- Главная/
- Игры/
- ShellShock: Вьетнам '67/
- Рецензия
Портированные консольные шутеры уже давно окопались в эшелоне продуктов второй свежести. Протухшие идеи, непростительные ошибки в ходе переноса на «персоналки» и устаревшая графика год за годом мутным потоком льются на экраны мониторов. Крупные издательства, не желающие тратить деньги на разработку разных версий одной и той же игры, адаптированной под всевозможные платформы, всё чаще объединяют релизы для PC, PS2 и Xbox, порождая уродливых мутантов.
Все любят Вьетнам
ShellShock: Nam '67 — типичный экспонат приставочного зверинца от малоизвестной голландской фирмочки Guerrilla Games. Впрочем, в консольных краях товарищи пользуются определенной славой — на Е3 '2004 западная пресса облобызала с ног до головы их футуристический шутер Killzone.
Не успела публика пресытиться отстрелом фашистов, как все — от EA до трижды проклятой ValuSoft — стали лепить из самой позорной военной кампании США лихую «стрелялку». Затоптанных в корягу сынов Лотарингии сменили дистрофичные вьетконговцы в соломенных шляпах. Guerrilla и Eidos пришли на праздник в числе последних, но смело взялись за работу, ибо держали в рукавах сразу два козыря.
Во-первых, владельцев PS2 и Xbox еще не тошнит от упоминания Юго-Восточной Азии. Во-вторых, к участию в «спектакле» был привлечен призрак исторической достоверности. «Шокирующие подробности кровавой войны! Только у нас! Завидуй, Оливер Стоун!» — кричали PR-глашатаи Eidos на каждом углу, помахивая скриншотами объектов, отдаленно напоминающих джунгли.
Тяжелые будни
Разумеется, козырь с правдой-маткой про Вьетнам на поверку оказался обычной гримасой маркетинга. Плохой геймплей и корявую графику лучше всего подавать со скандальной подливкой — так, по крайней мере, есть шанс заработать денег на людском любопытстве.
А ужасов тут и впрямь навалом. Правда, относятся они к самой игре. ShellShock беззастенчиво копирует структуру миссий Vietcong, чередуя 11 вылазок в тропические чащобы с прогулками по родной базе. Личности персонажей, включая главного героя, никакого значения не имеют, равно как и наспех придуманная история о борьбе со злобным партизанским боссом по кличке «Кинг-Конг».
Бег и лихорадочная стрельба по безмозглым «чарли» — единственный пункт нашей программы визита. Даже «стелс» проще одолеть грубой силой. Попытки прицелиться усложняет неудобное управление — игра реагирует на поползновения мыши с ощутимой задержкой, а камера норовит приземлиться на загривок игроку и резко меняет поле обзора при переходе с улицы в закрытое помещение. Благодаря этому финальная миссия, большая часть которой проходит во вьетконговских тоннелях, превращается в форменный ад. Нормальное сохранение, конечно же, не подвезли — довольствуйтесь «чекпойнтами».
Время от времени нас развлекают. Чу! На экране появился огромный оранжевый череп с костями и подписью «Booby Trap». Пора играть в сапера — снятие гранат на растяжках выполнено в виде глупой мини-игры, тренирующей безусловный рефлекс. Другие виды ловушек придется обходить стороной либо преодолевать ползком. Перепрыгнуть гиблое место нельзя, поскольку навыка «jump» наш боец лишен напрочь. И правильно — вдруг заберется в непредусмотренный разработчиками уголок? Пусть носится вместе со скриптовыми напарниками по тесным коридорчикам из непроходимых камней и деревьев!
К слову, тоннели слабо напоминают узкие кроличьи норы, которыми нас потчевали чешские умельцы. В здешние лабиринты, генерирующие бесконечные толпы бешеных партизан, спокойно проехал бы «Запорожец». Обезвреживание происходит следующим образом: с улюлюканьем вбегаем в просторные чертоги, прорываемся в Самую Большую Комнату и устанавливаем заряд взрывчатки. Спустя 4 секунды «респаун» прекращается раз и навсегда. Ох уж этот суровый реализм!
Желтый туман
Масштаб карт — просто микроскопический. Вьетнам от Guerrilla Games мало чем похож на реально существующую страну. Помните захватывающую панораму, открывавшуюся с холмов в первой миссии Vietcong? О таком уровне детализации и глубине рендеринга ShellShock может только мечтать. Местные джунгли, опрысканные, судя по всему, особо ядреным дефолиантом, уже через десять шагов теряются в желтом мареве плотной дымки.
Качество моделей деревьев и прочих объектов меняется буквально на глазах (говоря народным языком, их сильно «колбасит»), а все виды растительности можно пересчитать по пальцам одной руки. Battlefield Vietnam, которую давно пора переименовать в «Битву за Нечерноземье», по сравнению с Nam '67 выглядит образцом реалистичности.
Лишь иногда ShellShock выходит из комы, чтобы показать красивый кадр вроде зарослей бамбука на фоне алого диска предзакатного солнца или тумана, укутавшего долину Бан-Чери, но затем очень быстро вновь погружается в приправленное «нойзом» уныние.
Вечеринка с «колесами»
Обещанная в пресс-релизах «чернуха» демонстрируется уже в стартовой миссии. От одного взгляда на «ватную» анимацию и примитивные модельки персонажей становится не по себе. Размытые текстуры, символизирующие кровь, вызывают не столько отвращение, сколько жалость к художникам, вынужденным прогибаться под астеничный движок.
Физика и баллистика отсутствуют. Вместо хруста костей и «тряпочных» смертей нам предлагают поверить, будто пуля из М14 отрывает жертве руки, ноги и голову. По замыслу авторов, дальнейший столбняк должен наступить от частого употребления героями слова «fuck» и возможности обменять снятые с трупов трофеи на декседрин, темазепам, открытки с американскими красотками и посещения военно-полевого борделя. Порой мы оказываемся свидетелями жестоких сцен, утянутых разработчиками у Стоуна с Копполой, однако они не пробуждают и десятой доли тех чувств, что возникают во время просмотра «Взвода» или «Апокалипсиса сегодня».
Пререндеренные ролики угнетают не меньше. Помимо дурной постановки, они отличились некорректным форматом изображения — широкоэкранная картинка бесцеремонно растягивается в пропорции 4:3. Куда смотрели бета-тестеры, непонятно.
No Shock
Вот так всегда: обещали исторически достоверный, захватывающий шутер, а получилась технически отсталая проконсольная аркада, которую не стоит трогать даже десятиметровой палкой.
Хочется сильных впечатлений? Запустите Vietcong, а лучше — возьмите в видеопрокате вышеупомянутые киноленты. Позарез необходим шок? Посмотрите документальный фильм с кадрами исторической хроники. ShellShock не в состоянии предложить вам ни то, ни другое.
P.S. Радует лишь музыка, играющая в ретрансляторе на территории базы. Впрочем, эти песни нельзя считать заслугой разработчиков.