Светлая тема

Рецензия на игру Shattered Union. Захват США

Blast from the past

Давным-давно, когда трехмерные ускорители блестели искорками в глазах инженеров 3Dfx Interactive, интересность игры не измерялась количеством полигонов, а восемь мегабайт памяти считались безумной роскошью, владельцы «персоналок» проводили часы за пошаговыми стратегиями. Продукция Strategic Simulations Inc., Quantum Quality Products, Three-Sixty Pacific, Strategic Studies Group, Talonsoft пользовалась широкой популярностью, занимая целые развороты в брызжущих глянцем журналах.

Шли годы, 3D из каприза выросло в рыночную необходимость, молодое поколение полководцев устремило взоры на RTS, и воргеймы плавно опустились в узкую нишу, превратившись в игры «для посвященных». Издательства Matrix Games и Shrapnel Games попробовали сразиться за место под солнцем, но получив по носу, заперлись в норах и оставили мечты о популяризации жанра. Нынче их детища — плод творчества гениев-одиночек — словно нарочно не хотят идти в ногу с прогрессом: 256-цветная палитра, мутные спрайты, вытесанный из дуба интерфейс… Массовый потребитель сбежит от них раньше, чем вы успеете заикнуться о смышленом ИИ и историческом реализме.

И все-таки одна попытка вывести «пошаговки» из золушек в принцессы оказалась успешной — пару лет назад студия Wargaming.net выпустила блистательную Massive Assault. У нее был полный багаж: увлекательные миссии, модная графика, проверенный баланс и привлекательный мультиплеер. Европа и Россия приняли ее на «ура», американцев охмурить не совсем удалось (в чем немалая вина той самой Matrix Games). Впрочем, кое-кто в США заметил смелый проект. То была PopTop Software, создатель Tropico и Railroad Tycoon 2-3.

Послезавтра

Стремясь завоевать позиции на родине, дизайнеры PopTop Software сделали грамотный ход — они не стали рассказывать о битвах за далекие миры, плюнули на затертую Вторую мировую и Гражданские войны, и перенесли действие на современную американскую почву. Их сценарий вполне может очутиться в заголовках завтрашних газет (или, на худой конец, в очередном бестселлере Тома Клэнси).

2008 год. В США избран самый непопулярный президент за всю историю страны. Напряженное до предела общество разражается волной митингов протеста и террористических актов. В ответ глава Белого Дома объявляет чрезвычайное положение; в 2009-м, воспользовавшись «административным ресурсом», Дэвид Джефферсон Адамс остается на второй срок.

Его торжество было недолгим — в день повторной инаугурации мощный ядерный взрыв стер Вашингтон с лица земли. Лишившись всех ветвей власти, прогнившая демократия, где издревле тлели очаги сепаратизма, распалась на букет независимых республик. Теперь Калифорнийский Союз, Техасская Республика, Пасифика, Конфедерация (бывший рабовладельческий юг), Новоанглийский Альянс и Федерация Великих Равнин делят 25 кусочков некогда могучей державы. Свою лепту в раздор вносят ЕС, закрепившийся в округе Колумбия сразу после трагедии, и совьетская Маза Раша (сначала — деньгами, а потом и танками на Аляске).

Парад суверенитетов

На этом байка о развале США заканчивается — Shattered Union уделяет сюжету почти нулевое внимание. Трижды за игру пролетают короткие новости в исполнении пластмассовой дикторши, объясняющие непонятливым, кто сбросил несчастную бомбу (подсказка: большое, красное, занимает 1/7 часть суши, находится под контролем хмурого генерала Vladekov). Скриптовых сюрпризов, персонажей, диалогов и прочей роскоши, привычной для поклонников «Massive Assault: Расцвет Лиги», нет. Злободневная завязка бессмысленна — единственная доступная кампания сводится к банальному захвату всех 25 районов.

Семь участников конфликта поставлены в неравные стартовые условия: у них разные вариации юнитов и площадь оккупированной территории. Европа — первый кандидат на вылет из гонки за власть, ибо ее владения охватывают всего один штат. Самая толстая — Пасифика, урвавшая нехилый ломоть тихоокеанского побережья и Среднего Запада. Нетрудно догадаться, что у пожирателей суверенитета отличаются и кошельки.

Деньги поступают в виде налогов с занятых областей и в перерывах между сражениями идут на покупку нового и ремонт существующего вооружения. Максимальный размер армии — 42 единицы, но сорить долларами нежелательно — авторы скупо пополняют казну. «Бестиарий», взятый из реальной жизни, разделен на несколько классов: тяжелые и средние танки, бронетранспортеры, пехота, воздушные войска, артиллерия и ПВО, в каждом — по 1-3 экземпляра. Арсеналы достаточно схожи, чтобы не превращать игровой баланс в кошмар, однако не дают повода обвинять разработчиков в слепом копировании. Скажем, россиянам достались убойная (а также хлипкая и неторопливая) гаубица М46, четыре модели солдат и ни одного среднего танка.

Дела на поле брани не клеятся? Значит, пора вытаскивать из рукава козыри, меняющиеся от фракции к фракции. Их «крутизна» и количество зависят от того, каким способом игрок решает проблемы. Уничтожение исторических зданий, тяга к ковровым бомбометаниям, — и ползунок «Political Reputation» съезжает влево, открывая «темную сторону» — наночуму, баллистические ракеты, «грязные» бомбы и т. д. Те, кто дерется по-честному, обретают гуманные суперприемы вроде обездвиживающего технику ЭМ-импульса и возможности переманить под свои знамена любой приглянувшийся юнит.

Бей первым!

По большому счету, глобальная карта придумана с нехитрой целью — она позволяет увидеть текущую обстановку и указать направление следующей атаки. Одна баталия соответствует одному ходу, затем слово берут электронные оппоненты. Если кто-нибудь из них покусится на вашу вотчину, будете отбиваться сами — функция «Auto-Resolve» в духе серии Total War отсутствует.

Нет и такого «излишества», как дипломатия. Адептам закулисных интриг советую обратиться к Сиду М. или Paradox Interactive; тут же все просто: бей и радуйся (ИИ вообще выбирает жертвы случайным образом). Правда, трудностей не избежать, поскольку с разведкой у Shattered Union туговато — прикинуть, какой «комитет по встрече» ждет вас в очередном секторе, можно лишь по абстрактной полоске «Unit Strength».

Осложняет задачу и процесс набора армии для предстоящей стычки; ощущения — словно от блуждания по комнате с завязанными глазами. Почему? Да потому что юниты, ушедшие захватывать вражьи земли, недоступны, если компьютер нападет в этот же ход (за исключением «одноразовых» бункеров и сторожевых вышек).

Раздражает и скудный комплект значков. Без назойливого тыканья мышью нельзя понять, чем именно вы отоварились позавчера — пятком «брэдли», «страйкеров» или «хам-ви». Одно послабление: по нажатию «Auto» игра, так уж и быть, расфасует подопечных по «хексам».

Иными словами, сохраняйтесь регулярно: метод проб и ошибок — лучшее средство борьбы с неизвестностью.

О пьяном операторе замолвите слово…

Настоящее падение в бездну начинается уже во время «разборки», и виной тому — густой «fog of war», накрывающий местность едва заметным одеялом. Ап! — и ваш танк нарвался на кучку озверевших «миротворцев», лихо пробивающих шкуру стального зверя из М16. Ап! — и зенитка оказалась в прицеле бомбардировщика, вынырнувшего из ниоткуда на соседней клетке (в отличие от MA, здешние самолеты предпочитают патрулирование в радиусе семи ячеек молниеносным атакам). Ап! — и ваш жалкий «хаммер», не годный ни на что, кроме разведки, не видит дальше собственного носа. Видимо, увлекшись дележом государства, жители США так технически деградировали, что забыли и об околоземных спутниках, и об элементарных биноклях. Выход очевиден: плюнуть на скаутов и запасаться техникой пожирнее.

Единственный ресурс — топливо, да и оно — скорее условность, нежели ограничение. В Battle Isle мы метались с дозаправщиками; в Shattered Union бензобак и здоровье вернутся сами, если боец неподвижен и ему никто не угрожает. В городской черте силы восполняются чуть быстрее.

Пропорции не соблюдены, текстуры — не самые четкие, лоска нет и в помине, но все-таки уровни нарисованы с любовью к деталям. Деревья, телеграфные столбы, дорожные знаки, деревни, фермы, полуразрушенные мегаполисы радуют взгляд, попутно кусая за ляжки процессор и видеокарту. Юниты выглядят мило, хотя однотонная заливка цветом, призванная показать, где «свои» и «чужие», делает их блеклыми и невыразительными на общем фоне. Головную боль усиливают обилие моделей, мешающее распознавать подчиненных навскидку, и их подчас дикая окраска — как вам, например, грязно-серые против светло-серых?

Они-то и создают неразбериху. Поднимите камеру в надежде охватить очередную «горячую зону», дабы разглядеть позиции, и вы спутаете джип с «Абрамсом». Взлетите ввысь, к орлам, и вашему взору предстанет красивое, но совершенно бесполезное панно. Спуститься пониже? Без проблем, но придется часто «скроллить», высматривая друзей и врагов в складках рельефа. Вверх-вниз, влево-вправо, вверх-вниз под сливающиеся воедино бравурные марши… еще не подташнивает?

Тогда дождитесь хода соперника. Вертлявая камера лезет из кожи вон, стараясь уследить за каждым участником событий, — меняет точку обзора, вращается вокруг своей оси, переключается с ближних планов на дальние и обратно, — не давая вычислить, откуда явилась новая толпа интервентов. Настырный «туман» и патрулирующие самолеты окончательно сбивают с толка, заставляя всякий раз ползать на брюхе и оценивать ситуацию. После такого даже неохота жаловаться на нехватку архиполезной «Undo» и дефицит клавиатурных «шорткатов»…

Галочки ради

А дело у нас не из легких — захватить либо удержать ряд населенных пунктов до наступления определенного дня, заработав нужное число очков. К счастью, все важные локации подсвечены — хоть тут не надо гадать на кофейной гуще.

Обидно, что иных вариантов заданий не бывает. Дизайнеры PopTop Software не пытались включить фантазию и внести разнообразие в унылую цепочку «напал — защитился». Силиконовый мозг тоже не шибко напрягается; он далек от прозвища «идиот», хотя и в передачу «Умники и умницы» ему путь заказан. Особенности ландшафта компьютер использует редко, зато с удовольствием кидается на раненых или слабых юнитов. Выбирая между опасным здоровяком Т-90 и сравнительно беззубым, но истекающим соляркой «Водником», он непременно предпочтет второе, причем набросится сразу скопом. А поскольку проезжать сквозь неприятелей запрещено («наши» от этого ограничения избавлены), подбитые камикадзе становятся великолепной преградой. Другой стандартный прием — оставить очки действия впрок, чтобы было чем огрызнуться во время хода противника.

Новичкам, безусловно, будет туго — авторы сэкономили на «туториале», впихнув вместо него три сумбурных видеоролика, галопом по Европам объясняющих основы геймплея. «Повернитесь туда, посмотрите сюда, выметайтесь». Прямо как экскурсовод в музее за пять минут до закрытия.

В куцый список развлечений затесались «Skirmish» и мультиплеер, поддерживающий «хот-сит», локальную сеть и вечно пустые сервера в Интернете. Спасибо, мы обойдемся.

Mission failed

На Xbox, где пошаговая стратегия — все равно что морская корова в зоопарке XXI века, критики пощадили Shattered Union. Пресная, нудноватая, с недобрым прищуром, но уникальная в своем роде, да еще от самой Take-Two… У нас на РС, хвала небесам, живет серия Massive Assault, укатывающая продукцию PopTop Software в асфальт. Безоговорочно.