Грех — дело тонкое
Осень этого года, согласно известному закону индустрии, преподносит нам целый листопад игр. 70% из них недостойны даже упоминания, о 20 процентах люди хоть что-нибудь да знают, и лишь 10% становятся хитами или, по крайней мере, популярными игрушками. Еще одним отличием сегодняшней осени стало обилие одновременно выходящих качественных трехмерных стрелялок. Shogo, Klingon Honor Guard, Vigilance, Blood 2, Half-Life, Sin... Некоторые из этих игр уже вышли — другие появятся через неделю-две. Некоторые не оправдали наших ожиданий — другие, напротив, оказались весьма неплохи. Например Sin — новая игра на движке Quake 2, которую многие после просмотра демо-версии окрестили наследником Duke Nukem 3D. Действительно, атмосфера “дюковщинки” явно просматривалась во всей деме. Разве что использовался не Build-движок, а самый что ни на есть id’шный. Во все остальном прослеживались явные параллели с DN3D — стебовая атмосфера игры, куча фраз, которыми бросается главный герой и даже туалеты, в которых можно спускать воду — все это мы уже видели. Правда теперь все это выглядело гораздо более качественно по графике и затягивающе по геймплею. Но на то это и была демо-версия, чтобы что-то продемонстрировать, но не показать всего. А показать было что и поэтому сразу проведу красную линию обзора: Sin — это НЕ Duke Nukem на движке Quake 2. Точка. Пояснения вы найдете далее...
U4
Американцы просто панически боятся науки! Вы только посмотрите на все их фильмы, мультфильмы и книги — через раз главным плохишом оказывается высоколобый индивидуум с громадным количеством серого вещества и с не менее громадными планами по завоеванию мира или “спасению” нашего бедного человечества. Ну что же, у каждого народа есть свои слабости — это простительно. Поэтому и неудивительно, что для своей игры бывшие Hipnotic Software выбрали ученого... Вернее ученую — сногсшибательную красивую стервочку Элексис. Эта черноволосая бестия брала мужчин не только магией своих женских прелестей, но и мощью интеллекта, который, по уже указанным выше причинам, был подпорчен червяком сумасшествия. И как всегда, дев... эээ, женщина решила усовершенствовать недоделанных человеков и сделать их суперлюдьми. Способ тоже был стандартен — мутации. А вот сами эти мутации вызывались новым синтетическим наркотиком под названием U4, который с некоторых пор стал самой сильной головной болью для полиции города Freeport. К сожалению, исполнительные органы не были осведомлены о побочном, мутагенном действии этого наркотика и боролись лишь с его дилерами, а не с поставщиком и, тем более, с последствиями. Но Элексис явно не хотела мириться с простой ролью распространителя наркотиков. Поэтому она приняла единственно верное решение — распылила наркотик в атмосферу и добавила его в системы водоснабжения города. Отрава действует медленно, поэтому никто ничего и не замечает...
Ваня-Лезвие... Брр... вернее, Джон Блэйд давно работает в полиции города и имеет неплохой послужной список. Относительно недавно он был переведен в отдел Hardcorps, который имеет дело с самыми отъявленными негодяями преступного мира города. Вот и сейчас он был вызван на операцию по вызволение заложников из рук террористов, захвативших главный городской банк...
Rest In Pieces
Если вы играли в демо-версию Sin, то уже познакомились с особым драйвом игры, напряжением, которое не дает вам испытать адреналиновый голод. Начиная с несколько необычного вертолетного полета и заканчивая слишком коротким уровнем банка. Он проходился по несколько раз только ради того, чтобы в очередной раз метким выстрелом из снайперской винтовки снять часовых, да изрешетить из автомата зарвавшихся террористов. Помните ту классную музыку, вопли раненых (тогда несуществующих) напарников и звон разбивающихся потолочных окон, через которые на тросах спускались ваши недруги? Все это, естественно, осталось. Но мало того — все это улучшилось, усложнилось и теперь затягивает еще больше. Начнем, пожалуй, с самого главного - враги поумнели. Не то чтобы они стали бешеными ботами, но уже на месте не стоят, прячутся за колоннами, уходят с линии огня и вообще предпочитают стрелять первыми. Кроме того, умирать они стали с большей неохотой. Банального выстрела в голову теперь уже недостаточно, хотя система точечных попаданий по-прежнему работает и целиться рекомендуется все равно в верхнюю часть туловища. Если противник чувствует, что одному ему с вами не справиться, то он бежит за подмогой, у которой, в свою очередь, тоже есть уши и они слетаются на шум, как мухи сами знаете на что. Это довольно неприятное чувство — оказаться в маленькой комнатке в компании шести-семи головорезов с автоматами, особенно если вы играете на максимальном уровне сложности. Смерть с косой вас будет поджидать довольно часто, а когда начнутся снайперы на крышах — функция SAVE/LOAD вам ой как понадобится... А вот тут я приостановлюсь. Пожалуй, самый большой промах разработчиков игры — это невообразимо долгая загрузка сохраненных игр — на Pentium2 300 c 128 мегабайтами памяти и полной установкой игры на винчестер (около 600 мегабайт) загрузка даже QuickSave’а занимает около двух минут. Это форменное издевательство, особенно если учитывать сложность игры. Команда Ritual Entertainment обещает исправить этот недостаток в первом же патче, а пока рекомендуют исполнять следующие команды в консоли перед стартом самой игры:
set flushmap 0
developer 1
Мне это почему-то не помогло, хотя чем черт не шутит — может у вас заработает... Но хватит о грустном. Хорошего в игре все-таки больше. Итак, вы начинаете проходить уровень за уровнем и постепенно вырисовывается картина ужасных планов Элексис. В начале каждой миссии вам дается несколько первичных и вторичных заданий — последние естественно не обязательны для выполнения и на ходе игры никак не сказываются. Обычно надо найти какой-нибудь предмет или убить очередного врага народа. Вставки между уровнями выполнены на движке игры — это простая дань моде.
Всю игру вы проходите в одиночестве, будучи сопровождаемым лишь голосом личного хакера JC, который иногда дает советы по выходу из той или иной трудной ситуации. Правда с одиночеством я немного переборщил — на первом уровне вам придется минуту-другую посражаться бок о бок со своими напарниками из Hadcorps, которые обладают разумом чурбанов и поэтому без вашей помощи полягут в перестрелке с боевиками. Пожалуй, соратники в OEM-версии Half-Life были гораздо умнее Sin’овских. Ну да ладно — это единственный эпизод в игре, когда вы должны вести борьбу в компании единомышленников.
Операция по освобождению банка из лап террористов — это лишь начало длинной цепочки войны против Элексис и ее всемогущей корпорации SinTek. Постепенно Блэйд и его ручной хакер будут все больше и больше узнавать о темном заговоре и все дальше продвигаться в деле борьбы с женским коварством. По мере прохождения веселость и “дюковщинка” исчезают. Все сначала становится по-DOOM’овски техногенным, потом плавно переливается в Quake’вский подвальный стиль и, наконец, о-Half-Life’ливается, наполняя компьютерный воздух запахом “чужих”... Тут я могу сказать только “Браво!” создателям игры, которые смогли все это разнообразие запихнуть в один Sin. Каждый новый уровень преподносит вам новые страсти, новое оружие и новые открытия. Например, со временем, как должное воспринимается возможность управления некоторыми механизмами и средствами передвижения, такими, например, как мотоцикл на четырех колесах или грузоподъемник.
Поскольку действие большей части игры происходит в жилых кварталах и помещениях города, то и встречаться вы там будете не только с бандитами, но и с вполне мирными жителями, в которых стрелять не рекомендуется, хотя и не возбраняется. Честно говоря, из-за своей жестокой натуры я редко оставлял свидетелей моих злодеяний в живых и многие бомжи пожалели о том, что решили справить малую нужду в том месте, где случайно проходила моя скромная персона с винчестером. Это же касается и молоденьких работниц банков и лабораторий — фотографию одной из жертв вы можете наблюдать в колонке слева :)
Чтобы не сбивать вас с понталыку — разберу-ка я Sin по кусочкам, дав вам возможность оценить составные части игры, как это и делается с большинством современных 3D-shooter’ов...
Графика
Один из главных параметров для современной игры, а особенно для трехмерных бегалок. Тут достаточно одной фразы — используется модифицированный движок от Quake 2 и главным его отличием является поддержка 16-битных текстур, с которыми игра начинает подтормаживать, если конечно у вас не AGP-акселератор. По вполне понятным причинам Sin использует OpenGL, из-за чего поддерживает лишь несколько чипсетов, самым поддерживаемым из которых является 3Dfx Voodoo 1/2. Играть можно и без акселератора, но чу! На дворе 1999 год и VGA или SVGA уже слишком устарели и терпеть тормоза и падение FPS до 7-10 кадров/секунду — это не для слабонервных. Так что если вы все еще не олошадили себя одной из этих множества модных железок — время пришло...
Второе отличие Sin от Quake 2 — это гораздо более богатая палитра текстур, которая меняется по мере прохождения. Поэтому уровни не будут теперь вам казаться слишком одинаковыми, а станут радовать глаз своим разнообразием. Что касается спецэффектов, то и тут все в порядке. Есть и “гало” вокруг световых источников и цветное освещение и все это применяется именно тогда, когда нужно и не создает ощущения графической аляповатости, как это было в Unreal.
Предметов много. Большинство из них можно размолотить на куски. Скажем, сделать из заставленной мебелью гостиной пустой зал для бальных танцев... Взрывы выглядят весьма усовершенствованными и более красивыми, нежели в самом Q2 и по качеству их можно сравнить с Shogo или Blood 2. Крови вполне достаточно, хотя она недолго остается на стенах и со временем исчезает, как и трупы. Это, конечно, не очень хорошо, но надо учитывать количество противостоящих вам врагов. Если бы тела оставались на местах — скоро все помещения были бы завалены мясом. Кстати, о мясе...
Об интеллекте “монстров” я уже говорил выше. Теперь стоит сказать об их внешнем виде... Хм. Полигонов не то чтобы очень мало, но и не много, поэтому все персонажи в игре выглядят не особо натуралистично, хотя и лучше, чем в самом Q2, где было уж совсем все квадратно-кубовым. Кроме людей, которым можно отстреливать туловища или руки, держащие оружие, вам придется встретиться с морем разных нелюдей и мутантов. Больших, окровавленных и обвешанных пулеметами, ракетницами и гранатами. Как говорилось выше, большим плюсом игры является точечная система поражения, применимая как к вашим врагам, так собственно и к вам самим. Так что пара выстрелов в голову могут быстро прикончить Блэйда, зато по ногам можно стрелять довольно долго. С этой системой связана и закраска текстур на скинах монстров. Причем тут все сделано очень разнообразно. Каждый раз вы будете получать уникальный трупик, раскрашенный в замечательные кровавые тона. Если, конечно от трупика что-нибудь останется...
Дизайн уровней
Отличный! Даже можно сказать — один из лучших. Уровни крайне разнообразны и поэтому скучно вам не будет — глаза не успеют привыкнуть в текстурам и расположению препятствий. Лаборатории, джунгли, подземные катакомбы, подводные территории — все это сделано со вкусом и не может не нравиться. Некоторые single-player уровни замечательно подойдут для deathmatch, хотя и родные DM-левелы также не пальцем деланы и дадут вам возможность вволю пострелять в своих живых оппонентов. Не забыты и так любимые многими телепортаторы, которые отсутствуют в одиночной игре. Вообще, бесполезно рассказывать о дизайне интерьеров в игре — скриншоты не дадут точного впечатления. Так что пробовать вам все равно придется самим.
Lock & Load!
Одна из самых больных тем в современных 3d-shooter’ах — это оружие. Его сбалансированность, соответствие атмосфере и внешний вид. Тут все сделано также на “5”. На вооружении Блэйда имеется:
- пара рук (с близкого расстояния очень неплохо колбасит врагов)
- пистолет (слаб, но с глушителем незаменим на некоторых уровнях)
- винчестер (оружие победы на все времена — аналогичен DOOM’овскому винтарю)
- автомат (хорошо поначалу — средняя кучность и такая же скорострельность)
- гранатомет (аналог из Quake)
- скорострельный пулемет (на самом деле — модификация гранатомета. Убойная штука, но быстро жрет патроны)
- ракетница (нужны комментарии? RocketJump работает отлично...)
- некая штука, стреляющая синими взрывающимися шарами. Средней степени воздействия
- ооо.... почти BFG. Можно регулировать степень заряда. Создает нехилый взрыв, который разносит в клочья всех вокруг)
- снайперская винтовка (достаточно одного выстрела в голову — и готов свежий труп. В DM пригодится многим кемперам, хотя надо учиться прицеливаться)
- подводное ружье (на суше бесполезно, но под водой убивает мгновенно)
Как видите, набор оружия крайне неплох. Разработчики не стали изобретать велосипед и внесли в игру только тот боезапас, который прошел боевые испытания во многих играх. Вооружение неплохо сбалансировано, не слишком мощно и позволяет избежать массовых кровопролитий. Естественно, что конечное слово скажут любители подесматчиться, но в Ritual Entertainment явно не дураки сидят...
Кроме оружия, естественно присутствуют всякие бонусы, призванные скрасить как одиночную игру, так и и мультиплеер. Призов весьма много и описывать их действия не имеет смысла. Отдельно скажу только о броне. Она делится на три типа — головная, нательная и ножная. Так что прицельная стрельба теперь имеет гораздо большее значение, нежели в Q2.
Звукомузыка
И тут ребята не подкачали. Музыка просто драйвовая, по большей части быстрое техно, хотя встречаются иногда очень приятные медленные композиции. Как и в Unreal, треки имеют свойство меняться в зависимости от происходящего в игре действия. Правда, происходит это несколько заторможенно, но все-таки смена есть — и это радует. Unreal теперь не одинок.
Звук соответствует качественному уровню всей игры. Оружие стреляет так, как должно стрелять. Взрывы натуралистично давят на барабанные перепонки, а вопли раненых и умирающих заставляют сжиматься сердце бывалого бойца и пристреливать несчастных. Шаги по различным поверхностям звучат по-разному. Сердце постукивает, костяшки кулаков хрустят, винтовка раскладывается с неповторимым шармовым звуком... Нет. Звук в Sin если и не лучше Quake’вского, то уж по крайней мере на одном с ним уровне. Это факт.
Multiplayer
Тут можно ставить знак “=” с Quake 2. Параллелей много — начиная с оружия и заканчивая дизайном некоторых DM-уровней. Пока сложно сказать, сможет ли Sin потеснить Quake. Шансы у него есть. Сбалансированность, не меньшая, чем у Quake2 открытость архитектуры, идентичное управление, что облегчает переползание с Q1/Q2... Если честно, то и в multiplayer и в single play Sin мне понравился гораздо больше Quake2 — из-за своего многообразия и прекрасного чувства сбалансированности во всем. Так что, любители DM — Sin ждет вас, грешников...
END
У Sin прекрасное будущее — это ясно. Через несколько месяцев выйдет набор дополнительных миссий для игры, а потом и вторая часть. Команде, которая раньше сделалa только один mission pack для первого Quake, удалось создать игру, которая будет на равных бороться с остальными 3d-shooter’ами этого года. Единственным настоящим конкурентом Sin’а является только Half-Life. Остальные игры сезона навряд ли смогут тягаться с этой сладкой парочкой. О полной версии H/L вы сможете прочитать на AG через 2-3 дня. Вот тогда вы и решите для себя — кто из них лучший...