Шерлок Холмс 3: Секрет Ктулху

Добавить в
Мои игры
6
Добавить в
Вишлист 2
Сохранить в
Коллекцию
Нет рецензий
Шедевр
Так себе
Ужасно

Рецензия

Ктулху — это таинственная магическая сила, такой колдун,
пробуждение которого беспокоит слишком многих людей,
чтобы оно оставалось незамеченным на уровне президента…
Андрей Колесников, знакомство Путина с божеством Ктулху

В прошлом году пользователи Рунета познакомились с Лавкрафтом (Lovecraft). Точнее, с лавкрафтовской вселенной. Еще точнее, со словами «Ктулху» и «фхтагн», о значении которых многие до сих пор смутно догадываются (где-то на уровне г-на Колесникова). Что не мешает вопить «Ктулху фхтагн!!» по случаю и без. Культура, что говорится, так и прет…

Попутно свет увидел шикарный хоррор Dark Corners of the Earth. Покойная ныне Headfirst от души прошлась по историям писателя. В совпадения я не верю, да и важно ли это? Крючок заброшен, публика жаждет ужасов, умельцы не скупятся на «мотивные» игры… Дивный повод поживиться за счет раскрученного имени. Или даже двух имен.

Глазами Конан Дойла

Как ни крути, а Холмсу украинских кровей повезло больше, чем его коллеге из Штатов, Э. Пуаро. Frogwares брезгует классикой, предлагая взамен собственные сочинения. И правильно, не пристало марать чужие шедевры. Тем паче, что компания мужает с каждым новым опытом. Между The Mystery of the Mummy и The Awakened пролегли километры кукурузных полей. Сюжет посерьезнел, персонажи поумнели, атмосфера, опять же, нарисовалась. Заявка на успех!

Полет камеры по улицам Лондона венчает дом на Бейкер-стрит. В этих стенах томится от безделья великий сыщик. Разглядывать в окно подернутый дымкой город — удел безработного детектива. Мучимый кошмарами Ватсон советует прошвырнуться до книжного магазинчика. Кросс по безлюдной мостовой, треп с одиноким полисменом и вялое разоблачение невинного торговца довершают депрессию, повисшую в воздухе. Срочно, срочно нужен труп!

До трупов, впрочем, пока далеко. Зато на подступе к апартаментам Холмса перехватывает доктор с возгласом «Не желаете ли зайти к соседу? У него что-то стряслось…». Пулей легенда влетает в ворота капитана Стенвика… Ну, так и есть: таинственное похищение! Пропажа слуги возвращает к жизни закостенелый мозг. Допрос свидетелей, рытье в уликах и «элементарные» заключения вершатся прямо на месте. Ай да Шерлок! Ай да…

Но давайте отвлечемся. Кто же перед нами? Вне сомнения, знаменитая парочка. Первый сопоставляет факты и строит теории, второй служит правой рукой/левым полушарием первому, но чаще тихо следует по пятам. Образы яркие, хотя и чересчур штампованные. Тут-то и кроется закавыка. Несмотря на эмоциональные беседы героев, личины их не вяжутся с прототипами. И дело не только в натужных голосах и грубых фигурках. Совершенно непредсказуемы действия гения сыска. Минуту назад он интеллигентно раскуривал трубку — и вот уже скачет по крышам и заборам, преследуя карманника. Почуяв хлипкую зацепку, британец немедля пускается в тур по Швейцарии, Шотландии и США. Он лезет в вонючий грот и внедряется в психушку. Зачем? «Поискать что-нибудь интересное». Нет, я решительно отказываюсь понимать такого Холмса.

Сумбурна и манера ведения расследования. Творческий подход к осмотру окровавленных тел и соотношению фактов (традиционные линейка, лупа и мини-лаборатория) часто сменяют унылые прогулки по пустынным локациям и пошлая квестовая возня без намека на дедукцию. Раскопкам в архивах лечебницы предшествует долгая и нудная порция примитивных заданий типа «отопри дверь» и «помоги больному», а вскрытию зловещего маяка — блуждания по катакомбам. Не хочу пенять на механику задачек; облегченные, сдобренные искусственными красителями в виде головоломок и пиксель-хантинга, они в силах доставить немало приятных минут. Взлом замков с помощью медной ложки и навыка раскладки пасьянсов — не чудо ли?! Другой вопрос, что развернуться упорно не дают.

Глазами Говарда Лавкрафта

Как привязать классический американский хоррор к не менее классическому английскому детективу? Смешать шокирующий ужас и «чисто английское убийство»? Сложно представить. Конечно, подобные эксперименты — не в новинку, и при должной сноровке реально добиться успеха. Да и Frogwares, в общем-то, сумели наполнить окрестности Туманного Альбиона болью и страхом (надеюсь, звучит не слишком пафосно). Увы, не благодаря, а вопреки оригиналу.

Спекуляция на вселенной и пренебрежение деталями демонстрирует отношение фирмы к лицензии. Человек несведущий, краем уха слышавший об отце и его «ктулхе», удовлетворенно хмыкнет. Идолопоклонники, ритуальные убийства, доки, упомянутые психушка и маяк, плюс непременная россыпь статуэток «колдуна» — ничто не забыли. И пускай веками скрывавшиеся культисты тырят людей пачками средь бела дня, а божество намеревается «проглотить Землю». Нет смысла разжевывать мифологию. До лампочки, что Outer Gods именуют «Outside Gods». Дикие африканцы, увешанные трупами деревья, зомби и прочее «завлекалово», несомненно, уместно.

Кто-то говорил о несоответствии Dark Corners of the Earth литературной основе? Что ж, поприветствуйте настоящую подделку. Достойную, но подделку. The Awakened смахивает на этакий уцененный вариант шедевра Headfirst, для небрезгливой публики. Ее «трехмерность» передает мрачную атмосферу, да. Только Лавкрафтом здесь и не пахнет. Напоминает фильм Necronomicon Юзны (Brian Yuzna): сплошные метания между книгой и собственными фантазиями. Вялые технические возможности обделены спецэффектами, клонированные (позор!) фигурки лишены мимики и теней. Грехи, не смертельные для адвенчуры, однако же ощутимые для триллера. Впрочем, бродить по 3D-миру легко и удобно, достаточно одной мышки. Аккуратно ведомая камера отмечает шаги, активные точки вылавливаются из окружения «умной рукой», документы бережно держат в отдельном слоте… Где-то (ну очень выборочно) пришили физику, где-то — командную строку. Мелочь, а приятно. Спасительный патч дарует сохранение в моменты «допроса». Жизнь налаживается, но…

Давящая, гнетущая, порой невыносимая линейность зарубает на корню любое начинание. В «Секрете Ктулху» нашли применение, кажется, всем известным приемам нечестной игры. Объемные просторы обнесены невидимыми стенами и хамоватыми окриками «Мне туда не надо!». Цепочка событий, выстроившихся рядком, вынуждает прокладывать маршруты «от сих и до сих», а по экранам ползать с усердием ищейки. Заточенный на крохотном островке Холмс нередко обязан ткнуться носом в каждую улику, подгоняя сюжет. Не смотрите на карту в кармане — переправа в соседний район или на соседний континент осуществляется волею сценариста. И помните о подмеченных ранее объектах! Их время, вероятно, еще придет. Нас больно тянут за воротник вслед за течением истории, ограничивая и в поступках, и в простом исследовательском счастье.

Глазами критика

Украинская команда, успешно батрача на Запад, не изменяет себе. Третий (после Конан Дойла и Жюля Верна) писатель пущен в оборот, и в третий раз — мимо кассы. Но познакомиться можно, особенно на фоне дефицита хорошего хоррора. Наш издатель точно подметил целевую аудиторию продукта.

Глазами потребителя

Ну а че, Ктулху, секты, Холмс. Ливанова тока нету, а так прикольно. Ктулху фхтагн, хе!

Платформы
Рейтинг Metacritic
72
Дата выхода
Разработчик
Frogwares Game Development Studio
Издатель
Ascaron Entertainment
Возрастной рейтинг
Not rated
Сайт
http://www.sherlockholmes-thegame.com/

Системные требования для PC

Pentium III/Athlon 1.3 ГГц,512 Мб памяти,3D-ускоритель с 64 Мб памяти,3 Гб на винчестере
Pentium 4/Athlon XP 2 ГГц,512 Мб памяти,3D-ускоритель со 128 Мб памяти,3 Гб на винчестере
Больше…

Редакторы

Geon

3 правки
34