«С консольным уставом в ПК-монастырь не ходят». Эту фразу уже давно пора вывести на лбу каждого разработчика, мечтающего сотворить мультиплатформенный экшен от первого лица. А если не поймут по-хорошему — вытравить. И рядом приписать: «Shadow Ops sucks».
Shallow Ops
Shadow Ops преподносит себя как суперблокбастер. Пафосный саундтрек, подчистую «слизанный» у Ника Гленн-Смита («Скала») и Ханса Циммера («Падение „Черного ястреба“»), начисто лишенный мозгов сценарий про бравого сотрудника ЦРУ, громкие взрывы, опереточный негодяй и ядрена бомба в маленьком чемоданчике — налицо вся атрибутика боевичка В-класса, которые так любят крутить наши бедные кабельные телеканалы. Стандартная формула «беги да стреляй» здесь подменяет завязку, развитие и кульминацию.
Джек Хейден — гроза террористов и ходячее клише в одном флаконе. Смелость на грани безрассудства, сипловатый баритон, сводящий с ума женщин, привычка картинно орать в трубку «Центр, ответьте мне, dammit!» и бесконечный поток грубоватых острот. Таких героев голливудская «фабрика грез» с легкой руки Джерри Брукхаймера и продюсеров «бондианы» штампует по несколько дюжин в год, разбавляя мужскую компанию парой-тройкой силиконовых девиц.
Сюжет уровня Shadow Ops можно написать за один вечер. Подлые русские мафиози украли из закромов родины супервзрывчатку «красная ртуть» и желают отправить на воздух лидеров «большой восьмерки». Душные джунгли Конго, жаркий Ближний Восток, заснеженный Казахстан, блеклая Чечня и ночной Париж — вот этапы большого пути мистера Хейдена.
Shadow Poop
Shadow Ops так плотно набита всевозможными скриптами, что превратилась из шутера в сложный «виртуальный тир», где приходится не только жать на спусковой крючок, но и бегать. Вместо ИИ с нами сражаются дизайнеры карт, проложившие на «полу» уровней километры маршрутов для врагов и напарников; зрелищно вываливающиеся из окон, дверей и дыр в потолке террористы, «случайно» падающие на Хейдена объекты — не более чем шутки триггеров.
В прошлом году я считал Call of Duty апофеозом скриптовой глупости. Оказывается, бывает и хуже. Shadow Ops впору переименовывать в «День военного сурка». Здесь ничего не меняется, а ведь игрок — не просто зритель в кукольном театре. Злобный моджахед с РПГ в потных ладошках выскакивает из-за угла строго по расписанию, выпускает ракету и дает стрекача в противоположный угол квартала. Тупой БТР стреляет по одной и той же точке даже тогда, когда поблизости никого нет. Любое, самое незначительное событие, вроде появления очередного бандита в маске, заранее прописано разработчиками.
Добавьте сюда отсутствие «сейвов» на миссиях, высокую вероятность погибнуть от идиотского триггера, «респаун» буквально на голом месте, и получившуюся смесь можно сливать в унитаз. О разнообразии забудьте; «kill them all, и побыстрее» — вот задание на все 20 с гаком миссий. Детищу Zombie с легкостью дадут фору иные «бюджетные» FPS.
Возможно, на Xbox, где приличный шутер не найти днем с огнем, а исход сражения определяет автоприцел, подобное травести-шоу воспринимается как норма. ПК-публика в таких случаях хватает вилы и двигается в сторону опции «Uninstall», ибо раз за разом проходить одно и то же — чистой воды издевательство.
Shadow Potz
Не первой свежести текстуры, зачастую распадающиеся на жирные пиксели, позавчерашней выделки модели персонажей и бездарно прикрученная «motion capture»-анимация органично вписываются в общую схему проекта. Да, дамы и господа, перед вами — несчастный движок Unreal, изрядно натерпевшийся от программистов Zombie Studios в ходе портирования на Xbox и обратно. Еще несколько таких «блокбастеров», и U-Engine наконец догонит LithTech Jupiter по количеству занудных, серых и просто отвратительных игр.
Степень интерактивности окружения ограничена взрывоопасными бочками, канистрами и баллонами. Физический движок «Karma» работает спустя рукава. Глядя на конвульсии очередного злодея, невольно задумываешься: а на что, собственно, рассчитывала Atari, санкционируя разработку этого мусора? Кто вообще курировал проект — творческие люди или роботы из маркетингового отдела?
Впрочем, кое-что стоит похвалить. Во-первых — звук. Специалисты Soundelux DMG, имеющие богатый опыт по части эффектов для кино и компьютерных игр, действительно старались. Получилось сочно, объемно, с поддержкой EAX 4 и сертификатом качества THX. Где бы вы ни оказались, пять колонок и сабвуфер будут голосить без умолку. Музыка, если выбросить из головы навязчивое чувство «дежа вю», вполне сгодится для своей роли «эмоциональной подложки».
Во-вторых — видеоролики, впечатляющие не рендерингом (их создавали средствами движка, да еще и с использованием игровых моделей), а тем, насколько они похожи на последние хиты проката. Калейдоскопический «jump-and-cut»-монтаж, хлесткие реплики героев, резкие «наезды» и облеты, имитация съемок ручной камерой, рапид… Парижская Attitude Studio задействовала весь арсенал «модных» режиссеров и клипмейкеров начала XXI века. Вот только качество сжатия видео — омерзительное.
Технической стороной сходство не ограничивается. Как и положено настоящим супербоевикам, сценарий даже не пытается спрятать свою абсурдность. Хейден и его русская подружка Натали, бегущие по крыше летящего со скоростью 300 км в час экспресса «Лондон-Париж», воспринимаются с тем же здоровым смехом, что и концепция «дыр холода» из опупеи «Послезавтра». Тем, кто, несмотря на предупреждения, решится сыграть в Shadow Ops, рекомендую отключить серое вещество еще до начала заставки. Иначе сгниет.
Еще в SO вмонтирован мультиплеер, но смотреть на него в эпоху Counter-Strike: Source отважатся лишь очень неприхотливые фанаты сетевых побоищ. CTF, дефматч, командный дефматч, сопровождение VIP — джентльменский набор любого шутера. Владельцы Xbox Live, надо полагать, уже бросают чепчики.
Shadow Oops
Все дорогостоящие голливудские фильмы делятся на три типа — незамысловатые, глупые и совсем безмозглые. Приравнивая Shadow Ops к продукции «фабрики грез», Atari сама поставила игре диагноз.
Обычный блокбастер-пустышка, о котором никто не вспомнит уже через день.
P.S. Есть у Shadow Ops одно уникальное достоинство — она является первой в мире коммерческой игрой, не на словах, а на деле поддерживающей 64-разрядный режим процессоров AMD Athlon. Итак, кто готов рискнуть и установить на свой винчестер бета-версию Windows XP 64-bit Edition?