Светлая тема

Рецензия на игру Служба спасения: Береговая охрана

Уважаемые читатели, обратите внимание: второй SAR получил от AG 8 баллов, а третий — уже всего 6.5. И это правильно: нечего заниматься самоповторами. По логике вещей, Search and Rescue 4 следовало оценить баллов в пять, поскольку тенденция к повторам никак не прекратится. Вот только рука не поднимается.

Итак, SAR4. Середнячок среди вертолетных симуляторов, но в целом весьма неплохая игра. На редкость монотонная, но совершенно не надоедающая. Абсолютно мирная, но адреналиновая. Сделана, скажем так, не Олегом Медоксом, но на графику смотреть приятно. В общем, сплошные парадоксы.

С чего начнем разбор? Пожалуй, с летной модели. Того варианта, который называется «реалистичным», конечно.

Модель…

…улучшена. Раньше у вертолета на небольших скоростях появлялась тенденция к непрерывному «дрейфу» вбок; это парировалось легким качанием машины по крену (с возвратом в вертикальное положение). Приблизительно так могли бы вести себя космические корабли в вакууме. Сейчас этого нет.

Различные эффекты. О некоторых вас предупредят, хотя лично я на практике их не обнаружил. К примеру, разгонялся до запредельного показателя скорости, далеко уйдя за всякие красные линии, но ничего особенного не произошло.

Вихревое кольцо, по всей видимости, есть, однако попасть в него довольно сложно. Во всяком случае, с нормальных рабочих режимов я туда ни разу не срывался. Впрочем, в ходе целенаправленных издевательств над вертолетом мне удалось добиться чего-то очень похожего: неконтролируемого вертикального падения.

Вообще же, самый серьезный аэродинамический эффект в SAR4 — воздействие ветра. Они здесь бывают очень сильными (ничего удивительного — чаще всего просьбы о помощи приходят именно в плохую погоду), и на небольшой высоте отчетливо видно, как вертолет сносит в сторону. Когда в ненастье я проходил ущелье, то боялся, что меня швырнет на стену. А как все это влияет на спасательные операции, лучше и не рассказывать.

Модель повреждений тоже есть. Правда, развалить редуктор или несущий винт на неправильных режимах мне не удалось, да и движки не глохли. Вас предупреждают, что такое может случиться, если они наглотаются дыма (вертолет спасательный, а потому дым с огнем частенько выходят на сцену), но, опять же, я их таким образом заглушить не сумел, как ни старался. Повреждения появляются только вследствие ударов о посторонние предметы. С одной стороны, вроде бы все правильно: задел обо что-то несущим винтом — тот вдребезги. Соприкоснулся (легонько) с чем-нибудь хвостовой балкой — теряешь рулевой винт; вертолет, как и положено, начинает беспорядочно вращаться. С другой стороны, аналогичные разрушения наблюдаются и у «Дофина», который вместо винта снабжен фенестроном…

Кстати, все три вертолета можно посадить на воду, причем не в аварийном режиме. Ирония заключается в том, что сложнее всего сажать «Си Кинг» — единственный настоящий вертолет-амфибию. У него очень здоровый рулевой винт, и если лопасти даже еле-еле тронут поверхность воды, он тут же разлетится.

Управлять этими машинами довольно просто. Это вам не MSFS и даже не Fly! 2. Клавиатуру я не использовал, но с джойстиком никаких проблем не возникло. В четвертой версии интерфейс вообще пересмотрен в сторону упрощения. К примеру, раньше высота автоматического висения регулировалась специальными клавишами, теперь же это делается непосредственно рычагом шаг-газа. Кроме того, появилась «консоль» — меню выбора операций со всякими спасательными устройствами. Очень удобно, гораздо удобнее того, что было раньше.

Звезды на погонах

Кампания организована незамысловато — как жесткая последовательность фиксированных миссий, которые нельзя пропускать. Те же самые миссии доступны и в меню “Single Mission”, что, разумеется, одобрения вызвать никак не может. По крайней мере, запихивать тренировочные задания в кампанию точно было ни к чему. Непонятно, что помешало авторам оставить их в том же разделе “Single Mission” или — как делают все нормальные люди — создать отдельное меню “Training”.

Но самое интересное, что все миссии потрясающе похожи друг на друга. Подобрать людей из воды — и в госпиталь, да побыстрее, пока на тот свет не отправились. Подобрать людей в скалах — и опять в госпиталь. Подобрать в городе — и... Доставить груз, доставить пассажиров... Меняется только текст заданий, координаты цели и метеоусловия.

Тем не менее, игра совершенно не надоедает. Я не в состоянии объяснить этот феномен. Конечно, подобное было во многих авиасимуляторах — сбей тех, разбомби этих, и так без конца. Но здесь раз за разом идет просто ОДНО И ТО ЖЕ.

Возможно, играет роль такой маленький нюанс: в SAR4 напрочь отсутствует наше любимое оружие — “Save” и “Load”. Тут главное — отключить опцию “Immortal Pilot”. Если что случится, файл карьеры будет закрыт одновременно со взрывом вертолета, и это четко осознаешь. Когда где-то в Арктике порывы ветра так и мотают машину по небу, а нам приходится нырять в ледяное ущелье, чтобы вытащить двух ученых, адреналин поступает по полной программе. И никакой стрельбы, заметьте.

Я видел дождь, я видел снег…

Графика мне понравилась. Не «Ил-2», конечно, но смотрится довольно приятно. В предыдущих версиях всяческие нарекания у игроков вызывали человечки. Стоят, мол, как истуканы. Сейчас они стали заметно «живее». Если вы заходите на посадку, народ разбегается в стороны, а когда садитесь, прибегает обратно и начинает глазеть на вертолет. Вполне естественное поведение, на мой взгляд.

Модели вертолетов — твердая пятерка. Не угловатые, поблескивают на солнце и отлично затекстурены. На борту «Дофина» изображена эмблема Береговой охраны США, почти можно прочитать девиз. Единственное, чего я не понял, — почему перестали поворачиваться стрелы лебедок; носилки, корзины и прочие вещи, поднявшись до уровня дверей, просто исчезают.

Внутри все, конечно, попроще. Модели кабины далеко до уже упомянутого «Ил-2», а ваш напарник выглядит заметно грубее, чем, к примеру, в Enemy Engaged: Comanche VS Hokum. Тем не менее, по сравнению с предыдущими версиями прогресс налицо. В SAR4 кабину рассматриваешь без содрогания, хотя, конечно, кое-что можно доработать.

Ландшафт. Та же самая история — явно не прорыв, но смотрится приятно. Скалы и холмы отличаются практически плавными контурами. Пальм, елок и прочих насаждений довольно много. Не слишком удалась лишь вода: и сама ее поверхность некрасивая, и резкая кромка тоже режет глаз.

А вот в воздухе все в порядке. Налицо трехмерные облака — в полном соответствии с современными стандартами. Пушистые и разноцветные (белые, серые, розовые... в зависимости от обстоятельств, в общем). Иногда идет дождь или снег. В этой версии на вертолетах появились работающие «дворники»; правда, не так уж они и нужны — капли воды на стеклах физически не могут перекрыть обзор.

Осталось отметить только всякие «катастрофические» вещи. От пожаров поднимается полноценный дым, причем по нему можно определить направление ветра. Огонь смотрится хорошо, особенно на расстоянии. Ну и, наконец, вертолет при необходимости вполне натурально разлетается на куски. Конечно, в «Ил-2» этот разлет был куда лучше, но, во-первых, конкурировать с «Ил-2» все равно никто не может, а во-вторых, мы здесь собрались не для того, чтобы гробить вертолеты.

SAR5

Наверное, через годик в свет выйдет и пятая часть. Думаю, спасатели на земле станут реже утыкаться во всякие препятствия и застревать в них (кстати, это единственный глюк SAR4, который действительно раздражает). Анимация людей улучшится, они «научатся» выполнять сложные операции, которые сейчас нам не показывают, — допустим, по-настоящему укладывать пострадавшего на носилки. Моделирование самого полета, повреждений и прочего будет усовершенствовано. Пожалуй, что-нибудь новенькое появится и в кампании.

Неизменным останется лишь сам процесс: полетел, поднял, отвез, полетел, поднял... По крайней мере, раньше никаких попыток заняться изобретательством в этой области не предпринималось.

Впрочем, я не совсем прав. Если бы разработчики не пытались что-то поменять, то мы никогда не увидели бы Vietnam MedEvac... Но это уже совсем другая история.