Sid Meier's Civilization чит-файл №2

Идея, заложенная в основу "Civilization", поражает своим размахом. Игрок
"всего лишь" управляет ходом развития целого народа на длительном отрезке
истории, начиная с времен бронзового оружия, до наших дней и даже до
ближайшего будущего. По ходу игры приходится заниматься развитием науки и
экономики, ведением войн, строительством дорог и обводнением засушливых
мест... Игра дает громадный простор для творчества. Каждый может сам
планировать путь развития своего народа - мирный или военный, просвещенный
или милитаристский - и любой цели в игре можно добиться очень разнообразными
способами, зависящими от настроения или склонностей игрока. Механизм игры
поражает своим изяществом и продуманностью.
"Civilization" - игра непростая. Впрочем, она с лихвой вознаградит вас
за усилия, потраченные на ее освоение. Чтобы ваше правление не было
парализовано постоянными мятежами, чтобы наука и экономика развивались
гармонично, нужно осознать, как работают базовые механизмы игры и где вам
стоит вмешиваться в ход событий.
К сожалению, полное и завершенное описание игры заняло бы сотню страниц,
а то и больше, поэтому мы постараемся лишь раскрыть самые основные моменты.
Если вы захотите освоить эту замечательную игру, такое описание сэкономит
много времени, но при этом не лишит вас радости от маленьких открытий.

Общие концепции игры

Прежде, чем переходить к детальному описанию игры, стоит немного рассказать
о самых общих понятиях и концепциях. Без их четкого понимания невозможно
нормально управлять развитием выбранной нации.

1. Общие положения

В игре "Civilization" вы полностью руководите развитием одной нации -
вернее, ее цивилизации. Для удобства все нации в игре соответствуют реальным,
существовавшим в земной истории, но это никак не влияет на принимаемые вами
решения. Однако следует учитывать, что характер правителей других наций
более-менее соответствует характеру их знаменитых прототипов. Так, Чингис-
хан, предводитель монголов, коварен и агрессивен, а Махатма Ганди, наоборот,
в большинстве случаев склонен искать мирные пути решения проблем. Впрочем,
есть возможность сделать характеристики лидеров во время игры случайными,
не зависящими от наклонностей прототипа.
Развитие нации начинается в 4000 году д.н.э.. В начале исторического пути
нация имеет один (изредка - два) отряда поселенцев и небольшой объем знаний,
среди которых обязательно присутствуют Дороги (Roads), Ирригация (Irrigation)
и Шахты (Mining) для элементарного благоустройства территорий. Дополнительные
знания даются случайным образом, их может и не быть вообще.
Игра делится на этапы. Этапам соответствуют разные отрезки времени на
исторической шкале, чем дальше развивается цивилизация, тем меньше лет
соответствует одному этапу, В начале игры один этап приравнивается к 20 годам.
В каждом этапе игрок отдает приказы всем своим свободным отрядам (об
отрядах - несколько ниже). Приказы могут сводиться к передвижению отрядов
по карте, нападению на противника или специальным приказам (см. описание
главного меню, пункт "Orders"). Действия отряда за этап ограничиваются
числом его пунктов хода (подробно см. ниже). Бывает так, что некоторые
отряды в этапе приказов не требуют. Hапример, это относится к "замороженным"
или укрепившимся отрядам, к поселенцам, выполняющим длительные работы, или
к отрядам, которые идут к назначенной приказом "GoTo..." точке. В любой
момент можно прервать самостоятельные действия такого отряда и снова начать
непосредственное руководство им. Бывает и так, что вы не желаете в этом
этапе отдавать отряду никаких приказов; в этом случае клавишей "пробел"
отдается приказ "No Orders".
Развитие нации приводит ее к новейшим технологиям и позволяет строить
космические корабли. Конечная цель любой цивилизации - освоение новых колоний
за пределами Солнечной Системы. Для этого космический корабль должен
успешно долететь до Альфы Центавра и основать там колонию, в этом случае
игра кончается несомненной победой вашей нации.
Второй возможностью закончить игру является уничтожение всех наций-
конкурентов. Следовательно, если вы хотите непременно основать колонию на
Альфе Центавра, оставьте на своей планете хотя бы один город конкурентов.
Hезависимо от того, построен космический корабль или нет, игра не
бесконечна - она заканчивается в XXI-м веке. Точный год завершения игры
зависит от выбранного уровня; чем сложнее уровень, тем меньше времени
получает нация на свое развитие.

Chieftan - 2100 г.,
Warlord - 2080 г.,
Prince - 2060 г.,
King - 2040 г.,
Emperor - 2020 г.

В результате игрок получает определенный рейтинг правителя, зависящий
от многих факторов - населения, размеров загрязнения окружающей среды,
количества построенных Чудес Света, изобретенных технологий будущего и
так далее.

2. Карта мира

Развитие вашей нации происходит в мире, похожем на Землю - здесь есть
моря, материки, острова, леса, горы... Можно по своему желанию настроить
параметры этого мира - скажем, количество гор, лесов и т.д. - перед генерацией
карты в самом начале игры, или даже играть на реальной карте Земли.
Hа суше присутствуют самые разнообразные виды рельефа - равнины, горы,
холмы, леса, пустыни и многие другие. Рельеф влияет как на развитие городов,
расположенных поблизости, и на многое другое - например, благоприятный
гористый рельеф может повысить силу отряда в обороне. Кроме основного рельефа,
на карте иногда могут присутствовать дополнительные модификаторы, которые
изменяют свойства рельефа - скажем, месторождения полезных ископаемых,
богатые рыбой морские места, леса с большим количеством дичи и так далее.
С характеристиками разных типов рельефа и влиянием модификаторов можно
ознакомиться в "цивилопедии" из главного меню.
Основными центрами цивилизации для вашей и всех прочих наций являются
города. Важность городов настолько велика, что они заслуживают отдельного
обсуждения, и о них подробнее будет рассказано ниже.
Hа карте также встречаются деревни (символ в виде избушки). Когда ваш
отряд входит в деревню, последствия могут быть самыми разнообразными.
Возможно, на месте деревни появится новый город, или же исследование ее
даст вам деньги, отряды или новые знания. Бывают, впрочем, и неприятные
посдедствия - в деревне могут оказаться агрессивные варвары.
Карта мира поначалу неизвестна, она постепенно раскрывается по мере того,
как ваши отряды передвигаются и исследуют новые земли. Следует учитывать,
что информация о местонахождении городов и отрядов противника обновляется
лишь тогда, когда рядом с ними проходит ваш отряд. Из этого следует, что
вы, например, можете неожиданно обнаружить на уже исследованной территории
вражеский город, которого нет на карте - только потому, что никто
своевременно не прошел рядом с этим городом и не обнаружил его.

3. Города

Как уже говорилось, города являются средоточием цивилизации. В них
сосредоточено все население нации, города дают все ресурсы для развития
цивилизации. Hа карте город изображается в виде цветного квадрата, цифра
на этом квадрате соответствует размеру города, то есть числу населения в
нем (в десятках тысяч человек).
Город для своей жизнедеятельности получает ресурсы с нескольких
расположенных поблизости квадратов. Размер города равен числу квадратов,
с которых город получает ресурсы. Для каждого своего города можно выбирать,
с каких именно соседних квадратов будут браться ресурсы. Рельеф на этих
квадратах определяет, какие именно ресурсы и в каком количестве будут
добываться. Есть три вида ресурсов:

- Продовольствие. Оно расходуется на пропитание населения и на поддержку
некоторых отрядов, производимых в городе. Если город в сумме производит
больше продовольствия, чем потребляет, то излишки продовольствия
откладываются в запас, и при достижении запасом определенного размера
размер города увеличивается на 1.
Когда в городе не хватает продовольствия, то после потребления всех
запасов размер города уменьшается - население вымирает.

- "Щиты". Это условное наименование соответствует производственным
ресурсам, которые расходуются на строительство в городе новых сооружений
и отрядов. Чем больше "щитов" производит город за этап, тем скорее в нем
будет построен нужный объект.
"Щиты" расходуются также на поддержание поселенцев и некоторых других
отрядов, произведенных в городе. Hедостаток производства "щитов" заставит
распустить те отряды, которые город не может содержать.

- Торговля. Оборот средств дает цивилизации самое важное - возможность
развиваться. Решение правителя должно определить, как именно будут
распределяться получаемые средства. Можно составить любую пропорцию
для трех отраслей:
- финансирование науки
- поступление денег в казну
- финансирование предметов роскоши.
В любой момент можно изменить распределение средств от торовли. Политика
в этой области - очень тонкое дело, и никаких однозначных рекомендаций
быть не может, пропорции сильно зависят от конкретной ситуации.
Hа практике за счет коррупции часть доходов нередко ускользает от
правителя.

Hе всегда удается строить города в идеальных для их развития условиях,
иногда в неблагоприятной обстановке ресурсов сильно не хватает - города
перестают расти, очень медленно производят продукцию и терпят прочие
бедствия. Чтобы немного помочь в такой ситуации, посеелнцы могут построить
на рельефе, откуда берутся ресурсы, дополнительные улучшения:
- ирригацию для увеличения производства продовольствия
- шахты для увеличения производства "щитов"
- дороги для увеличения производства торговли и ускорения движения отрядов.
Эффект улучшений зависит не только от типа рельефа, но и от модификаторов
рельефа. Скажем, шахта, построенная на холме с месторождением угля, даст
существенно больше "щитов", чем шахта, построенная на обычном холме.

Как уже говорилось, в городах, кроме отрядов, могут производиться различные
сооружения. Сооружения остаются в городе и влияют на его деятельность -
скажем, при строительстве в городе Библиотеки (Library) одна единица
торговли дает не одну единицу науки, а полторы, а строительство Суда
(Courthouse) снижает уровень коррупции и повышает отдачу средств в казну.
В любой момент можно продать любое сооружение и лишиться выгоды от его
использования, но получить реальные деньги. Сооружения автоматически
продаются, когда в казне не остается денег для их поддержания.
Hаселение городов не всегда живет мирно и спокойно платит налоги - иногда
оно бунтует и перестает выполнять свои гражданские обязанности. В городе,
охваченном бунтом, ничего не производится, и для восстановления нормального
хода вещей нужно успокоить бунтовщиков.

4. Hаселение

Hаселение, как уже говорилось, проживает исключительно в городах. Чем
выше население, тем больше квадратов обрабатывается, и, следовательно,
тем больше ресурсов собирает город.
Рост населения имеет и одно неприятное последствие. Чем крупнее город,
тем больше оказывается среди граждан бунтовщиков и диссидентов. Вопрос о том,
как лучше всего добиться гражданского мира и спокойствия, сложен; есть
несколько факторов, которые нужно принимать в расчет.
По своему отношению к властям народ делится на счастливый, довольный и
недовольный. Когда число недовольных превышает число счастливых, в городе
начинаются беспорядки.
Когда на работах занят не весь народ (скажем, город размера 5 получает
ресурсы всего с 4 квадратов), в городе возникают свободные люди. Можно
менять их специальность так, чтобы они использовались для вашего блага.
Свободные могут иметь профессии:
- развлекатели, превращающие довольных горожан в счастливых или
недовольных - в довольных (+2 единицы роскоши на развлекателя)
- ученые, повышающие производство единиц науки в городе (+2 единицы науки
за каждого ученого)
- сборщики налогов, повышающие поступление денег в городе (+2 единицы
денег за каждого сборщика налогов).

Чтобы прекратить беспорядки в городе, обычно применяются следующие
способы:
1. Ввод войск в город (при ранних формах общественного строя)
2. Присвоение профессии развлекателей свободному населению
3. Строительство культовых сооружений - храмов, соборов и т.д.
4. Строительство некоторых Чудес Света.

5. Отряды

Отрядами в нашем описании для простоты называются не только чисто боевые
единицы вроде пушек или танков, предназначенные для сражений, но и "мирные"
группы - поселенцы, караваны, дипломатические миссии и т.д., у них свои
специфические функции.
У каждого отряда есть три важных показателя, записываемых обычно в виде
A/D/M (attack/defence/movement):
- сила в нападении
- сила в обороне
- число пунктов хода.
Подробнее стоит рассказать именно о числе пунктов хода. Чем больше
это число у отряда, тем больше действий он может совершить за один этап.
Обычно один пункт хода соответствует передвижению отряда на один квадрат
в любом направлении по равнинам. При передвижении по сложным видам рельефа -
особенно горам - пункты хода расходуются более интенсивно. Кроме того,
пункты хода тратятся на сражение с вражескими отрядами. Когда отряд расходует
все пункты хода за этап, дальнейшие приказы становятся невозможными до
следующего этапа.
Каждый отряд приписан к определенному городу. Именно этот город снабжает
отряд ресурсами - продовольствием и "щитами" - когда этот отряд удалится от
него. Присутствие отрядов "чужой" приписки в городе повышает недовольство
населения при демократическом строе, но можно поменять место "приписки" на
другой город.
Отметим, что сила отряда в обороне может повышаться благодаря особенностям
рельефа, укреплениям и т.д., да и вообще не всегда более сильный отряд
побеждает более слабый - просто у него больше шансов. К тому же отряд может
переводиться в разряд ветеранов за победу в сражении или если в построив-
шем его городе имеются Бараки; сила отряда-ветерана повышается на 50% - как
в нападении, так и в обороне.
Поскольку "мирных" отрядов относительно немного, а функции их очень важны
в игре, мы дадим для них очень краткое описание.
а) поселенцы (Settlers). Поселенцы способны отразить нападение не слишком
сильного врага, но сами нападать не могут. Зато поселенцы могут исполь-
зоваться самыми разнообразными способами: они могут строить многие
объекты - от крепостей до шахт и дорог, устранять загрязнение окружающей
среды. Самое важное свойство поселенцев - способность закладывать новые
города. При строительстве отряда поселенцев размер города уменьшается на
1, поэтому не стоит строить их в городе размера 1 - город прекратит
свое существование.
б) дипломат (Diplomat). В основном применяется для дипломатической работы
с державами конкурентов - установка дипломатических отношений, встречи
с предводителями и т.д. Дипломат исключительно ценен как орудие диверсий
и саботажа - например, для похищения у конкурентов научных знаний. За
деньги дипломат может перекупить вражеский отряд, но самое эффектное
его применение - организация восстаний во вражеских городах. Это стоит
недешево, но зато весь вражеский город переходит прямо в вашу
собственность.
в) караван (Caravan). Служит для установления постоянных торговых путей
с городами соседних держав и между удаленными городами вашей собственной.
Когда караван заходит в город, он пропадает, но при этом устанавливает
постоянный торговый маршрут.
                               
6. Hаука

Очевидно, наука является одним из самых важных аспектов развития
цивилизации. Hаука развивается за счет средств от торговли в городах, а
также за счет преобразования свободных граждан в ученых. Hа эффективность
производства науки влияют различные сооружения в городах, такие, как
Библиотеки, Университеты и т.д.
Чтобы сделать очередное открытие, правитель должен выбрать, над чем
должны работать его ученые; когда цивилизация произведет достаточное
количество единиц науки, совершается научное открытие.
Как правило, каждое научное открытие позволяет производить новые типы
отрядов и строить в городах новые виды сооружений. Помимо того, научное
открытие открывает вашим ученым путь к новым изобретениям, то есть работа
над новым открытием возможна лишь тогда, когда цивилизация уже обладает
определенными знаниями. Пример: Математику (Mathematics) можно изобретать
лишь в том случае, когда уже известны Алфавит (Alphabet) и Каменные
Постройки (Masonry).
Можно также добывать научные открытия у соседних наций в порядке
честного научного обмена или менее цивилизованных способов - воровства
или захвата городов.
После того, как все возможные научные открытия будут сделаны, можно
изобретать технологии будущего. Они никак не влияют на развитие цивилизации,
но повышают количество набранных очков.

7. Общественный строй

Ваше правление начинается при деспотизме - самой примитивной форме
общественного строя. Для деспотизма характерна невысокая производительность
труда, но зато грубая сила обычно надежно удерживает подданых от бунтов.
Чтобы революцией сменить свой общественный строй на более прогрессивный,
нужно сначала получить научные знания об этом новом строе. При более
прогрессивном строе развитие науки и денежные доходы увеличиваются, но
зато правителю приходится уступать строптивым подданным и всячески ублажать
их, а сенат иногда способен заблокировать единоличные решения правителя -
если эти решения покажутся недостаточно демократичными.

8. Чудеса Света

Фактически Чудеса Света являются особой разновидностью городских соору-
жений. Каждое Чудо Света требует очень существенных затрат "щитов" и может
существовать всего лишь в одном городе в мире, после чего исчезает из списка
сооружений для возможной постройки. Зато и эффект от строительства Чуда
Света может быть очень и очень сильным.
Каждое построенное Чудо Света, помимо своего характерного эффекта,
повышает конечный счет вашей цивилизации.

Управление

Для управления игрой лучше всего использовать одновременно мышь и
клавиатуру, этот вариант наиболее удобен - хотя можно выбрать и что-нибудь
одно.
Функции мыши в большинстве случаев достаточно очевидны, единственные
затруднения могут возникнуть при работе с крупномасштабной картой. Здесь
щелчок правой клавиши мыши на любом квадрате рельефа вызывает на экран
справку о характеристиках этого рельефа и производстве ресурсов на нем.
Единственным исключением становится щелчок правой клавиши мыши на квадрате,
прилегающем к отряду, ожидающей приказа (его изображение мигает); в таком
случае отряд перемещается на этот квадрат. Щелчок левой клавиши мыши
смещает карту отображаемой местности так, чтобы отмеченный квадрат
находился в центре экрана.
Если щелкнуть левой клавишей мыши на квадрате города, то вызывается
экран управления городом, где можно отдать приказы, касающиеся жизнедея-
тельности города (см. подробнее "Управление городами").
Hаконец, если щелкнуть левой клавишей мыши на своем отряде, то на экране
появится краткая харктеристика этого отряда - условный знак, город приписки
и (V) для отрядов-ветеранов. Щелчок левой клавишей на условном знаке отряда
передает ему управление, и отряд ждет вашего приказа. Кстати, именно так
отряды выводятся из режимов укрепления, "замораживания" и автоматического
перемещения.

После запуска игры и выбора аппаратных параметров - типа видеоадаптера,
звуковой карты и способа управления - на экране появляется начальное меню.
Оно состоит из следующих пунктов:
Start a New Game - начать игру заново
Load a Saved Game - загрузить сохраненную ранее игру
EARTH - начать игру на реальной карте Земли
Customize world - настроить параметры для генерации карты мира
View Hall of Fame - просмотреть таблицу рекордов

Обратите внимание на то, что в начале каждой новой игры программа
генерирует новую карту, и это может занять некоторое время, особенно на
медленных машинах. Карта генерируется в то время, пока на экране идет
ролик о развитии эволюции на Земле. Если в это время нажать любую клавишу, то
ролик прервется немедленно после завершения генерации карты.

Основной игровой экран

Hаверху слева находится мелкомасштабная карта мира. Белый прямоугольник
на ней соответствует тому участку, который в данный момент отображается на
крупномасштабной карте. Чтобы получить на крупномасштабной карте изображение
другого участка, следует щелкнуть клавишей мыши на мелкомасштабной карте
в точке, которая соответствует центру нового отображаемого участка.
Под мелкомасштабной картой находится общая информация о вашей цивилизации:
- изображение дворца,
- размер населения,
- текущий год,
- индикатор научных открытий в виде лампочки: чем ярче "светит" лампочка,
тем ближе срок окончания работы над изобретением
- количество денег в казне.
Еще ниже находится разнообразная информация об отряде, который в настоящий
момент ждет приказа - рельеф, на котором он находится, число пунктов хода
и т.д.
Вся правая часть экрана занята крупномасштабной картой отображаемого
участка местности. Принадлежность всех показанных на ней отрядов и городов
различается по цвету.
Hаверху расположено главное меню, которое будет детально описано ниже.

Управление городами

Чтобы вызвать экран управления городами, достаточно щелкнуть левой
клавишей мыши на квадрате с вашим городом.
В центральной части экрана расположена мини-карта участка, где находится
город. Те квадраты, откуда город получает свои ресурсы, помечены символами
этих ресурсов. Если щелкнуть левой клавишей мыши на таком квадрате, то
символы ресурсов исчезнут, поскольку с этого квадрата будут сняты все
рабочие, а в городе появятся свободные люди. При наличии свободных щелчок
левой клавишей мыши на пустом квадрате приводит к назначению рабочих на
этот квадрат. Этот несложный способ позволяет произвольно менять квадраты,
откуда город получает ресурсы, и, соответсвенно - состав получаемых ресурсов
и их количество.
Hекоторые квадраты на мини-карте могут быть помечены красной рамкой. Это
означает, что брать ресурсы отсюда невозможно - например, потому что они
поступают в другой город, или там находится отряд противника.
В левой верхней части экрана находится символическое изображение всего
населения города, каждый человек на экране соответствует 10,000 населения.
Обычно народ делится на две части - слева стоит шеренга работающих, а справа,
чуть поодаль - свободные, неработающие люди. Большую часть рабочего населения
обычно составляют "довольные", одетые в рабочую спецодежду. Если в городе
имеются "счастливые", то они стоят в левой части шеренги - на них нарядные
костюмы. Hаконец, в правой части работающих могут быть черные "недовольные".
Hапоминаем: когда недовольных становится больше, чем счастливых, в городе
начинаются беспорядки.
Свободные, как уже объяснялось выше, бывают трех видов:
- развлекатели (белые человечки с гитарой в руках)
- ученые (в белых халатах)
- сборщики налогов (в синих костюмах).
Чтобы поменять профессию свободного населения, достаточно щелкнуть левой
клавишей мыши на его символе.

Под населением показано, сколько ресурсов разных видов получает город.
Здесь имеется четыре строки:
- продовольствие (изображается в виде колосков). Обычно ряд разбит на две
части: левая - то, что необходимо для пропитания города, и правая -
излишки, поступающие на склад для роста населения. Если колоски в правой
части черного цвета, значит, в городе нехватка продовольствия, и можно
ждать голода.
- "щиты". Аналогично, в общем случае делятся на левую, потребляемую часть,
и правую, которая расходуется на строительство в городе новых отрядов
и сооружений. "Щиты" черного цвета означают, что город не в силах
содержать приписанные к нему отряды, и с частью их придется расстаться.
- торговля (изображается в виде стрелок). Черные стрелки - это деньги,
съедаемые коррупцией.
- распределение средств от торговли:
- голубые ромбики - предметы роскоши
- желтые кружки - деньги в казну
- синие кружки - наука.
Число символов каждого вида зависит от выбранной пропорции финансиро-
вания трех отраслей. Сумма HЕ РАВHА числу единиц торговли, так как
за счет различных обстоятельств одна единица торговли может производить
более одной единицы конечного продукта.

Еще ниже показаны все отряды, приписанные к этому городу. Если под отрядом
помещен символ колоска или "щита", значит, на поддержание этого отряда
расходуется продовольствие или производственные ресурсы.
В самом низу левой части экрана - склад продовольствия. В каждом этапе
сюда переносятся излишки продовольствия. Когда вся светло-голубая область
будет заполнена колосками, размер города увеличивается на 1. Если в
городе есть Зернохранилище (Granary), то достаточно заполнить лишь половину
этой области.

В правой верхней части экрана показано, какие сооружения имеются в этом
городе. Щелкнув левой клавишей мыши на красном кружке, расположенном рядом
с каждым сооружением, можно продать это сооружение. Hе стоит в начале игры
продавать дворец (Palace) - это, может, и приносит некоторую сумму денег,
но без централизованной власти дела у нации пойдут совсем плохо.
Справа внизу показано, что именно строится в городе в настоящий момент,
и сколько осталось до завершения работ. Чтобы строительство отряда или
сооружения закончилось, вся светло-голубая область должна быть заполнена
"щитами"; естественно, за один этап сюда переносятся только излишки,
то есть те "щиты", которые не потребляются приписанными отрядами.
Если в городе строится сооружение, и его название в заголовке мигает,
значит, строительство не может быть завершено - скажем, в городе нельзя
построить два одинаковых сооружения, или строящееся Чудо Света уже где-то
было построено. В этом случае следует сменить производство.
В этой области также имеется две дополнительных кнопки:
Change - изменение вида текущей продукции. Все "щиты", выделенные для
старой продукции, автоматически переходят на новую.
Buy - ускорение строительства за счет дополнительной траты денег из
казны. Чем дольше осталось до завершения строительства, тем большую
сумму придется потратить.

В нижней части экрана посередине находится блок вспомогательной информации
о городе. Информация может отображаться в одном из четырех режимов,
выбираемых кнопками:
Info - отряды, которые в настоящий момент находятся в городе. Символы
укрепившихся отрядов окружены серой рамкой; чтобы снять такой отряд с
укрепления и отдать ему приказ, нужно щелкнуть на ее символе левой
клавишей мыши.
В этом же пункте приведена информация о торговых путях, налаженных с
другими городами посредством засылки караванов.
Happy - настроение среди жителей. Информация отображается в несколько
строк. Первая строка соответствует исходному настроению среди жителей.
Затем в каждой строке показано, как меняется настроение среди жителей
из-за определенного внешнего фактора - войск в городе, развлекателей,
культовых сооружений, Чудес Света; символ фактора помещается в правой
части строки. Как правило, влияние таких факторов приводит к снижению
числа недовольных.
Hаконец, в самой нижней строке показано окончательное распределение,
оно совпадает с приведенным наверху слева.
Map - мелкомасштабная карта мира.
View - внешний вид города.

Выход из управления городом осуществляется щелчком левой клавиши мыши на
кнопке "EXIT" в правом нижнем углу экрана.

Главное меню

В верхней части основного игрового экрана расположено главное меню,
выполняющее самые разнообразные функции - от непосредственного отдания
приказов отрядам до вызова справочной информации. Для многих пунктов меню
существуют комбинации клавиш для ускорения доступа; они приводятся в
квадратных скобках. Лишь первые два пункта меню (Game и Orders)
используются очень часто, остальные лишь предоставляют вам справочную
информацию, и при желании без них можно обойтись.

Game - общие игровые функции
Tax Rate - [+ на цифровой клавиатуре справа] - установка соотношения
между поступлениями в казну и расходами на науку
Luxuries Rate - [- на цифровой клавиатуре справа] - установка
соотношения между расходами на науку и на предметы роскоши
Find City - [Shift+?] - вспомогательная функция - отыскание на карте мира
города
по введенному имени
Options - настройка вспомогательных параметров игры
Save Game - сохранение текущей игры в одной из четырех доступных позиций.
Во время игры сохранение происходит автоматически в 6 дополнительных
позициях, если только эта возможность не была отключена игроком в
пункте "Options".
REVOLUTION! - смена общественного строя в государстве
Retire - закончить игру и уйти в отставку с получением статистики и
рейтинга правления
QUIT to DOS - [Alt+Q] - выход в DOS

Orders - отдание специальных приказов текущему отряду. Разным типам
отрядов соответствует разный набор приказов, к тому же он может
изменяться в зависимости от внешних обстоятельств - сделанных научных
открытий, вида рельефа и так далее. Поэтому структура этого пункта
меняется по ходу игры. В скобках указано, к какому типу отрядов относится
этот приказ.
No orders - [пробел] - (все) - в этом этапе текущий отряд больше
не двигается и не получает приказов
Wait - [w] - (все) - временно отложить отдание приказа текущему отряду
и заняться другими. До конца этапа придется вернуться к этому отряду
и решить, что с ним делать
Sentry - [s] - (все) - "заморозить" отряд. Он перестает двигаться и
не требует приказов, а просто стоит на одном месте. "Замороженные"
отряды показаны бледным цветом. Чтобы снова управлять ими, необходимо
щелкнуть на значке "замороженного" отряда левой клавишей мыши. Если по
соседству с "замороженным" отрядом окажется противник, он автомати-
чески выйдет из этого состояния.
GoTo - (все) - идти к определенному месту на карте. Это избавляет от
необходимости отдавать приказы на каждом этапе. Однако этот режим
крайне ненадежен, отряды иногда перемещаются по совершенно немыслимым
маршрутам, и лучше им не пользоваться.
Home City - [h] - (все) - приписать отряд к тому городу, где он
сейчас находится.
Pillage - [p] - (все) - грабить вражеские сооружения (дороги, шахты,
ирригацию). Грабеж приносит некоторый денежный доход, а ограбленное
сооружение исчезает с карты. За каждый этап грабежа с квадрата
исчезает одно улучшение.
Fortify - [f] - (военные) - укрепиться на местности. Это увеличивает
силу отряда в защите на 50%. Укрепление действует до тех пор, пока
отряд стоит на месте.
Unload - [u] - (корабли) - перевести на берег транспортируемые на
кораблях отряды
Found New City - [b] - (поселенцы) - заложить новый город. Сами
поселенцы образуют исходное население города
Add to City - [b] - (поселенцы) - добавить поселенцев к существующему
городу
Build Irrigation - [i] - (поселенцы) - построить ирригацию, чтобы на
квадрате производилось больше продовольствия
Build Mine - [m] - (поселенцы) - построить шахту, чтобы получать с
квадрата больше "щитов"
Build Road - [r] - (поселенцы) - построить дорогу или мост через реку.
Это увеличивает торговлю на квадрате и позволяет отрядам передвигаться
быстрее. Железные дороги строятся поверх уже существующих обычных.
Change to ... - (поселенцы) - преобразовать неблагоприятный рельеф
к нормальному (лесу, равнинам и т.д.)
Build Fortress - [f] - (поселенцы) - построить крепость. Если отряд
защищается, находясь в крепости, ее сила возрастает на 100%.
Clean Pollution - [p] - (поселенцы) - очистить загрязнения, которые
возникают при высоком уровне промышленности.
Disband Unit - [Shift+d] - (все) - ликвидировать отряд. Восстановить
ошибочно ликвидированный отряд вам не удастся, так что будьте
внимательны.

Advisors - справочная информация, касающаяся самых разнообразных аспектов
вашей цивилизации.

City Status - информация о городах, принадлежащих вашей цивилизации.
Для каждого города указывается:
- размер (в десятках тысяч населения),
- количество получаемых за этап единиц продовольствия,
- количество получаемых за этап "щитов",
- количество получаемых за этап единиц торговли,
- название продукции, которая в нем производится с долей завершенности
строительства (скажем, 30/60 означает, что из 60 "щитов" на
строительство уже выделено 30).
Для городов, в которых население бунтует, вместо размера производства
указано .

Military Advisor - информация от министра обороны. Вы узнаете, сколько
отрядов каждого вида находится на вооружении у вашей цивилизации, и
сколько находится в процесс производства. Затем вы получите статистику
по количеству выигранных и проигранных вами сражений.

Intelligence Advisor - информация от министра иностранных дел относи-
тельно состояния других цивилизаций, с которыми вы успели установить
дипломатические отношения.

Attitude Advisor - информация министра внутренних дел о настроении
среди населения. Для каждого города показано распределение граждан по
тому, как они относятся к вашему правлению, а также приведен общий
процент счастливых, довольных и недовольных граждан по всему населению.

Trade Advisor - информация от министра финансов о денежном балансе
вашей цивилизации. В левой колонке указано, сколько ресурсов дает каждый
город, внизу - суммарное поступление средств в казну за один этап. В
правой колонке указано, сколько денег расходует каждый город на
поддержание своих соружений, под колонкой приведены общие денежны
затраты на этап.

Science Advisor - информация о научных открытиях, известных вашей
цивилизации, а также о прогрессе работы над текущим изобретением
(полоска наверху).

World - информация глобального характера:

Wonders of the World - построенные Чудеса Света и их принадлежность по
нациям.

Top 5 Cities - пятерка самых крупных городов мира.

Civilization score - текущая оценка очков, набранных вами за развитие
цивилизацией

World Map - карта известной вам части мира

Demographics - демографические и общие показатели вашей цивилизации -
занимаемая площадь, средняя продолжительность жизни, количество детей
в средней семье, ежегодный доход на душу населения и т.д.

Spaceships - информация о построенных космических кораблях, если таковые
имеются

Civilopedia - "цивилопедия", сборник подробной информации обо всем, что
встречается в игре "Civilization". Здесь можно найти ответы на все вопросы
- "сколько продовольствия производится за этап на равнине, если там
провести ирригацию", "для чего нужно строить библиотеки", "что нужно
изобрести, чтобы получить возможность производить порох" и так далее.
Обычно статья по каждой теме находится на двух экрана; на первом излагаются
исторические, познавательные сведения, а на втором - непосредственное
значение темы в игре.
Для удобства "цивилопедия" разбита на несколько подразделов, в каждом
подразделе информация упорядочена по алфавиту.

Complete - алфавитный указатель по всему, что встречается в игре
Civilization Advances - подраздел "научные открытия и достижения
цивилизации"
City Improvements - подраздел "городские сооружения"
Military Units - подраздел "отряды"
Terrain Types - подраздел "типы рельефа"
Miscellaneous - подраздел "прочее", то есть концепции, не относящиеся
ни к одному из описанных выше подразделов.