- Главная/
- Игры/
- В тылу врага: Диверсанты/
- Рецензия
Каждый компьютерный развлекательный «блокбастер» обязан обзавестись парочкой дополнений. Возможность вновь погрузиться в мир любимой игры всегда воспринимается поклонниками на ура.
Послужной список Dark Fox невелик. Посредственная «Операция „Север“» и пресная «Первая Мировая» — многие наверняка ничего не знают об этих внебрачных детях «Блицкрига». К счастью, «Диверсантам» не суждено повторить их скорбный путь. Проект, в названии которого использованы ставшие волшебными слова «тыл» и «враг» (и, конечно, незаменимый предлог «в»), обречен на страстное и всепрощающее обожание.
Трудовые будни
Возглавляя крошечный отряд советских диверсантов, действующих за линией фронта, мы снова возвращаемся на поля сражений Второй мировой войны. Желаете сыграть за Германию? Не сегодня. Лучше познакомьтесь с героями «давно минувших дней». Командир Дмитрий Шевцов, пулеметчик Василий Михайлов, разведчик Игорь Веселов… В отличие от коллег из Commandos 3, у них нет уникальных умений, но по ходу игры вы так часто будете слышать имена собственные, что неизбежно кого-то запомните. Из группы очеловеченных «клонов» выделяется лишь снайпер-трансвестит Маша Боровицкая. В заставочном ролике — обворожительная блондинка, в игре — басовитый мужик в грязно-зеленой юбке и валенках. Романтические замыслы сценаристов лоб в лоб столкнулись с техническими особенностями движка.
Спустя полчаса все встает на свои места. Первое сравнение — Commandos 3, второе — малоизвестная Korea: Forgotten Conflict. Хрупкие бойцы противостоят роте вооруженных до зубов немцев, усиленной танками и самоходными орудиями. Уничтожение склада боеприпасов, создание безопасного «коридора» для провоза пленного офицера через линию обороны — написанное в брифинге принципиального значения не имеет, поскольку миссии быстро перерастают в поголовное истребление инакомыслящих в «мышиной» форме. В случае провала операции взволнованный голос диктора сообщает, к каким именно историческим последствиям привела наша безалаберность (а вот логичного поздравления с блестящей победой почему-то не предусмотрено — игрока бесцеремонно выбрасывают в главное меню).
Высокая сложность порадует бывалых вояк. Мини-карта равномерно усыпана красными точками, а в ключевых уголках расставлены хитрые «триггеры», готовые в любой момент прислать новые полчища. Пресловутый «туман войны» окончательно рассеялся — маршруты патрулей и скопления солдат выставлены на всеобщее обозрение. Разумеется, это сильно облегчает процесс планирования, но те, кто пришел сюда за реализмом, могут смело поворачивать назад. При виде такой орды зеленый берет из Commandos захотел бы добровольно уйти на пенсию.
Хотя посмотреть есть на что. Симпатичные деревья, великолепные модели людей и техники, изобилующие деталями уютные домики (представьте, что с ними станет после знакомства с парой фугасных подарочков)… Анимация выше всяких похвал. Мягкие движения, потрясающе достоверные и одновременно зрелищные взрывы… Атмосферно!
Не берусь судить, сколько времени потребуется на прохождение десятка уровней, разместившихся на двух дисках. Очевидно, что тут за один день не управишься. Выполнение простенького задания занимает несколько часов. Немало минут уходит на общение с заветными клавишами «save» и «load» — скоропостижная гибель члена отряда ведет к насильственному рестарту. Идея, ежедневно убивающая миллиарды нервных клеток по всему миру, пользуется неизменной популярностью у студий, снабжающих нас свежими RTS.
Тактические измышления не отнимают много сил и, как правило, сводятся к утомительной беготне и поиску противотанковых гранат. Рассчитывать на исходный скромный боекомплект не советую. Действительно ценные «игрушки» приходится добывать на немецких складах. Безупречное оружие для самообороны — снятый с подбитого танка MG-34. Сотня патронов в магазине, неплохая точность и катастрофическая убойность помогают начинающим «терминаторам» легко расправляться с суетящимися врагами. Постепенно восстанавливающийся столбик здоровья и «мгновенные» аптечки (их мы собираем с трупов) помогают продлить бесценную жизнь подчиненных.
Старый добрый прием «выстрелил и беги» работает отлично. Подозрительные немцы не ленятся подгонять подкрепление (включая тяжелую технику) и с наслаждением прочесывают окрестности. Помогает ли это? Риторический вопрос. Пройдя метров сто, преследователи останавливаются, так что далеко убегать необязательно. Кроме того, от подслеповатых часовых можно укрыться в густой траве.
Непомерные умственные усилия пагубно сказываются на рассудке верных сынов Германии. К примеру, танки, гоняясь за нашими ребятами, уезжают в глухой лес, круша беззащитные елки, и потом стоят под кустом, печально вращая башнями, а мирно спящий у смотровой щели командир не мешает вплотную подобраться к машине и запалить динамитный фитиль.
Вершина идиотизма — толпа самоубийц, безвылазно сидящих в окопах и равнодушно подставляющих больные головушки под смертоносный огонь только что захваченной нами пушки. Впрочем, танк, который позволил в течение пяти минут безнаказанно обстреливать себя бронебойными зарядами, ничуть не лучше.
Прогулки верхом на гусеничных монстрах («по умолчанию» они игроку не полагаются, но почти на каждой карте спрятан специальный набор для ремонта) доставляют не меньше удовольствия, чем раньше. Могучий «Тигр» или ИС в умелых руках — практически стопроцентная гарантия успеха.
САУ и броневички без крыши — одна из наиболее явных и раздражающих ошибок разработчиков. Несмотря на то, что мы можем видеть экипаж, перекинуть через борт гранату не получится. Подстрелить пулеметчика, бесстрашно выглядывающего из бронированного люка, тоже нельзя. За всех отдуваются знаменитые благодаря советским фильмам о войне мотоциклисты. Короткая очередь — и «железный конь» первомайским салютом взмывает к небесам.
Четыре танкиста
Это не та игра, где хочется выкрутить «сложность» на максимум и часами ползать на брюхе, скрываясь от вездесущего неприятеля. Гораздо приятнее прыгнуть в трофейный «Тигр» и, говоря словами одного из игровых персонажей, показать всем кузькину мать. Да, AI поистине ужасен (болванчики из «Блицкрига 2» на фоне здешних дуболомов — настоящие гении военного искусства), но «Диверсанты», как ни странно, затягивают. Красивые и честные взрывы, возможность управлять танком, незатейливые битвы, муторные зачистки местности, бесконечные загрузки «сейвов» — достоинства и недостатки неразрывно сплетены в единое целое. В общем, весело, быстро и задорно.