрочем, и тут авторы пошли по пути наименьшего сопротивления – избавление пленников от неминуемой гибели в половине случаев подано через те же одинаковые задачки, даром что здесь надо быстрее шевелить извилинами, ибо время на раздумья ограничено. К тому же, помимо тикающего таймера, приходится воевать еще и с заторможенным курсором.

«Darkness also illuminated»

По задумке сценаристов, десять часов беготни по этажам излечат Дэвида от одержимости идеей поймать Крамера. Правда, какую бы из двух концовок вы ни выбрали, достичь поставленной цели все равно не удастся. Кроме того, сложно воспринимать всерьез происходящее на мониторе, когда глоток воды заживляет раны не хуже бинтов и антибиотиков.

Между тем, основная причина для волнений — вовсе не козни безумного строителя, а обычные потасовки. Тэпп напоминает хлюпика не только внешне. Лишний килограмм для него – неподъемная ноша, поэтому вопрос «Что лучше прихватить в дорогу – скальпель или обломок трубы?» возникнет перед каждым игроком. Если хотите выйти невредимым из любой заварушки, выбросьте весь подручный хлам. Противники не ходят толпами, предпочитая нападать по одному, но такие стычки опаснее встречи с оравой охотников в Manhunt. Агент чересчур медленно соображает, пропуская моменты для атаки, и забывает о защите. В Silent Hill: Homecoming слабак не продержался бы и пяти минут.

Зато в рукопашных боях даже редким крепышам не спастись. Стабильным правым хуком полисмен с легкостью проламывает стены и вражеские черепа. Четыре-пять точных ударов – и «клиент» на полу. Хотя есть и более изысканные способы расправы. Раздобыв патроны к обрезу и стальную проволоку, можно ставить растяжки. Заманивать недругов в приготовленные ловушки куда веселее, чем лупить битой, «наслаждаясь» дубовой анимацией. Ближе к финалу наш коп осваивает производство оглушающих, газовых и взрывающихся капканов, однако применять эти изобретения нет ни времени, ни желания. Проще пальнуть из пистолета или помахать кулаками. Столько же пользы и от «коктейля Молотова», для использования которого необходимо выкинуть фонарик и взять зажигалку.

Saw можно было бы простить неуклюжую «боевку» и обе невнятные развязки, будь она добротным ужастиком. Но бродить в потемках ни капли не страшно. Пройдя две-три локации, вы будете готовы ко всем сюрпризам. Музыка зазвучала громче? Грядет схватка. В помещение поступает отравляющий газ? Ищите вентили, поддерживая пошатнувшееся здоровье с помощью медикаментов. Правильные шаги известны заранее. Чего бояться?

* * *

Тяжело создать качественный экшен по фильму, чье действие разворачивается в замкнутом пространстве. Возможно, разработчикам не стоило взваливать решение всех проблем на плечи одного человека, а разбить «сингл» на несколько эпизодов с участием разных персонажей…

Рецензии пользователей
на Пила1

Как и любое творение по фильму, призванное быстро срубить денег на фанатах, игра крайне сырая, однообразная, скучная. Опасности несерьезные и, поскольку их всего 2-3 вида, и к ним быстро привыкаешь – они воспринимаются, как сложность. Оружия масса, полигры игрок бегает с чит-револьвером, убивающим противников с одного выстрела. Головоломки сначала впечатляют, но, поскольку их опять же 2-3 вида на всю игру – быстро надоедают. Сюжет слабый, концовки того хуже. Единственное, что заставляет нервничать во время прохождения – звуковое окружение, это на пять баллов. Но, поскольку отсутствуют иные факторы, бегание по коридорам совмещается с зевотой.
«Слава богу, можно вычёркивать»