- Главная/
- Игры/
- Тени войны/
- Рецензия
Играм, изначально созданным для внутреннего рынка, лучше не покидать родину. Трудно представить, что какой-нибудь сумасшедший меценат однажды решит издать на Западе «Петьку», «Штырлица» или «Принуждение к миру». Sombras de Guerra: La Guerra Civil Española — непонятно, гордо, экзотично. А по-русски получились лишь жалкие и невнятные «Тени войны». Где жаркое южное солнце? Где загорелые «сеньоритас»? Воспетая Хемингуэем коррида? Вино?.. Legend Studios предлагает банальности иного рода: «резиновую» рамку, пластмассовые танчики и путаный сюжет.
«Над всей Испанией безоблачное небо»
Говорят, именно эта фраза, прозвучавшая 18 июля 1936 года в эфире одной из испанских радиостанций, послужила сигналом к началу военного мятежа. Однако первое столкновение националистов и сторонников Второй республики случилось на день раньше запланированного. В маленький прибрежный городок Мелилья, в котором полным ходом шли приготовления к восстанию, внезапно прибыла группа солдат во главе с лейтенантом Заро. Слухи распространяются быстро. Под предлогом проведения инвентаризации Заро должен обследовать казармы и выяснить, угрожает ли действующему правительству опасность. Впрочем, героем дня стал не бравый разведчик, а укутанный в тряпки кочевник Ганин Шаба — ему предстояло спасти офицеров-ренегатов. Далее по плану: захват базы гидросамолетов в Аталайоне, оборона крепости Сан Сервандо, перестрелка на улицах Мадрида, Харамское сражение, битва при Брунете…
Названия и фамилии сливаются в единое пятно. Тот, кому хотя бы в общих чертах незнакома история гражданской войны в Испании, едва ли разберется в сюжете, где реальные события переплетены с художественным вымыслом. В контексте игры примечательно другое. На стороне Франко воевали не только фашиствующие аборигены, но также подразделения из Германии и Италии. Республиканцев же по мере сил поддерживал СССР. Немного математики, и вот сюрприз: здесь не две, а целых пять «фракций». Увы, количество не спешит перерастать в качество. Несколько взаимозаменяемых видов пехоты, бесполезные самолетики, комичные броневички, танки. Танки? Танки… Книжным специалистам желательно обходить «Тени войны» за километр. После десятков RTS по мотивам Второй мировой архаичные Т-26, Renault FT-17 или Ansaldo CV-33/35 всерьез не воспринимаются. Дело не в характеристиках оригинальных моделей, а в нестандартном авторском видении. Возьмем, к примеру, Panzer I, которому инженеры из Legend вместо спаренного пулемета приварили две пушки. Ничего себе апгрейд!
И так во всем. По долам и весям скачут свирепые мужики на верблюдах, топают советские «волонтеры батальона смертников» (ушанки с черепом и костями сразу выделяют психопатов из толпы), в небе проносятся мрачные «Мессершмитты», с земли их обстреливают клоуны в зеленых чепчиках. К несчастью, в «Тенях» есть кое-что покруче детсадовской стилистики. Извечный принцип «камень-ножницы-бумага» уступил место универсальности. Да и кого волнует эволюция офисных принадлежностей, когда винтовочный патрон с легкостью пробивает 15 миллиметров стали? В погоне за простотой и общедоступностью игра растеряла остатки тактики. Обвел своих головорезов, щелкнул курсором по противнику, повоевал, нетерпеливо поерзал на стуле, ожидая пока заживут раны…
Если миссия подразумевает строительство базы, стоит положиться на бронетехнику. Но сначала — поднять экономику. Тяжелые времена требуют тяжелых решений, и народная армия живет исключительно за счет грабежа. Захватили «ничейное» топливохранилище — получили солярку для танков, помахали пистолетом перед носом у фермера — в казну потек золотой ручеек. Интересная деталь связана с производством. Ассортимент в казарме зависит от «прокачанности» генерала. Пара дополнительных звездочек на погонах позволяет привлечь в наши ряды канадских фельдшеров, анархистов из колонны Дуррути, французских добровольцев. Осваивать руководство, дабы узнать, кто чем силен, не тянет — звучные имена важнее богатого внутреннего мира. Пехотинцы приседают, ползают по-пластунски и используют перезаряжаемые спецатаки (граната, смертельный выстрел и т. п.). Кроме того, в игре реализована динамическая смена времени суток, и в сумерках солдаты хуже видят.
Однако даже тьма не скроет огрехи дизайна. Тесные, заваленные мусором карты — прекрасная мишень для критики. Повсюду торчат непреодолимые горные кручи, дороги перекрыты колючей проволокой… Выход прост — искать. В конце концов вы либо обнаружите неприметную тропку, либо активируете триггер, убирающий часть препятствий. Конечно, pathfinding-алгоритм буксует. Юниты умеют перемещаться по прямой, а что-то более сложное приводит их к ближайшей стене или канаве. Тикающий над ухом таймер превращает, в общем-то, привычную недоработку в проблему вселенского масштаба. Не уложились в «норматив»? Рестарт. Зато задания разные, от вполне традиционных (штурм высоты, оборона участка, конвоирование грузовичков) до нетривиальных и авангардистских. Особенно запомнилась бомбардировка Герники, где безымянный герой рыщет между горящими полуразрушенными домами, пытаясь найти безопасное убежище для перепуганного мужчины с ребенком на руках.
AI тоже не прочь побегать. Когда уровень повреждений превышает некую критическую отметку, враг пускается наутек. Это единственная хитрость, на которую способен компьютер. Типичная битва выглядит следующим образом: противники замирают в метре друг от друга и начинают монотонно обмениваться свинцом. Было бы наивно полагать, что мультиплеер исправит бедственное положение. Да и кто захочет тратить время на такую белиберду?
¡No pasarán!
«Проход закрыт» — именно так нужно перевести известный лозунг. И повесить соответствующий плакат во всех местах, где продают игру.