- Главная/
- Игры/
- Shattered Light/
- Рецензия
Не дают разработчикам покоя лавры серии Ultima, ой не дают. Еще бы — какую из Ultima не возьми — 100 % хит. И пока в Origin ломают голову чего бы эдакого изобрести для последней, девятой серии “Ули”, конкуренты пытаются перехватить инициативу.
Shattered Light, о которой пойдет сейчас речь, больше всего походит на Ultima Online. Графика, звуки, внешний вид — все напоминает ее. И, конечно, извечная борьба добра и зла... Какая же ролевая игра без нее?
Добро и... зло
Мир, в котором оказывается играющий, называется Делос. Планета эта от южного полюса до северного пропитана разнообразной магической энергией; по поверхности бегают монстры, за монстрами бегают отважные рыцари, за ними хитрые маги-убийцы. Однако так было не всегда.
Тысячи лет назад Делос был полон света и спокойствия, пока не появилось ОНО. Лария — так звали это чудовище. Оно пришло оттуда, где находился источник магии, принеся с собой ужас и хаос в мир, полный гармонии. И лишь герой, готовый пожертвовать всем во имя святой цели борьбы со злом, может избавить планету от страшного чудища, вернув жителям Делоса долгожданный мир.
Все начинается с того, что вы появляетесь на центральной площади столицы в довольно жалком виде. Ни оружия, ни кольчуги. Пара тощих рук, голова, да тысяча золотых в кармане — вот и все, чем располагает играющий на начало игры. А бросаться на страшного монстра с кулаками — занятие довольно бессмысленное. Впрочем, никто и не даст вам так легко загубить свою молодую жизнь. Сначала придется медленно и терпеливо повышать свои характеристики. В этом вам помогут все жители города — практически у каждого найдется для вас задание, выполнив которое, вы получите новую порцию экспириенса.
Некоторые квесты становятся доступны только по достижении определенного уровня развития персонажа. И только спустя какое-то время, когда хорошенько “подкачаетесь”, вы сможете попытать счастья и в спасении мира. Как говорится, всему свое время.
В зависимости от того, кем вы играете (всего в игре 8 классов героев: четыре “боевых” и четыре “магических”), во время схваток развиваются те или иные способности. Бои выглядят просто: вы неистово щелкаете мышью по клетке, где стоит противник, в результате чего ваш персонаж послушно помахивает мечом. Разумеется, можно применить и одно из многочисленных магических заклинаний, которых в игре суммарно более двухсот. Этот момент игры сильно напоминает Diablo.
3 в 1
Так в чем же главное отличие Shattered Light от других Ultima-клонов? Уж явно не в графике, ибо видом “сверху-сбоку” без каких-то особых спецэффектов сейчас никого не удивишь. И вряд ли в разнообразии оружия, монстров или заклинаний — хотя этого добра в Shattered Light и пруд пруди, есть игры и поразнообразнее.
Главное отличие в том, что Shattered Light — не только RPG. И не только онлайновая RPG. И уж конечно не только редактор уровней. Shattered Light пытается совмещать в себе все три качества. Но вот переходит ли количество в качество? Попробуем разобраться.
Дискретные игры
Что до однопользовательской игры, то ни стандартный средневеково-фэнтезийный мир без особых изысков, ни не менее стандартный сюжет, ни графика, ни звук — решительно ничто не блещет новизной и разнообразием. Впрочем, новизной не отягощено и все остальное. Да, движения персонажей почти реалистичны; да, окружающий мир бывает почти красив, а одноэтажные здания почти милы, но... Все это — то же самое, что и в Ultima Online, появившейся больше года назад. И при том карта мира Shattered Light, в отличие от UO, представляет собой не непрерывное пространство, а совокупность очень небольших мини-карт. И грузятся эти мини-карты, скажем так, неторопливо. Так что придется запастись терпением.
UO для бедных
Online... Опять, опять буду сравнивать с этой вездесущей Ultima Online. Для начала, в опции “Multiplayer” всего 2 (!) сервера многопользовательской игры. На первом “размещаются” 50 человек (с ним мне соединиться так и не удалось); второй “сервер” оказался страничкой с еще четырьмя адресами, по каждому из которых играют от четырех до восьми человек. Да, это не сотни и тысячи игроков UO или EverQuest. Разумеется, разработчики обещают в ближайшем будущем установить новый сервер с поддержкой по-настоящему многопользовательской игры, но кому нужна еще одна UO? Разве только тем, кто не в состоянии платить за ежемесячную подписку. Но ведь есть масса многопользовательских RPG, постоянно доплачивать за которые вовсе не нужно...
Отсутствуют в игре и милые “фенечки”, которыми изобилует UO. Внешний вид героя, например, практически не меняется, вне зависимости от того, что из одежды на нем надето. Или, скажем, в самом начале вы выбираете класс героя и одно из нескольких десятков лиц. Однако лицо это вы увидите только на крупной информационной панели, внешний же вид фигурки зависит только от его класса и экипировки. Ни тебе самобытной фигуры, ни светлых вьющихся волос, ни всего прочего... Так что одевайте вашего героя во всевозможные плащи, шлемы, да хоть в валенки — он так и будет ходить всю игру в одной и той же грязной рубашке.
Сделай сам
Последняя (и, пожалуй, единственная) интересная находка Shattered Light — встроенный редактор. Наверное, некоторые заядлые любители ролевых игр исходили завистью, глядя на то, как легко создают новые уровни всякие думеры и квакеры. Теперь у этих любителей появилась возможность испробовать эту маленькую радость и на своей шкуре. С помощью редактора карт и SL-сервера (поддерживающего до 8 игроков) можно как угодно модифицировать существующие карты и правила одиночной или многопользовательской игры.
Разумеется, ваши возможности ограничены графикой и другими рамками Shattered Light, но в этих рамках можно сделать буквально все, что вздумается. Хотите сообразить для героя задание или загадку — пожалуйста; желаете магический предмет — сделано. Любите убивать себе подобных в многопользовательской игре — немедленно включите соответствующую опцию на карте и поместите ее на свой игровой сервер. Так что пространства для фантазии Game Master’ов нового компьютерного поколения вполне достаточно.
Вообще при чтении объемной книжечки, прилагающейся к игре, создается впечатление, что она и задумывалась, главным образом, как инструментарий для создания новых уровней. Однопользовательская же игра — лишь пример того, что можно сделать, имея в своих руках такие инструменты.
Однако если мы говорим о самостоятельной разработке карт, то сразу же подразумеваем многопользовательскую игру. Ибо вряд ли найдется человек, который создаст RPG, а потом будет сам, в полнейшем одиночестве, ее проходить. Так что, вероятней всего, у разработчиков изначально было на уме создание некой “семейной” online-RPG. Когда бы люди собирались за столом, кидали кубики, а Game Master по ходу игры менял правила и придумывал новые задания... Впрочем, сейчас людей, увлекающихся подобными развлечениями, стало меньше. Для тех же, кто всерьез любит такое развлечение, имеется масса настольных ролевых игр. Компьютеры же принесли в мир RPG свои правила. И я сомневаюсь, что игра вчетвером-ввосьмером по правилам совершенно незнакомого Game Master’а, находящегося от вас за тысячи километров, будет увлекательным занятием.
Gluks & Bugs
Быть может, кто-то и загорится идеей, кому-то даже удастся сделать неплохую игру... Но вряд ли настольные развлечения приживутся в Интернете в своем первозданном виде. А как "Ultima Online для бедных" Shattered Light подойдет вряд ли — слишком много недостатков и мало достоинств.
Глюков и багов в игре — только успевай отлавливать. Несколько раз Shattered Light показывала свой крутой норов, выкидывая меня в Windows. А иногда с карты пропадал герой. Карта есть, все на месте, а героя нет. Ну что ты будешь делать! Упорно не желают запоминаться опции. Каждый раз приходится выключать заунывную фоновую мелодию и ставить нужное разрешение экрана вместо того, что “по умолчанию”. К счастью, игра самосохраняется через каждые две минуты.
Однако не все так просто и с "сохранением" игры. Вне зависимости того, где вы находились, когда сохраняли вашего героя, начинать игру приходится всегда из одного и того же места — с центральной площади у фонтана. Конечно, можно каждый раз перед выходом из игры отмечать место выхода заклинанием телепорта, чтобы потом мгновенно перенестись туда... Но не легче ли было сделать нормальное сохранение игры?
Крылья, ноги...
“Однопользовательская” игра, "дву-трех-..." игра, “многопользовательская”... Главное-то, что конструктор! По крайней мере, так решили ребята из Catware, оставив игрокам разрабатывать увлекательную игру. Быть может, я слишком избалован хорошими ролевыми играми, но мне показалось, что самим создать самобытную игру с помощью своего конструктора разработчикам не удалось. Впрочем, если вам нечего делать сумеречными вечерами — вполне можно сыграть и в версию от Catware. Или попытаться создать что-нибудь свое.