Светлая тема

Рецензия на игру Операция Silent Storm: Часовые

Если вы не знакомы с оригинальной «Операцией Silent Storm», я настоятельно советую прочитать нашу рецензию, поскольку эта статья выстроена по принципу сравнения. Тем, кто «вне темы», будет трудно что-либо понять.

Standalone Sentinel

«Часовые» (далее: SSS) — полноценное дополнение к SS, не требующее оригинала, хотя по следам, оставленным в HTML-руководстве, легко понять, что первоначально аддон не планировался как самостоятельный продукт.

Кампания длиной 15-16 миссий за смешанные силы негосударственной организации «Sentinels»; наемники из ранее враждовавших лагерей (да-да, бывшие враги сражаются по одну сторону баррикад); новые виды оружия, обновленный интерфейс, товарно-денежные отношения — вот краткое содержание «Часовых». А теперь взглянем на новые элементы под микроскопом.

Почти по Марксу

Единственным серьезным разочарованием оказалась денежная система. Поклонники первой части помнят, что раньше никаких денег не было, а оружие выдавалось на базе бесплатно. Сейчас же всех наемников, «стволы», патроны и обмундирование надлежит покупать за валюту, потом и кровью заработанную в боях против вечнозеленого «Молота Тора», — террористической организации, постоянно пытающейся поставить мир на колени.

Деньги приплывают к игроку двумя путями. Во-первых, вы получаете «зарплату», которая увеличивается по мере прохождения, за выполнение миссий. Во-вторых (и это основной способ), казну отряда пополняет продажа трофеев на базе. Причем если в первых миссиях нехватка финансов еще беспокоит, то после покупки очень дешевых никчемных наемников-«осликов» бюджетный вопрос исчезнет, словно дурной сон. Возвращаясь с очередного задания, ваш отряд будет приносить домой барахло стоимостью десятки тысяч долларов, так что уже к середине игры вы сможете спокойно купить дорогие бронежилеты, красивые гангстерские костюмы, снайперские винтовки и коллекционные АК-14 всем своим основным бойцам. Проблемы могут возникнуть только на высочайшем уровне сложности — лечение полумертвых солдат влетит в копеечку. Поэтому старайтесь беречь себя и шкуры товарищей. Жаль, что количество денег нельзя выставить в настройках.

Невыносимая сложность бытия

Зато регулируется куча других параметров. Компания Nival учла пожелания игроков, справедливо возмущавшихся резким переходом от одного уровня сложности к другому в оригинальной SS. Теперь пользователь может очень тонко настроить сложность прохождения. Варьируется живучесть противников, смертоносность их выстрелов, количество очков хода, умение прятаться в засадах и т. д. Все настройки влияют на специальный цифровой рейтинг, на основании которого по окончании кампании имя игрока вписывается в таблицу рекордов. Самый значимый параметр в этом рейтинге — доступность опции «Сохранить игру». Мазохистам наверняка понравится вариант «Только на карте».

С другой стороны, ИИ почти не регулируется, хотя, положа руку на сердце, могу сказать, что последние уровни на «Impossible» и без поумневшего компьютера доставят немало хлопот. Даже опытным игрокам.

Bang, Bang, Click, Click, Dead

Арсенал пополнился всего 17 единицами. Готовьтесь взять в руки экспериментальные послевоенные образцы огнестрельного оружия, а также замечательную казацкую шашку, которая нам всем гораздо родней, чем катана. Другое новшество — различные типы боеприпасов для некоторых «стволов». Разумеется, те же бронебойные снаряды будут лучше работать против панцеркляйнов, чем обычные. А уж ходячих консервных банок в альтернативной послевоенной истории навалом.

Главными изменениями в оружейной системе стали изнашиваемость и поломки техники. У любого, даже самого завалящего нагана есть параметр «Состояние» (ближайший аналог — «Durability» из Diablo). По мере использования состояние «ствола» постепенно ухудшается. И чем дальше, тем выше вероятность, что его, например, заклинит.

В связи с этим становится жизненно важным присутствие в команде инженера или развитие соответствующего навыка у основного персонажа (кстати, «качать» параметры можно за деньги прямо на базе). Как и прежде, вы создаете протагониста в самом начале игры путем выбора нужных характеристик и внешности. С другой стороны, никто не мешает вам нагрузить каждого бойца несколькими винтовками и автоматами. Только не забудьте разжиться парочкой «ишаков» — ведь места для трофеев будет меньше…

Игроки, привыкшие к тому, что перемещение оружия из рюкзака в руки и обратно раньше было бесплатным, могут начинать плакать. Отныне на каждое такое действие необходимо тратить очки хода. Правильная тактика и грамотный выбор вооружения перед сражением — вот ключ к успеху.

Ровная дорога в дюнах

Сразу после приезда в штаб-квартиру «Часовых» вы за пару миссий пройдете «проверку на вшивость», после чего в дальнейшем сможете выбирать по три из четырех одновременно предлагаемых заданий. Таким образом, чтобы одолеть все уровни в игре, за исключением случайных/бонусных, вам понадобится ровно два прохождения. По сравнению с оригиналом и его «рандомайзером» — негусто и прямолинейно. Но тут уже дело в качестве. Некоторые уровни иначе как шедеврами не назовешь, в особенности миссию по защите родной базы. Поверьте, там будет жарко.

Впрочем, тем, кто хочет добиться от SSS большего, мы рекомендуем регулярно ввязываться в случайные стычки — именно там вы сможете поучаствовать в ограблении банка (куча золота!) или встретить персонажа-террориста с отличными характеристиками. Особо внимательные смогут взять в команду настоящего робота (привет, Fallout 2!). В общем, ищите. А там, если повезет, и все четыре концовки посмотрите.

Achieving perfection

Интерфейс заметно похорошел — добавились значки состояния врагов, экран сбора трофеев при выходе из зоны (а-ля JA 2) и подробная статистика как во время, так и после прохождения уровней. Уникальное приобретение для любителей оценивать свои достижения в цифрах.

В целом, игровая механика не изменилась. Мелочи, вроде сужения угла обзора при снайперском выстреле, подробно описаны в руководстве и почти не влияют на игровой процесс. Визуально SSS по-прежнему выглядит отлично, если, конечно, ваш компьютер потянет все тени, текстуры высокого разрешения плюс почти честную физику.

Отбрасывание тел при несмертельных попаданиях добавляет толику реализма. Да и поведение тел уже не такое бутафорское — трупы отлетают не слишком далеко и гораздо реже, чем в оригинале.

Лично у меня скорость работы «Часовых» по замерам «на глаз» не отличается от производительности SS. А для проведения полноценного исследования этого вопроса нужны, по крайней мере, одинаковые уровни в обеих играх. Вообще-то игроки в различных форумах высказывали прямо противоположные мнения о скорости: у одних S3 бегает шустрее, чем S2, у других — тормозит. Вероятно, проблема кроется в несовместимости с «железом» или драйвере RUKI.SYS.

Гена, на!

Тем, кто ожидал от озвучки аддона чего-то нового, придется разочароваться. Безусловно, голос Сергея Чонишвили хорош. Но только если не вспоминать о том, что вы каждый день слышите его по телевизору (см. канал СТС плюс кучу рекламных роликов и фильмов).

Немного о грустном. На диске нет редактора. Программа уже выложена на сайте разработчиков и позже появится в DVD-издании игры, но мы все-таки оцениваем то, что есть. А ведь достаточно было использовать сжатие посильнее, уж 22 мегабайта удалось бы выкроить.

Кроме того, я, найдя полчасика свободного времени, провел анализ файлов внутри ресурсов SS и SSS. В итоге получилось, что уникального для «Часовых» контента набегает на 1.8 Гб, причем при упаковке даже непрогрессивным WinRAR 3 весь аддон без труда уместился бы на один CD. Естественно, в этом случае он бы не работал без оригинала.

Конечно, поскольку в России принято оценивать игры в рублях по количеству дисков, SSS следовало бы выпустить как самостоятельный двухдисковый и требующий оригинал однодисковый варианты. Но в техническом плане эта задача непростая.

Резюме

Выберите один из вариантов окончания рецензии:

1 2 3

В принципе, игра неплохая. Хоть и короче оригинала в два раза (по количеству миссий), зато с улучшенным интерфейсом. Озвучка персонажей до сих пор слабенькая, но ее можно отключить. Да, музыка что-то напоминает, однако это «что-то» явно хорошее. Да, могли сделать лучше. Но пока получилось вот так. От добра добра не ищут!

Вывод: Game over. Press any key to exit.

«Часовые» оправдали надежды тех, кто их ждал. Слегка несбалансированная, но уже приличная экономическая система, поломки оружия, поумневший ИИ и интересные миссии привлекут не только ветеранов SS, но и игроков, не простивших оригиналу отсутствие возможностей, которые были в Jagged Alliance 2. Видно, что Nival идет правильной дорогой. При этом не имеет значения, учитывали ли разработчики пожелания игроков или выполняли свой план по «апгрейду» игры. «Часовые» удались. Они заслужили «Наш выбор» не просто изначально красивым личиком SS, но и завершенностью идеи. А десятки часов, которые вы потратите на прохождение в «невозможном» режиме, не забудутся никогда. Так держать! Даешь Silent Storm 2!

Вывод: Game over. Вы победили!

Нас в очередной раз обманули, выпустив под видом новой игры несколько карт, не вошедших в оригинал. Мы-то знаем, что та же поломка оружия была нагло вычеркнута из «Операции Silent Storm» из-за нехватки времени на тестирование. Надо полагать, все остальное создавалось по тому же принципу и под ширмой «по просьбам игроков». Нет, так дела не делают, нельзя же издеваться над потребителями, в конце концов!

Вывод: Game over, чувак!