- Главная/
- Игры/
- Scrabble Complete/
- Рецензия
Некоторые разработчики меня просто морально убивают. Назвать игру Scrabble (не важно, что Complete) - как вам это понравится? И пусть бы это была аркада или какой-нибудь квест. Так ведь нет - самый натуральный скрабл. Все равно что выпустить книгу «Книга», а любимую кошку поименовать просто Кошкой. Следует ли считать это новейшей тенденцией в игровой индустрии и ожидать появления таких игр, как FPS, RTS, Adventure? Впрочем, Adventure у нас уже есть, но этому старичку простительно. Можем ли мы простить новое детище Infogrames? Посмотрим. Увидим.
РАКИГШУ
Scrabble (по эту сторону государственной границы более известен как «Развивающая игра «Эрудит»™, обогащающая словарный запас и формирующая логическое мышление») - штука хорошая. Это знают даже те, кто никогда не смотрел «Ангелов Чарли». А уж те, кто смотрел, давно в курсе, что умение играть в самую развивающую - обязательный признак любого уважающего себя суперагента или суперзлодея.
Объяснять правила игры банально, но что-то меня сегодня тянет на банальности. Стало быть, у нас есть доска и деревянные плашки с буквами, причем каждая буква оценивается в определенное количество очков (логика простая: дороже всего стоят самые редкие буквы). Из них на поле нужно выстраивать слова, цепляя к уже существующим по принципу кроссворда. Если при этом удалось занять одно из бонусных полей, можно начинать праздновать: количество очков, которые принесла эта буква (или целое слово) увеличивается в два-три раза.
Вот видите: все просто. Казалось бы, и водку пить не о чем, но какой скрабл вышел, ребята! Какой скрабл! И выглядит приятно, и звучит пристойно, а уж начинка... ммм...
Каждый начинающий скрабломан (скрабловщик? скраблостроитель? скраблмейстер?) сталкивается с одной и той же проблемой: как увидеть готовое слово в этом невразумительном наборе буковок, выпавшем на его долю? А каждый продолжающий ломает голову над тем, как сделать это слово по возможности длиннее. Ну, братцы, система хинтов вам в помощь. Что приятно, начинает она издалека («А вот букв в этом слове пять... а вторая буква - О...»), и если пациент особо одарен и никак не догадывается о том, где же построить искомое слово, игра и эту заботу возьмет на себя.
Считаете, что пользоваться подсказками неспортивно? Всегда есть возможность подключить справочную систему, которая с радостью снабдит его возможными вариантами использования наличных букв, а также прочими полезными материалами в виде списков слов с редкими буквами, списков слов с нестандартными буквосочетаниями, списков слов с...
Разумеется, есть и пользовательский словарь для добавления вариантов, которые машина изначально упорно отказывается признать осмысленными.
ИСТУЕЧЬ
Казалось бы, чего еще желать? Но. Помимо всего прочего, игра впрягается еще и в лямки тренера. Любой скрабловец (скрабловед? скраблофил? скраблятник?) после напряженной схватки может прогуляться в меню Scrabble Mini Games и выбрать там либо советы профессора Мэйвин, либо анализ любой из когда-либо сыгранных текущим игроком партий. И тут уж держитесь: профессор скрупулезно проанализирует вашу тактику, оценит словарный запас, укажет на самые характерные ошибки и под занавес даст пару-тройку тактических советов. Да, ребята... Я-то думал, что вполне прилично знаю английский...
Однако самым сокрушительным ударом для меня стал детальный походовый анализ партии. Чертов компьютер без зазрения совести поучал: «Для первого хода слово ты выбрал неплохое. И все же из твоего комплекта букв можно было сложить и более забористый вариант». И как в воду глядел, предложив смутно знакомое по какому-то другому языку слово “hooey”. Когда я оправился от шока, компьютер продолжил: «А вот тут ты сыграл не так плохо, слово подобрал достаточно длинное и с редкими буквами, да только пристроил его совершенно бездарно. Неужели ты не видишь, что, прицепив его не по вертикали вот здесь, а по горизонтали вон там, ты заработал намного меньше очков?»
Честное слово, отрезвляет не хуже нашатыря. Выигрываешь партию у серьезных соперников, пребываешь в состоянии полной эйфории, и тут выясняется, что за эту же игру можно было набрать как минимум в полтора раза больше очков. Готов спорить, что компьютерный тренер даже супермонстра скрабла найдет куда ткнуть слишком высоко задранным носом.
ВОТ*ТАК
Что же касается других режимов, в дальнейшем именуемых мини-играми, то их польза для тренировки скраблиста (скраблера? скраблмена? скраблолюба?) несомненна. Попробуйте-ка собрать из выданного на руки набора букв восемь двухбуквенных слов. Или трехбуквенных. Или соберите из этих букв все возможные слова. Или дополните заранее выложенные на доске приставкой или суффиксом. А после того, как умение видеть в разрозненных плашках с буквами многокилометровые английские существительные, прилагательные и прочие части речи придет к игроку и останется у него жить, наступит очередь нового этапа: стратегического. Вот тебе, дорогой, позиция и буквы. Теперь будь любезен, поразмысли, куда их приложить, чтобы получить максимум очков. Черт, да мне и в голову не приходило, что скраблу можно учиться так! Чистой воды шахматные задачи.
Но наиглавнейшему умению здесь все-таки не учат - угадать или вычислить, какие буквы на руках у противников, и сыграть так, чтобы они ни в коем случае не смогли пристроить на поле свои буквы, а ты победоносно завершил бы партию. Как водится, весь в белом.
* * *
Нет, все-таки разработчики были правы, назвав игру Scrabble (хотя и Complete). Можно было бы даже отбросить остатки ложной скромности и титуловать ее The Scrabble. Потому что это действительно скрабл. Остальное - от лукавого.