- Главная/
- Игры/
- SimCity 4: Rush Hour/
- Рецензия
Секрет успеха продукции Electronic Arts достаточно прост — менеджеры компании в совершенстве овладели искусством держать нос по ветру и улавливать малейшие пожелания массовой аудитории. Думаю, аддоны к The Sims никогда бы не появились в таком огромном количестве, если бы авторы постоянно не отслеживали фанатские предпочтения на официальных форумах. «Как здорово было бы обзавестись кудрявой розовой собачкой, закосить под Бритни Спирс и поиграть в Гарри Поттера», — вещают неутомимые субъекты обогащения корпоративных сундуков ЕА. «Будет сделано!» — бодро рапортуют разработчики и создают очередное творение, которому суждено несколько месяцев пребывать на вершинах всевозможных чартов продаж. Главное — тщательно дозировать нововведения, дабы у потребителя не закружилась голова, и не пропало желание купить еще одно дополнение.
Схожий принцип, видимо, будет использован и в случае SimCity 4. Если SimCity 3000 Unlimited представлял собой довольно законченный и не предполагающий дальнейшего развития идей продукт, то в Rush Hour концентрация усилий разработчиков на развитии транспортной сети виртуального города позволяет предполагать в дальнейшем аналогичные небольшие «доделки» в культурной, научной, туристической и прочих областях. Впрочем, все будет так, как пожелает очередной отряд «фан-боев».
Save our souls
Сложность SimCity 4 вызвала легкий шок даже у бывалых поклонников серии. Несчастному мэру города вменялось в обязанность следить за самыми незначительными деталями городской инфраструктуры, а посему до появления первых советов по прохождению многие не могли спастись от банального банкротства или заработать достаточное количество денег для дальнейшего развития небольшого поселения. Авторы решили не менять положение вещей и ограничились добавлением лишь пары обучающих территорий. Одна из них объясняет, как пополнять городскую казну, другая — как привлекать богатеньких горожан. Выдаваемые там рекомендации практически бесполезны — это всем известные прописные истины. А вот в регионе демонстрации особенностей Rush Hour можно хотя бы увидеть, какие свежие проблемы свалятся на голову несчастного градоначальника.
Би-биииииииип
Поскольку аддон «посвящен» транспорту, мы получили соответствующие бонусные опции в строительстве. К числу разновидностей простых «дорог» присоединились чрезвычайно дорогие авеню, улицы с односторонним движением и новая вариация шоссе, проходящая непосредственно по земной поверхности, а не над ней. Соответственно, последняя комплектуется стандартным набором всевозможных развязок, включая новую для обоих вариантов T-intersection.
Любители пересаживать своих симов на общественные виды транспорта смогут предложить привередливым виртуальным человечкам монорельсовую дорогу и электропоезд, рельсы которого соединяются с сетью метрополитена. На более поздних этапах игры появится доступ к строительству гигантского вокзала. Наконец, для перевозки грузов и пассажиров по воде предусмотрен паром.
Наиболее полезным и нужным оказался информационный режим, демонстрирующий пути передвижения городского транспорта между различными точками (который следовало давно включить простым патчем). Теперь значительно легче определить, где именно необходимо поставить автобусную остановку или грузовую железнодорожную станцию. Косвенно данная особенность помогает и в решении проблем, связанных с пробками. Иногда активность проявляют сами жители — если какую-то «street» пора превратить в «road», мэру об этом незамедлительно сообщат. Да и постоянные автокатастрофы в местах с затрудненным движением заставляют искать выход из сложной ситуации. Только не забывайте следить за бюджетом (долгосрочное планирование никто не отменял), иначе вам грозят банкротство или жалкая пара тысяч симолеонов дохода в год.
Самые дотошные игроки, без сомнения, оценят возможность давать имена улицам, кварталам и транспортным сетям. Остальные «дорожные» нововведения представляют собой выбор типа моста при постройке, взимающие дорожный налог посты, устанавливаемые на шоссе (разумеется, они создают пробки), и муниципальные парковки. Список скромненький, а потому его расширяют разновидности уже имевшихся ранее построек, как правило, отличающиеся функциональностью: полицейская будка и «deluxe police station», гидрогенная электростанция, большая школа/колледж/пожарная станция, а также более мощная насосная станция.
Влиять на городскую архитектуру отныне разрешено посредством выбора архитектурных стилей возводимых построек. Европейский и азиатский мотивы были еще в SimCity 3000 Unlimited, Rush Hour же предлагает варианты «Чикаго конца XIX века», «Нью-Йорк середины XX века», «Хьюстон конца XX века» и «Современная Европа». Можно задать застройку как отдельного стиля, так и всевозможных комбинаций, а также их чередование каждые N лет. Варианты вроде «Токио XXI века» и «Средний Восток в наши дни», надо полагать, реализуют в следующих аддонах.
И швец, и жнец, и на дуде игрец
Самым оригинальным и странным новшеством стал режим получения миссий. Должно быть, авторам и вышеупомянутым «генераторам идей» показалось безумным расточительством создать такое количество транспортных средств, снующих по дорогам, и лишить игроков возможности ими управлять. Народ желает, EA воплощает, уже подсчитывая в уме барыши и перспективы вторжения в оккупированную серией Grand Theft Auto нишу.
Итак, отныне всем, что ездит по дорогам нашего города, летает над его территорией или плавает в окрестностях разрешено, грубо говоря, порулить. Не повезло почему-то лишь поездам, но это тоже, думается, временное недоразумение, которое будет устранено. Действительно, зачем игроку покупать какой-нибудь Microsoft Train Simulator, если можно взять под контроль пассажирский состав в собственноручно отстроенном городе? А если нам подарят хитроумную способность вселяться в горожан, то есть шанс склепать шутер от первого лица или даже RPG от третьего, не говоря уже об объединении с серией The Sims или даже создании RTS (а что, вдруг один квартал пожелает пойти войной на соседний?). И жанр-то какой красивый получится: Train/Car/Plane/Ship/City Management Simulation/Action-RPG/FPS/TPS/RTS…
В моей голове среднестатистического поклонника SimCity не укладывается, почему мэр должен развозить на школьном автобусе детишек богатых родителей, участвовать в водных феериях, спасать при помощи буксира севший на мель кораблик, гоняться на полицейских машинах за преступниками, перевозить для мафии наркотики, воровать боеголовки с военной базы и тушить с вертолета пожары, получая за это различные награды, в том числе деньги, повышение/понижение популярности или досрочную возможность возвести бонусную постройку, минуя прочие требования. Чем думали дизайнеры и сценаристы, когда изобретали миссию преследования грабителей банка, наградой за которую служит внушительное пополнение городской казны? Я не знал, что вызволенные из преступных рук денежные знаки передаются первому, кто догнал бандитов, а не законному владельцу.
Движок, кстати, также показывает всю несостоятельность идеи с миссиями. Очень четко становится видна одна из самых уродливых черт геймплея, так до сих пор и не исправленная, — снующие по дороге автомобили постоянно исчезают прямо из-под носа. Соглашаясь на «водную» миссию, нужно молиться, чтобы игра не поставила ваш кораблик в непосредственной близости от другого плавсредства или, того хуже, рядом с приближающимся паромом. Катастрофа будет неизбежна, а виноватым, разумеется, окажется несчастный градоначальник. Другой неприятный момент заключается в совершенно бездумном размещении точки, до которой надо добраться. Тех же грабителей игра частенько «создает» прямо у самого края карты, и сообщение о провале миссии можно получить почти мгновенно, даже не успев двинуться с места.
Наконец, камера в режиме вождения располагается настолько близко, что текстуры становятся откровенно уродливыми. Да и бесконечные глюки вроде исчезновения дороги, моста и строений способны легко воспрепятствовать успешному завершению очередного испытания для спинного мозга, ведь абсолютно все задания ограничены временными рамками. Большое человеческое спасибо Maxis за то, что информация о доступных заданиях отключается легким щелчком мышки. Это позволяет нам, как и положено любому мэру, спокойно заниматься развитием инфраструктуры города, либо разрушением воздвигнутого мегаполиса при помощи двух новых катастроф — нашествия инопланетян и громадного робота-монстра.
Ultimate Fall
Что ни говори, а даже при всех издевательствах авторов над геймплеем и игроками никакой альтернативы SimCity 4 нет. Хочется пожелать авторам тщательнее отбирать получаемые от поклонников советы и не перегибать палку. В конце концов, это лучший симулятор современного города, и его нужно совершенствовать, не отвлекаясь на внедрение элементов других жанров. Критиковать достаточно скромное содержимое Rush Hour по указанным ранее причинам я не буду — люди зарабатывают деньги, ничего не поделаешь. Вряд ли Maxis задумывалась над тем, что простой патч иногда может содержать больше нововведений, чем целый аддон.
P.S. Указанного в жанровом списке «симулятора бога» здесь кот наплакал, но он все же есть.