Создать дополнение к пошаговой стратегии нелегко. Здорово, если игра привязана к историческим событиям, тогда достаточно раздвинуть временные рамки, и поклонники будут счастливы. С всеохватной Civilization такой фокус, конечно, не пройдет. Традиционным ходом Сида Мейера (Sid Meier) была продажа мультиплеера в отдельной упаковке, да только он включен в саму Civ 4. Обращаемся к плану «Б»: выпуск связки сценариев и косметических изменений. Думаете, в этот раз не клюнут? Сомневаюсь. Срабатывало уже дважды. Прожуют и проглотят.
Песчинки
Что, по слухам, хорошо действует на покупателей? Нет, не точные описания достоинств, а нудные ряды чисел с кучей нулей. Немного похоже на прейскурант, но с цифирями не поспоришь. Больше? Толще? Значит и лучше.
Шесть новых цивилизаций опять обострили национальный вопрос. К отлету на Альфу Центавра цифровых человечков поведут десять новых лидеров, в том числе входящий в моду тов. Джугашвили. Вождям и канцлерам выделено еще 2 типа специализаций. Выбор и правда стал богаче. Однако не разумнее было бы разрешить настройку царьков и государств на свой лад? Для англичан (3 властелина) это не выглядит проблемой, а зулусы и викинги вряд ли пожалуются на ущемление в ООН. На фоне лозунга «все народы равны, но некоторые — равнее» политкорректная идентичность верований по-прежнему удивляет.
Впрочем, новичкам в дележе мирового пирога тут всегда рады, ведь с третьей части к каждой из сторон приписаны именные суперюниты. Пусть они быстро устаревают, пусть одним достаются «улучшенные мужики с дубинками», а другим — приличные стрелки эпохи Великих географических открытий… Главное — ухищрения дарят странам индивидуальность. Еще один шажок в том же направлении — уникальные здания, прекрасно сочетающиеся со способностями правителей. Срок их жизни и влияние на игру куда выше, чем у особых отрядов. Жаль, всего по штуке на нос…
Кстати, количество стандартных войск также возросло. Триремы отлично подходят для обороны побережий от вражеских десантов, а требюше принимают эстафету у катапульт. Бесспорный хит среди добавленных Чудес света — Великая стена, выстраиваемая вдоль государственных границ и не пускающая варваров. Отменная демонстрация преимуществ 3D-движка.
Жемчужины
Четко видна закономерность: почти все «прибывшие» нации и юниты взяты из Античности и Средневековья. Это неслучайно — составляющие хребет Warlords сценарии повествуют о старинных ратных авантюрах. Почему я обращаю на них внимание? Потому что именно здесь презентуются немногочисленные яркие новинки игровой механики.
В аддоне придется целиком посвятить себя войне (за редкими исключениями вроде религиозно-мистической Omens или дипломатических интриг китайских мандаринов). Пытаясь разнообразить боевые действия и бросив силы на написание «перков», Firaxis совсем забыла о генералах, ведущих храбрых солдат в бой. Теперь справедливость восстановлена, военачальники рождаются в городах, как и прочие «Великие Деятели». Список возможностей тоже привычен: осесть в поселении и передавать +2 XP новобранцам, погибнуть во имя Золотого века, построить военную академию или разделить 20 единиц опыта между находящимися в его клетке полками. Отряды, к которым они присоединяются, получают доступ к невиданным просторам «прокачки». Стратегия стала чуточку глубже.
Когда ваши победоносные армии разгромят противника, настанет время переговоров. Да-да, отныне необязательно вырезать всех. Можно превратить вчерашнего врага в вассала, выполняющего политические капризы по мановению руки или за символическую плату. В общем-то, иногда удается обойтись и без показательного избиения, хотя надежда на такой исход призрачна. Да и силовой вариант легче свести к полной оккупации. И все же оглядка на Europa Universalis — верное начинание, даже если пока оно скорее тешит самолюбие, чем приносит выгоду.
На закуску — самое увлекательное: осторожные, но осязаемые попытки изменить правила игры. Основа основ Civilization — поселенцы, закладывающие города, — летит в тартарары. Ведомые Чингисханом кочевники строят подкрепления в передвижных лагерях, а технологии добывают огнем и мечом. Однако путь Темучина вы пройдете один или два раза, да и обосноваться в захваченных землях вам никто не запретит. Гораздо серьезнее — новый режим (карта создается при каждом его запуске!) «Barbarian», целиком завязанный на скитания по миру, вандализм и другие непотребства. Лишь 65 ходов форы отделяют «цивилизованные» государства от ига. Признайтесь, мечтали попасть на ту сторону баррикад?
* * *
Warlords оставляет двоякое впечатление. Объем нововведений выверен до крупицы. У бывалых игроков текут слюнки, а на разработку, вероятно, не потратили ни единого лишнего цента. Хочется порадоваться, что у Firaxis еще есть светлые мысли, и всплакнуть, что их тонким слоем размажут по череде 30-долларовых насадок.
9 месяцев назад Civilization 4 замерла в шаге от «Золотого пантеона». Высокосортные дополнения когда-нибудь сделают ее достойной медали. Вот только хватит ли у вас сил ждать?