Должен признаться - первоначальный замысел этой рецензии был совершенно другим. Автору по сценарию полагалось, заливаясь умильными слезами, взахлеб вспоминать золотое детство, начав с бессмертной игры "Кооперативное кафе" на программируемом калькуляторе, затем плавно перейти к полностью текстовому "Стартреку", пожелтевшие рулоны с листингами которого, отпечатанные на лепестковом принтере (кстати, описанию лепесткового принтера также необходимо было уделить пару строк), до сих пор валяются где-то на антресолях, сделать остановку на спектрумовских Kingdom of Grain и прочих симуляторах президентских выборов, и завершить прелюдию несдержанной ностальгией по "Зоркам" и прочей писишной interactive fiction.
После чего, окончательно размякнув, я мог добродушно потрепать игрушку по холке, заодно отвесить ей пару товарищеских щелбанов (мол, это, конечно, не X-Tension, но специфика, знаете ли...) и приколоть к лацкану какой-нибудь не слишком позорный балл.
Да, все должно было произойти именно так. Однако на тернистом пути, отделяющем замысел от воплощения, произошло одно маленькое событие, в корне изменившее мое отношение к Smugglers. Я в них поиграл.
Что средний россиянин должен знать о Smugglers
С точки зрения разработчиков, это походовая стратегия в текстовом режиме, которая позволяет пользователю попробовать себя в роли космического торговца, контрабандиста, наемника или пирата. С моей точки зрения, это позорное убожество, создателей которого следовало бы публично колесовать за профанацию идеи, а затем ткнуть в труп пальчиком и сурово сказать: так будет с каждым, кто покусится. Потому что именно из-за таких уродов и их поделок текстовые игры считают полным отстоем, наскоро клепаемым на коленке лохами, у которых не хватает мозгов на приличный трехмерный движок.
Все. Продвинутые россияне могут читать дальше.
Smugglers и торговля
С этого начинают все. В общем-то, ничего особо увлекательного в роли корабля "Шаттл" (то бишь, космического челнока) нет: купил подешевле, продал подороже, благо, полная информация по ценам на товары для каждой планеты предоставляется. Правда, старина Маркс, живи он в тамошнем мире, после 150-й попытки разобраться в местной экономике плюнул бы на все и вместо "Капитала" написал "Майн Кампф".
И есть от чего свихнуться. Судите сами: допустим, артефакты пришельцев оцениваются на некой планете в три сотни маленьких зелененьких бумажек. Ты набиваешь трюм этим добром, прилетаешь туда, а чертовы артефакты уже вдвое дешевле стоят. Улетаешь - цены выросли пуще прежнего. Возвращаешься - опять упали. В итоге в сердцах машешь рукой и скидываешь товар едва ли не даром.
Примечательно то, что количество этого самого товара измеряется "местами". Пятьдесят "мест" лекарств полностью аналогичны пятидесяти "местам" плутония или плазменных двигателей. Вот такая вот, извините за выражение, аномалия.
Время от времени игра пытается слегка оживить себя при помощи торжественных объявлений о том, что на планете А произошло глобальное событие Б, в результате чего подскочили цены на товар В. Особенно пикантно выглядят сообщения типа "На пиратской базе экономический подъем, повысились цены на предметы роскоши". Интересно, какой экономический подъем может быть на пиратской базе? Ограбили особо жирного торговца?
Остается лишь добавить, что ассортимент ТНП в Smugglers неумело содран с Elite и ее клонов. Точно так же есть легальные и нелегальные товары, причем перевозка нелегальщины теоретически переводит торговца в разряд контрабандистов.
Smugglers и контрабанда
На самом деле контрабанда ничем не отличается от обычной торговли, разве только у пункта назначения корабль периодически тормозит космическое ГИБДД с требованием предъявить документы и открыть багажник. Впрочем, от этих всегда можно удрать.
Накопив достаточно денег и потратив их на более-менее приличный корабль, можно присоединиться к славным вооруженным силам одной из планет. Но это уже другая история.
Smugglers и война
Стоит лишь записаться в армию, как вся бескрайняя галактика размером в семь планет делится на два лагеря - чужие, с которыми мы в данный момент воюем, и свои, с которыми пока дружим. Разница в том, что с чужими нельзя торговать, зато можно перехватывать их космические корабли и атаковать сами планеты.
Бой - это отдельная история. Каждый раунд игрок оказывается перед сложным моральным выбором: драться, бросать груз (зачем это нужно, я так и не понял) или сматываться. Вот и вся тактика. Причем поставить это дело хоть на какое-нибудь подобие автопилота нельзя: сиди и кликай до победного конца.
Располосовав чужой корабль или разворотив системы защиты планеты, можно поживиться на развалинах. Набив трюмы, летим на любую дружественную планету и толкаем навар. Кроме того, каждое убийство от имени родных вооруженных сил работает на репутацию игрока, и со временем он может рассчитывать на присвоение очередного воинского звания, а также на небольшую матпомощь со стороны доброго мэра.
Smugglers и криминал
Рано или поздно оказываешься в ситуации, когда военные действия против планеты заканчиваются непосредственно в процессе перехвата вражеских кораблей. Стоит лишь проморгать этот немаловажный момент, и ты уже преступник. Все остальные сразу начинают дуться на тебя, как мышь на крупу, а пираты, наоборот, становятся добрыми, покладистыми и разрешают с собой торговать. А в остальном - все та же смертная тоска.
* * *
Между прочим, я тут перечитал все это... и вы знаете, ведь вполне приличная игра могла бы получиться. Но вышла форменная мышиная возня в микроскопических размеров загончике из семи планет, с невменяемой экономикой и идиотской боевой системой. Смотрите, дети, и учитесь: так делать игры нельзя.
P.S. Хотел было написать в графе "Похожие игры" Stars! или хотя бы "Галактику", но рука не поднялась...