Светлая тема

Рецензия на игру Secret Weapons Over Normandy

Лед тронулся, господа. Впервые со времен Crimson Skies нас наградили возможностью тупо давить на гашетку, радуясь графике, балансу и просто незамысловатому игровому процессу. Если еще совсем недавно мы сочли бы за счастье поиграть в полуживой Dogfight, то теперь ум отказывается искать оправдания этим отвратительным помыслам. Secret Weapons Over Normandy — лучшее за весь 2003 год аркадное действие с участием самолетов Второй мировой.

Продолжение традиций

Конечно, можно было потерпеть с признаниями, но зачем? К финалу эмоции несколько притупляются, однако с первой миссии понятно, что перед нами не тщедушный value-инвалид, а проект, обладающий всеми атрибутами матерого блокбастера. Впрочем, разве Totally Games и LucasArts когда-нибудь вязали веники? У этой пары в активе целых три игры на тему: Battlehawks 1942, Secret Weapons of the Luftwaffe и Their Finest Hour: Battle of Britain.

С пышностью и пафосом в SWON даже некоторый перебор. Одних роликов с длинными, обстоятельными брифингами столько, что смотреть их надоедает уже где-то с середины. А еще — замечательные скриптовые сцены по ходу миссий. Задачи порой меняются самым кардинальным образом, и все это снабжено соответствующими роликами на движке. Для полноты картины прибавьте сюда постепенно открывающееся бонусное видео. Вот у урчащих винтокрылов в позах мучеников стоят скромные труженики из Totally Games с волосатыми микрофонами, седой ветеран разглагольствует про будни стрелка стратегического бомбардировщика, а сотрудник музея боевой авиации разрешает потрогать блестящий «Мустанг»…

Но игра, к счастью, не отдает слащавой голливудщиной, чем грешил даже несчастный Microsoft Combat Flight Simulator 2. Ведь обошлось без человеков-пауков, волевых челюстей и мы-надерем-им-задницу. Значит, можно? Можно. И пусть название вас не смущает. Нормандия, конечно, есть, куда же без нее. Только не сразу. Сюжет SWON берет свое начало с битвы за Францию образца 1940 года, так что до открытия второго фронта еще далеко. Будет Нормандия, но будут и Сталинград с Берлином.

Важнейшее из искусств

Миссий всего 15. Негусто, зато каждая из них — маленький шедевр. Разработчики достаточно тонко подчеркнули все особенности местности, где разворачиваются боевые действия, поэтому побережье Франции здорово отличается от затерянных в Тихом океане островов. Не цветом текстуры, а именно деталями. Земная поверхность вообще проработана на уровне, которым сейчас могут похвастаться далеко не все. SWON — не высоколобый симулятор, чтобы возводить высокую детализацию земли в ранг безусловного достоинства, но кому это вредило?

Поля, леса, маленькие поселки и крупные города — все воспроизведено до мелочей, поэтому большая часть заданий, выполняемых на бреющем полете, не вызывает отвращения.

Временами доходит до изысканного гротеска. Затерявшаяся в живописных горах немецкая база по производству «тяжелой воды» с огромной плотиной, охраняемая вертлявыми Me 262, или защита авианосца от наседающих японцев не оставят равнодушными даже циничных поклонников симуляторов. А по энергетике и уровню адреналина SWON может тягаться с любым экшеном.

Блин комом

Как бы ни хотелось закрыть глаза на многочисленные недоработки, они неизбежно выскальзывают наружу. Нередко отстрел вражеских самолетов превращается в рутину, вызывая желание поскорее добраться до задания, где требуется хотя бы минимальное функционирование головного мозга. Вроде бы не нужно ругаться, аркада же. А SWON не всегда затягивает, изобилуя явно проходными миссиями.

Еще одна напасть, свалившаяся на разработчиков, — несоблюдение элементарных законов, по которым делаются игры с долей приключенческого элемента. Когда у вас не хватит пары снарядов, чтобы завалить крейсер в самом конце боевого вылета, вы поймете, о чем я. Специфика такова: сохраняться в процессе нельзя, хотя миссия может состоять из двух актов, в каждом из которых — несколько целей. Итог, как правило, неоригинален: потраченные нервы, начинаем все сначала.

Второй момент: слишком много заданий, где все зависит не от умения крутить виражи и точно прицеливаться, а от банальной зубрежки. Вот здесь нужно пустить снарядик, здесь из пулемета стрельнуть, а тут успеть на запасной аэродром, иначе, как ни крутись, оберегаемый беглец на машине получит снарядом от танка, который ровно через 3 минуты выедет из-за угла вон того здания.

И все это размазывает впечатления. Хочется восхищаться, петь дифирамбы, но стоит освежить в памяти какую-нибудь ужасную миссию, и эйфория чудесным образом пропадает.

По ту сторону штурвала

А может, я ударяюсь в ненужную лирику, — все-таки очарование местного авиапарка и захватывающих воздушных сражений стремится перевесить будничность жизни путешественника. Да, SWON в этом плане достоин всяческой похвалы.

В деле разнообразия разработчики продвинулись намного дальше, чем можно было представить. Дошло до того, что иные образцы авиационной техники пытаются сойти в лучшем случае за ночной кошмар главного конструктора КБ, а в худшем — за образчик пиратской неоромантики из Crimson Skies. И правильно, речь-то идет о секретном оружии! Впрочем, несекретного тут тоже более чем достаточно. И Ил-2 есть, и Б-17 (в режиме «instant action» на последнем можно повоевать; выглядит забавно, но не смертельно), и малютка-торпедоносец «Суордфиш» (пара таких «рыбок» в мае 1941 года умудрилась вывести из строя линкор «Бисмарк», благополучно затем потопленный).

Конечно, всякие Ме 262 и Ме 163 можно было ввести и пораньше, так сказать, в духе смелого исторического эксперимента. Откровенно бредовых заданий в SWON навалом, поэтому лично я был бы не против. А так большую часть игры приходится летать на вполне заурядных машинах, в изобилии встречающихся в других проектах.

Заурядность эта не распространятся на визуальную часть, снаружи самолеты просто великолепны. Детализация хромает на приемлемом для аркады уровне, но в целом — здорово, некоторым впору хвататься за пистолет с одним патроном. Одно огорчает: вида из кабины нет, и на бомбардировщиках нельзя играть за стрелков (не верьте скриншотам, это волшебные миссии а-ля «паратрупер»).

Летающие танки

С другой стороны, в воздухе разворачивается такая свистопляска, что «в кабине» наверняка начнет тошнить, а на стрелка в ответственный момент просто не успеешь переключиться. И дело не только в том, что с точки зрения физики полета SWON, — стопроцентная аркада. Да, такие выкрутасы доступны не каждому современному самолету, но по части маневров противник не отстает. Такой уж у него темперамент.

Хорошо, что padlock (пусть будет padlock) реализован нормально, и есть возможность выбирать наземные и воздушные цели. А еще нерадивым разработчикам симуляторов стоит поучиться у Totally Games моделированию реакции ИИ на атаку с задней полусферы. Достаточно одной очереди в затылок, чтобы самолет противника начал маневры уклонения, и снова поймать его в перекрестье прицела — задача не самая простая. В миссиях, где время ценится особо дорого, это здорово раздражает. Зачем аркаде такие навороты!? Ведь характеристики самолета совершенно не влияют на его боевые качества. Тут, товарищи, захудалый «Спитфайр» на равных дерется с Ме-262!

По ходу игры, кстати, самолеты можно апгрейдить. Прямо как в Dogfight. Правда, в SWON этот момент реализован куда симпатичнее. Реальную же пользу приносят только дополнительная броня и модернизация вооружения. Выживать в воздушных боях с появлением пушек и их последующего апгрейда на увеличение боезапаса становится намного легче.

Да, пушкой самолет обзаведется, дай бог, к середине игры, 37 и 57 мм соответственно. Спокойно, ошибок тут нет. Я соглашусь, стрелять по самолетам из 57мм пушки даже в компьютерной аркаде — невиданное кощунство (куда там Ка-50 (52) со своей 30мм пукалкой 2А42). Но что делать? Не знали разработчики о существовании такого вооружения на самолете, а названные подвесные мастодонты предназначены все-таки для наземных целей (вспомним Ил-2 и поспешно оборудованные специально для сражения на Курской дуге Hs129). Как ни противилась душа, пришлось 57мм пушке играть роль обычной авиационной.

Кстати, попадание из нее смотрится особенно роскошно: зловещее черное облачко и водопад обломков. После пары сеансов подобных спецэффектов охваченный пламенем обрубок устремляется к земле. Как и должно быть.

В нелегком деле доведения ЛА до совершенства помогают дополнительные миссии, скромно именуемые «challenges». Выполнение их носит необязательный характер, но сулит многочисленные пряники. Прежде всего, это, конечно, апгрейды. Можно выхлопотать вне очереди свежий самолет (но редко). Для особо прилежных в деле внеочередной боевой практики разработчики припрятали пряники с изрядной долей мака — культовые X-wing и TIE Fighter. Как говорится, без комментариев.

Последний патрон

Четыре диска у Totally Games ушли на ролики, брифинги и прочую неоригинальную глупость. Первое впечатление от SWON гораздо ярче и приятнее финального. Склонность к обобщениям и образцы скучнейшего экшена в отдельных миссиях зло пошутили с игрой, теоретически способной на большее. Это уже не Dogfight и The History Channel: Battle of Britain WW 1940, но и до Crimson Skies не дотягивает. А потому, при всем великолепии, не видать ей «НВ», как ушей. Своих, разумеется.