- Главная/
- Игры/
- Б. Сокаль. Sinking Island/
- Рецензия
Ты, волна моя,
волна!
Ты гульлива и вольна;
Плещешь ты, куда захочешь,
Ты морские камни точишь,
Топишь берег ты земли…
А. С. Пушкин, «Сказка о царе
Салтане…»
Островная утопия
Что бы ни выпустил Бенуа Сокаль (Benoit Sokal), он навсегда останется в игровых анналах «автором Syberia». Сокаль это прекрасно понимает и потому творит, что хочет. В 2006 году натворил претенциозную пустышку Paradise, сегодня — и того пуще, классический детектив без намека на сказку. Фамилия на коробке (почему-то российский издатель счел нужным внести ее и в заглавие локализации) готовит к встрече с очередным фантастическим миром. Только ожидает нас далеко не вымышленный, а вполне реальный мир, без излишеств. Когда-то по наставлению французского дизайнера мы искали мифический остров. Теперь на наших глазах неприметный тропический остров гордо исчезнет в бушующих волнах.
На самом деле, многогранность творческого потенциала можно лишь приветствовать. Да, кардинально менять стиль и геймплей — значит брать немалый риск на душу. Но тем и хороши романтики, что не боятся экспериментов. Ничего экстраординарного Бенуа не предложил, зато попробовал себя в непривычном амплуа Агаты Кристи (Agatha Christie). Или Эмиля Габорио (Émile Gaboriau), памятуя о корнях. В любом случае, что-то более традиционное и, простите, банальное представить сложно. Старый паралитик-миллиардер собирает внуков с их семьями и доверенных лиц в огромном особняке на собственном острове Сагора. Вскоре калека вместе с инвалидным креслом падает с утеса и гибнет. Под подозрением — десяток человек (из них двое коренных аборигенов). Естественно, каждый имеет зуб на усопшего, который при жизни слыл редкостным скрягой, прохиндеем и вонючкой. Стоит же всплыть завещанию…
Столько штампов, сваленных в одном месте, еще поискать. Сказано не в укор художнику, чье мастерство и здесь нашло яркое отражение. Высотное здание в стиле ар-деко и колоритные типажи украсили серый клочок суши, не особо-то и нужный для расследования. Так, разрешат подобрать пару предметов, и то до тех пор, пока стихия не поглотит их.
Капля за каплей — и океан
Главный козырь подло закрался в название: остров тонет! Не по часам, а по дням. Три дня пребывания на Сагоре инспектора полиции Джека Норма грозят стать последними для него и всех остальных постояльцев (в перспективе). Неустанный дождь и тонущее здание медленно, но верно погружают землю обетованную в хаос. В режиме «реального времени» процесс не заставит ждать; мерно тикающий таймер будет отмерять отведенные нам часы (в перспективе!). Что до перспектив, то ни умереть, ни обмануть таймер не позволят. От пропущенных зацепок зависит разве что длина сыщицкой исповеди в финале. Я, например, минут восемь слушал разъяснения и без того ясных деталей. Ролик, однако, чудный и показательный. Его бы кислой Murder on the Orient Express…
С «реальным временем» вышел конфуз: наперед зная, чем заняться (режим «классической неторопливой адвенчуры» прельстил меня больше), я покончил с суточным минимумом в два счета. Что бы вы думали? Героя свалил сон задолго до наступления темноты. Устал, видите ли. Генеральная линия не то чтобы сильно стесняет в движениях; просто механизм приключения ощутимо скупее заявленного в анонсах. В отличие от разговоров. Джек не прочь обсудить с любым встречным любого встречного, растрепать чужие секреты, выдать компрометирующие факты и попричитать о судьбе бедной жертвы. «Персоны», «зацепки», «информация», «кусочки общей картины» — от перечня тем захватывает дух.
Посплетничать никогда не вредно. Гостям есть что скрывать и что разболтать. Покойный успел насолить и внукам, и их пассиям, и даже, казалось бы, незаинтересованным сторонам. Им не дают покоя внутрисемейные дрязги, их распирают страх и ненависть, душит алчность. И они паникуют! Как же, здание неумолимо опускается в морскую пучину, а помощи не видать. Ближе к развязке предсказать поведение того или иного субъекта почти невозможно. Кандидаты на звание убийцы сменяют друг друга, порой в довольно экстремальных ситуациях. Мне, конечно, импонируют харизматичные, пусть и излишне гротескные образы, но куда милее попытки очеловечить фигуры. Обитатели не стоят по стойке «смирно!» на манер морячков из And Then There Were None. Коварный дедуля предварительно разогнал слуг, посему родственники вынуждены сами надраивать полы, готовить обед, чинить технику. А за неимением домашней работы — дрыхнуть, чаевничать или мирно ворковать. Только с ищейкой получилось нескладно: звонки от беспокойной женушки и внезапные приступы голода для него — святое. Ради этого он готов прервать допрос на полуслове и ускакать в спальню/гостиную, в зависимости от позыва. Ищи-свищи потом жертву по комнатам да этажам.
Все в Норме
Согласно законам «закрытых квестов», предстоит регулярно обегать пенаты, разыскивая шатунов. И хотя круг исследуемых локаций постепенно сужается (помним про потоп), беготня давит на психику. Успокоить ее призван приятный фоновый эмбиент и то обстоятельство, что половину усилий отнимают инвентарные разборки.
Развернутый вариант диалогового окна присутствует в ПАПе (Персональном Ассистенте Полицая). Впрочем, тут проходного описания мало. ПАП — фактически игра в игре. Главный элемент и главная гордость Sinking Island, если точнее. Фотографии, отпечатки пальцев, улики, записи бесед и подробные досье бережно собраны и рассортированы по папкам. Насущные задачи вынесены отдельно, в виде кусочков мозаики. Вбил Норм себе в голову, что непременно нужно отыскать меткого стрелка среди наследников, — возникла соответствующая цель. Для выявления личности злодея необходимо «закрасить» эти кусочки цветами правды. К истине мы подходим, сопоставляя и анализируя вещдоки. Анализом, однако, занята смышленая машинка. Специальный слот служит сборным пунктом для фотографий, отпечатков пальцев, улик и т.д. Всего-то и надо, что найти и соотнести приличествующие цели сведения, благо, их количество и… гм… разновидность аппарат отмечает самостоятельно. После окончания процедуры жмем на кнопку и ждем результата. Элементарно, Ватсон. И нервы целы, и мозги сыты. Смущает лишь инфантильность детектива.
Часто выводы ПАП очевидны еще задолго до скрипучей операции. Но Джек молчит и смиренно добирает недостающую информацию, желая насытить ненасытный агрегат, получить банальный ответ и уже с чистым сердцем набрать телефон Управления. Я не ханжа и не противник техногенной революции. Я против человеческой глупости! Когда инспектор сличает подошвы ботинок или состав масляных пятен в своей «мини-лаборатории», вопросов не возникает. Когда же наступает черед умозаключений, уважение к любителю почесать языком пропадает. Избавь нас авторы от привязки к «третьему лицу» — и восприятие поменялось бы в лучшую сторону.
Помимо блужданий по острову, опроса свидетелей и проверки ИИ компьютера, сыщик не гнушается простых манипуляций с предметами. Ничего примечательного в них нет, кроме редких вкраплений пиксель-хантинга. Возню курсором по пустынным экранам и вылавливание мелких загулявших точек по пыльным углам старается компенсировать традиционно высокое качество картинки (при традиционно невысоком разрешении). Не скажу, что графика вызывает бурные и продолжительные восторги, да и интерьеры комнат словно под копирку писаны. Зато какие там погоды! Дождь стоит стеной, молнии прорезают небо, пальмы гнутся под мощными порывами ветра. И в центре этого безумия — гигантский особняк, обитель страхов и душевных метаний. Атмосферно. Отсюда следует мораль: не исчерпал себя Сокаль!